Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Одним из направлений содержания современного образования является его гуманизация: жизнь требует специалистов, сочетающих универсальность и профессионализм, с одной стороны, и личную ответственность, духовную наполненность, установку на созидание - с другой.
Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в подрастающем поколении природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей (Б.Т.Лихачев).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
1. Этапы становления российской фортепианной педагогики…………4

2. Биография Г.Г. Нейгауза………………………………………………8

3. Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза………11

4. Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза ……………………………………………………………………………………………14

Заключение…………………………………………………………………18

Библиография………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

НЕЙГАУЗ (3).docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

С 1912 по 1914 год Г.Нейгауз занимается у Л.Годовского в школе мастерства Венской музыкальной академии, завоевав там высшую награду Академии. В 1915 году, по совету Ф.Блуменфельда, Г.Нейгауз  сдал экстерном экзамен за курс Петербургской  консерватории и получил звание "свободного художника", что дало ему возможность начать самостоятельную  концертную и педагогическую деятельность. С 1916 по 1918 год он преподавал в Тбилиси, а с 1919 по 1922 год - в Киеве. В этих городах, несмотря на большую педагогическую нагрузку, он давал сольные концерты; в репертуаре его были произведения И.Баха, Ф.Шопена, Р.Шумана, а также  С.Прокофьева и К.Шимановского.

В 1922 году, при активном участии  А.Луначарского и проф. В.Асафьева, Ф.Блуменфельд  и Г.Нейгауз были переведены в  Московскую консерваторию, где в  то время преподавали профессора Ипполитов-Иванов и Игумнов. В Московской консерватории Генрих Нейгауз плодотворно  сочетал педагогическую работу с  активным концертированием. Он выступал как солист, а также как ансамблист вместе с такими выдающимися скрипачами, как Миша Эльман, Мирон Полякин, Наум Блиндер, и в фортепианных дуэтах с Феликсом Блуменфельдом, сыгравшим в то время важную роль в формировании Генриха как пианиста.

С 1935 по 1937 год Г.Нейгауз занимал  должность заместителя, а затем  и директора Московской консерватории. В то же время в Московской консерватории  была организована высшая школа художественного  мастерства (нынешняя ассесентура), где  под руководством Нейгауза проходило  усовершенствование мастерства пианистов. Такие великие мастера, как Эмиль  Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак  и многие другие прошли курс у Генриха  Нейгауза. Считалось, что окончить консерваторию  по классу Нейгауза - это вершина  академического успеха для пианиста.

Нейгауз был удивительным педагогом, у него было все, что необходимо для  этой профессии: ум, чуткость, замечательный  вкус, широкий кругозор, подчиняющее  себе обаяние, музыкальная увлеченность и т.д. В классе Нейгауза была необыкновенная творческая атмосфера, ученики его  боготворили. Уроки у Нейгауза всегда сопровождались музыкальными примерами  и их разборами, анализом выразительно-музыкальных  фраз, лейтмотивов, деталей стиля  и темпов сочинения.

Мстислав Растропович, будучи молодым  профессором, учился преподавать у  великого педагога Нейгауза. Он вспоминал, как бывал на уроках Генриха Густавовича, "который был всегда прост, человечен, шутлив, непосредственен, но отнюдь не "ментор".

В 1940 году Генрих Нейгауз получил  звание доктора искусствоведения. В  журнале "Музыка" так писали об игре Г.Нейгауза: "Его исполнение воспринимается с такой свежестью, как будто его слушали в  первый раз. Происходило это не потому, что исполняемое произведение трактуется по-новому - нет, трактовка не меняется, но это не повторение, не копирование  ранее найденного, все здесь дышит  живой прелестью свободной, ничем  не скованной жизни - все рождается  заново - как заново каждую весну  на деревьях шумит молодая листва".

В те годы мы, молодежь, увлекались концертами Г.Нейгауза, В.Софроницкого, Э.Гилельса. Игра Г.Нейгауза отличалась романтизмом, высоким темпераментом, лиричностью, артистизмом. Он часто исполнял произведения Ф.Шопена, А.Скрябина, Р.Шумана, П.Чайковского.

После войны слушать выступления  Г.Нейгауза в Большом зале Московской консерватории для многих любителей  музыки  было большим праздником. Одаренный огромной наблюдательностью и обладая обширными знаниями в области литературы и искусства, Г.Нейгауз внес большой вклад в литературное освещение мастерства своих коллег - пианистов, скрипачей, дирижеров. Его статьи об игре В.Софроницкого, С.Рихтера, Э.Гилельса, Э.Петри, Г.Гульда, о скрипачах М.Полякине, Ж.Сигетти, дирижерах Е.Мравинском, О.Клемперере - замечательны. Он писал литературные труды и эссе о Пушкине, о творчестве Ф.Шопена, П.Чайковского, А.Скрябина, Д.Шостаковича и многих других. Его научный труд "Об искусстве фортепианной игры" имеет большое значение для профессионалов-педагогов.

После смерти Г.Нейгауза в 1964 году его  ученики не забывали своего учителя. Как писала ученица Нейгауза профессор  В.Горностаева, они собирались в  квартире С.Рихтера 12 апреля в день рождения Генриха Густавовича, слушали  записи в его исполнении. На рояле  стояли цветы и фотографии Нейгауза разных периодов его жизни.

Среди великих учеников Г.Нейгауза были Э.Гилельс, Св. Рихтер, Я.Зак, а также С.Слободяник, Е.Малинин, С.Нейгауз, А.Наседкин, В.Горностаева, В.Крайнев и многие другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философско-эстетические основы педагогики Г.Г.Нейгауза


Г.Г.Нейгауз принадлежал  к музыкантам, сочетавшим высокий  профессионализм с универсальностью образования, обширной эрудицией, умением  мыслить на уровне взаимосвязей в  искусстве.

Уже период его собственной  учебы характеризовался чрезвычайной широтой художественных интересов  музыканта. Помимо занятий на фортепиано, он изучал композицию, контрапункт, интересовался  произведениями современных авторов, в первую очередь Р.Штрауса, К.Шимановского и М.Регера, общался со многими  музыкантами. К отроческим годам  относится его увлечение литературой -Гомером, Данте, Шекспиром, Гете, Пушкиным и Мицкевичем. Был момент когда  Г.Г.Нейгауз в поисках своего пути выбирал между музыкой и театром. К этому же времени относится  его всепоглощающее увлечение изобразительным  искусством - особенно эпохи Возрождения.

Разносторонность интересов, способность проникать вглубь явлений  жизни и искусства закономерно  привели Г.Г.Нейгауза к философии. С детства свободно владея немецким языком, он изучал в подлинниках  труды И.Канта, Г.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, И.Г.Фихте. Его восхищали  философские идеи И.В.Гете, которого он также знал в подлинниках.

Философия для Нейгауза являлась, прежде всего, теоретическим обоснованием искусства, во взаимосвязи различных  его видов. Неизменно делая философские  обобщения любых, даже частных явлений  в искусстве, Г.Г.Нейгауз полагал, что музыке в целом свойственно  более гуманное мировоззрение, нежели философии. «...Я жалел о том, - писал  он, - что Бетховен не «перемолол»  свою музыку на философию, ибо я думал, что эта философия была бы лучше  кантовской и гегелевской, глубже, правдивее  и человечнее» [9.С. 14].

Наибольшее влияние на Г.Г.Нейгауза оказали идеи философии  гуманизма с ее уважением к  личности и приоритетом этического начала. С философией гуманизма Г.Г.Нейгауза также роднит стремление изучать  культуру античности и Возрождения, на которую опирались гуманисты.

Особое внимание Г.Г.Нейгауза привлекали два гиганта немецкой классической философии - Г.Ф.Гегель и  И.Кант. Гегелевский диалектический метод пронизывает все исполнительское  творчество и педагогическую деятельность Г.Г.Нейгауза: он познавал во взаимосвязи  различные явления искусства  и жизни; диалектически подходил к проблемам, связанным с обучением и воспитанием. К примеру, определяя соотношение содержания исполнения («что») и технических средств его воплощения («как»), Г.Г.Нейгауз писал: «Что определяет как, хотя в конечном счете как определяет что (диалектический закон)» [9.С.11].

В философии И.Канта Г.Г.Нейгаузу, несомненно, было близко положение, выражающее сущность гуманизма: человек может  быть для другого человека только целью, но не средством. Этому положению близко убеждение Г.Г.Нейгауза о неразрывной связи эстетического с этическим. Для него, при всей его безраздельной любви к искусству, цель - не произведение искусства, а человек. Г.Г.Нейгауз придавал этический смысл даже понятию «талант». Он писал: «Задача укрепить талантливость ученика, а не только научить «хорошо играть», то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым... есть реальная, если не вполне осуществимая, то диктуемая законом нашего времени и искусства, в любое время диалектически оправданная задача [9.С.37].

Важно отметить, что в 20-е - 50-е гг. XX века, в которые разворачивалась  творческая и педагогическая деятельность Г.Г.Нейгауза, в советском обществе был принят идеологизированный подход к изучению философии и эстетики. Вопреки этому навязываемому  подходу, Г.Г.Нейгауз оценивал философские  учения, создавал свою эстетическую позицию  и осуществлял творческую и педагогическую деятельность исходя из общечеловеческих духовных ценностей.

Таким образом, основу философско-эстетической концепции Г.Г.Нейгауза составляли:

1.Опора на идеи философии  гуманизма (И.Кант, Г.Ф.Гегель).

2.Диалектический подход  к явлениям жизни и искусства.

       З. Неидеологизированный подход к оценке явлений искусства.

4.Тесная связь эстетического  и этического начала.

Эстетическая концепция  Г.Г.Нейгауза формировалась в опоре  на его огромную художественную эрудицию. Г.Г.Нейгауз буквально впитывал массу  художественных впечатлений от общения  с произведениями живописи, скульптуры и архитектуры, много читал, изучал иностранные языки. Многообразие художественных впечатлений сформировало необычайно разносторонний интеллект, что в  первую очередь являлось характерной  чертой Нейгауза-музыканта.

Основой эстетической концепции  Г.Г.Нейгауза было искусство переживания (К.С.Станиславский). Он не принадлежал  к рациональным музыкантам. Обширные и разнообразные познания в его  исполнении трансформировались в мощное эмоциональное воздействие на аудиторию. Рецензенты в разные годы отмечали в его исполнении гармоничное  сочетание переживания с культурой  размышления (Г.М.Коган); содержательное, целеустремленное искусство глубокой мысли и яркой эмоциональной  насыщенности (М.И.Гринберг); широту духовного  мира, богатство ассоциативных связей как результат соединения громадного таланта с проницательным умом и  многоплановой культурой (Д.А.Рабинович).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Идеи развивающего обучения и их реализация в творческом наследии Г.Г.Нейгауза __________________________________________________________

Школа Г.Г. Нейгауза дала российской культуре несколько поколений выдающихся музыкантов — пианистов и педагогов — Я.И. Зака, Т.Д. Гутмана, Л.Н. Наумова, С. Рихтера, Э. Гилельса, В.В. Горностаеву, А.А. Наседкина, В.В. Крайнева и других. Занятия Г.Г. Нейгауза проходили, как правило, при большой аудитории. Каждый урок, благодаря его яркой личности, его эрудиции, артистизму и остроумию, умению сопоставить явления разных искусств, литературы, философии, превращался в подлинный праздник для слушателей. На первый взгляд в занятиях Г.Г. Нейгауза было трудно обнаружить систему. Он мог заниматься по-разному: с одним учеником говорил о произведении в целом, с другим начинал кропотливую работу с текстом, порой весь урок посвящен был нескольким тактам. Г.Г. Нейгауз импровизировал, руководствуясь своим педагогическим чутьем. Он настойчиво капался в мелочах, заставлял вслушиваться в каждую фразу и отрабатывал каждый штрих . Внутренняя логика занятий: первое — «художественный образ» — это смысл, содержание, выражение. Второе — звук во времени, материализация «образа». Третье — техника в целом как совокупность средств, нужных для решения художественной задачи .

Суть педагогической концепции  Г.Г. Нейгауза: в центре внимания должен стоять звуковой образ. Г.Г. Нейгауз считал, что достигнуть успеха в работе над художественным образом можно, лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически. Для этого необходимо развивать его слуховые данные, знакомить с музыкальной литературой, изучать творчество автора, развивать внутренний слух путем выучивания произведения по нотам без инструмента, научить разбираться в форме, тематическом материале, гармонической и полифонической структуре исполняемого произведения, развивать его фантазию, пробуждать любовь к другим искусствам. Работа над техникой вытекала из представления художественного образа. Пока учащийся играет произведение, не понимая его художественного содержания, его цели неясны и, соответственно, приемы технической работы бессистемны и не имеют целенаправленного характера. Когда же пианист стремится к воплощению того или иного образа, то каждая деталь этого образа диктует определенные технические задачи и методы работы для их решения. К ученикам Г.Г. Нейгауз относился с подлинным человеческим и профессиональным уважением.

Занятия Нейгауза с Гилельсом  были прежде всего школой художественного  мастерства; Нейгауз помогал молодому музыканту обогатить свой духовный мир, свое понимание музыки. И хотя впоследствии Л.А.Баренбойм упрекал  Нейгауза в том, что он недостаточно приспособился к индивидуальным особенностям Гилельса , все же результат - формирование одного из крупнейших пианистов XX в. - был налицо.

До некоторой степени  противоположным образом строились  занятия Нейгауза с Рихтером, который  поступил в консерваторию относительно поздно, имея значительное духовно-художественное развитие и более скромное пианистическое (из многочисленных сфер творчества, которые  его привлекали, Рихтер долго не мог выбрать одну и сосредоточиться  именно на фортепианном искусстве). Нейгауз  впоследствии писал: "...В занятиях с Рихтером я чаще всего придерживался  политики "дружественного нейтралитета"" [16.С.202]. Все педагогические задачи и в этом случае были великолепно решены.

Опыт Г.Г.Нейгауза по обучению очень талантливых людей так  же бесценен, как и опыт работы со "средними" учащимися. Нейгауз  писал, скромно именуя себя "методистом": "Если методическая мысль сосредоточивается  на малом отрезке действительности ("середняке"), то она ущербна, неполноценна, недиалектична и поэтому неправомочна. Если уж быть методистом... то быть им до конца, охватывать весь горизонт, а  не вертеться в заколдованном  кругу своей узкой системочки! Правда, это трудно, очень трудно! Всякий большой пианист-художник является для педагога-исследователя чем-то вроде нерасщепленного атома  для физика. Надо иметь много духовной энергии, ума, чуткости, таланта и  знания, чтобы проникнуть в этот сложный организм" [Там же. С.21].

Информация о работе Философско-эстетические основы педагогики Г.Г. Нейгауза