Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4

2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8

3. Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11

4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………18

Библиография………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

НЕЙГАУЗ (3).docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

Важнейшим воспитывающим  фактором в педагогике Г.Г.Нейгауза была заинтересованная и доброжелательная атмосфера, в которой неизменно  проходили занятия и которая  в одинаковой мере окружала учеников самой разной степени одаренности. Нейгауз любил музыку и тепло  относился к людям, которые это  музыку создают, исполняют и для  которых она в конечном счете  звучит. Его высокоэтичная человеческая позиция не могла не оказывать  сильного педагогического воздействия. Этическая направленность самого искусства, а также деятельности музыканта  и педагога не раз подчеркивалась Нейгаузом. "Я думаю, что задача укрепить талантливость ученика, а не просто научить "хорошо играть", то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым... есть реальная... диалектическая оправданная задача", - писал он [Там же. С.37]. Нейгауз был согласен со словами С.Е.Фейнберга о том, что качество пианиста определяется "...четыреххвосткой: первое - человек, второе - художник, третье - музыкант, четвертое - пианист" [18.С.47], и протестовал против того, что в реальной жизни часто бывает наоборот.

Благодаря атмосфере, царящей  в классе Нейгауза, как писала его  ассистент Т.А.Хлудова, "...каждый ученик мобилизует все свои духовные силы, напрягает все свои возможности, дерзает, смеет - окрыленный силой представшего ему поэтического образа... Я, много  лет проведя в классе Нейгауза, часто была свидетельницей случаев, когда скромный, незаметный, малодаровитый  ученик, втянутый в атмосферу высокой, требовательной и необычайно одухотворенной работы, мог сделать то, что, казалось, трудно было от него ожидать" [19. С. 167].

Г.Г.Нейгауз относился  к своим ученикам с подлинным  человеческим и профессиональным уважением. О наиболее выдающихся из них он говорил: "Это те ученики, у которых  я учился с не меньшей пользой, чем они учились у меня" [Там  же. С. 167]. И добавлял: "Впрочем, число  моих учителей из учеников не ограничивается несколькими наиболее известными именами...

Конечно, и таких учеников, у которых можно было бы только научиться тому, как не надо играть, у меня... было предостаточно, но почему-то они забываются, а хорошие не забываются никогда" [Там же].

Многие ученики Г.Г.Нейгауза продолжили его педагогические традиции. Крупнейшими педагогами стали Я.И.Зак, Б.С.Маранц, Т.Д.Гутман, С.С.Бендицкий, С.Г.Нейгауз, Л.Н.Наумов, Е.В.Малинин, В.В.Горностаева  и др. Педагогическая деятельность представителей нейгаузовской школы  не ограничивается только Московской консерваторией. Едва ли можно найти  крупный город в России и всем бывшем СССР, где не работали бы продолжатели нейгаузовской ветви в фортепианной педагогике. Многие из них представляют отечественное исполнительское  искусство и педагогику и за рубежом. Наряду с выпускниками фортепианных школ Л.В.Николаева, К.Н.Игумнова, А.Б.Гольденвейзера и С.Е.Фейнберга, ученики Г.Г.Нейгауза достойно продолжили блестящие традиции российских педагогов-пианистов XIX в. и обеспечили современный уровень отечественной фортепианной педагогики, который пользуется высочайшим авторитетом во всем мире.

Таким образом, педагогическая деятельность Г.Г.Нейгауза представляет для современных педагогов-исследователей значительный интерес прежде всего потому, что она не только отражает передовые методы современной ему общей педагогики, но зачастую предвосхищает их.

Проанализировав элементы педагогической системы, Г.Г.Нейгауза с точки зрения перспективных направлений современной педагогики, мы приходим к выводу, что их содержание опережает современный им уровень общей педагогики. Так, по нашему мнению, в педагогической деятельности Г.Г.Нейгауза периода 20-50-х годов прослеживаются принципы и методы, которые впоследствии получили название «развивающее обучение».

Анализ педагогической деятельности наиболее крупных отечественных педагогов-пианистов XX в. в числе которых видное место принадлежит и Г.Г.Нейгаузу - позволяет сделать вывод о том, что успешность их работы во многом обеспечивали:

- продолжение и развитие традиций крупнейших отечественных педагогов-музыкантов XIX в;

- выход за узкие рамки методики обучения игре на фортепиано и широкое применение педагогических принципов и методов.

Несмотря на различия в  содержании и методах преподавания, соответствующие индивидуальным особенностям названных педагогов, в их деятельности можно проследить общие стратегические направления, которые мы сформулировали как следующие принципы:

- движение от внутреннего к внешнему, от художественного образа исполняемого произведения к техническим средствам его воплощения;

- интеллектуализация процесса обучения;

- активизация познавательной деятельности;

- осознанность процесса освоения и исполнения музыкального произведения;

- самостоятельность;

- индивидуальность;

- сотрудничество;

- нравственная направленность процесса обучения игре на музыкальном инструменте.

 

 

Заключение

_________________________________________________________

Таким образом, изучив исторические аспекты становления российской фортепианной педагогики и изучив педагогическое наследие Г.Г. Нейгауза, можно сделать вывод о том, что,

- творческое наследие Г.Г.Нейгауза содержит положительный опыт для современной педагогики, так как многие его положения предвосхищают ведущие направления педагогической науки (развивающее обучение, проблемное обучение, педагогику сотрудничества).

- творческое наследие Г.Г.Нейгауза является педагогической системой, так как содержит необходимые структурные элементы: цель - развитие личности обучающихся, задачи - общемузыкальное развитие, формирование высокого уровня эрудиции, нравственное совершенствование обучающихся, развитие техники как средства достижения художественной цели; принципы - развивающего и воспитывающего характера обучения, сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражения комплексного подхода, проведения обучения на высоком уровне трудности, развития познавательных сил личности, рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм работы; методы - иллюстративные, пояснительные, поисковые, проблемные, творческие.

Это еще раз доказывает положение о том, что педагогика фортепианного исполнительства представляет собой одну из развитых отраслей педагогической науки в целом, сыгравшую значительную роль в становлении и развитии передовых идей в общей педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

_________________________________________________________

  1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки в вузе // Методология музыкального образования: Проблемы, направления, концепции. М.: МПГУ, 1999.
  2. Абдуллин Э.Б. Учитель музыки и уходящий XX век // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: Тез. докл. науч.-прак. конф. 25-26 февраля 1999 г. Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1999.
  3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч. 1-2. М. Музыка, 1988.
  4. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. Ч. 3. М.: Музыка, 1982. Алексеев А.Д. Кпавирное искусство. М.; JL: Музгиз, 1952.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
  6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967.
  7. Нейгауз Г.Г. Показательный урюк и лекция для педагогов. Беседы с Б.Тепловым и А.Вицинским (стенограммы) // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 4. М.: Музыка, 1976
  8. Кременштейн Б.JI. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. 120 с.
  9. Кременштейн Б.Л. Г.Г.Нейгауз педагог. Методика занятий с учениками и проблемы музыкальной педагогики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1978.
  10. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М.: Музыка, 1984.
  11. Кремлев Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963.
  12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967. 312 с.
  13. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Сов. композитор, 1982.
  14. Нейгауз Г.Г. Творчество пианиста // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.;Л.: Музыка, 1966.
  15. Нейгауз С.Г. Воспоминания, письма, материалы. Сост. Н.Зимянина. М., 1988.
  16. Николаев A.A. Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М.: Музыка, 1965..
  17. Николаев Л.В. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.;Л.: Музыка, 1966
  18. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л.: Сов. композитор, 1979.
  19. Хлудова Т.А. О педагогике Г.Г.Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. М.: Музыка, 1965.
  20. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла / Предисловие Э.Б.Абдуллина. М.: Mill У. 1999.
  21. Цыпин Г.М. В классе Л.Н.Оборина. Конец 40-х начало 50-х годов // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 4. М.: Музыка, 1976.
  22. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: ACADEMIA, 1999.
  23. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М.: Сов. композитор, 1988.
  24. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
  25. Цыпин Г.М. Портреты пианистов. М., 1990.
  26. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М.: МГПИ, 1978.
  27. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994
  28. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М.: МГПИ, 1975.
  29. Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом!» М.: Классика-XXI, 1999.
  30. Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Сов. композитор, 1978.

 

 

 


Информация о работе Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза