Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций

1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности

1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе

2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей

Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания

3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

 

 

Заключение

 

Из всех учебных дисциплин единственно  по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как  она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

 

Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому школа не должна откладывать начало музыкальных занятий и обязана предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу.

 

Для правильной организации духовно-нравственного  воспитания средствами музыки надо с  самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания, а для достижения этих целей, надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания направленные на духовно-нравственное развитие в процессе занятий в школе и после ее окончания.

 

Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, в это  время надо знакомить детей с  самым широким музыкальным репертуаром, включающим музыку всех стилей, направлений  и периодов. Весьма важно использовать как классические произведения, так и современные, как высоко-духовные, так и народные.

 

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

 

В задачи уроков музыки, как в специфические  задачи духовно-нравственного воспитания должно входить: продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие способности целостного, гармоничного восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.

 

Воспитание способности активно  сопереживать - важнейшее условие  для формирования духовно развитой личности.

 

Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.

 

 

Очень важно, чтобы то, к чему взывали  мы на уроках музыки, что “вживляли” во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников в своем социокультурном пространстве. Это и забота о ближнем, и активная экологическая и краеведческая деятельность, и организация работы по духовному, нравственному и физическому оздоровлению населения.

 

Один из известных специалистов по эстетике М. Каган, подвергший глубокому  анализу закономерности целостного развития художественной культуры, отмечает, что "музыка будет играть все большую роль как в художественной культуре, так и за ее пределами, ибо дальнейшее возрастание роли в человеческой жизни науки, абстрактного мышления, познания законов бытия будет порождать все более острую потребность в уравновешивании этого направления человеческого развития активизацией его эмоциональной сферы, его духовных чувств, его способности не только мыслить, но и переживать..."[19].

 

В современном обществе Разрабатываются  новые концепции общего образования  и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

 

Развивающаяся социализация личности ребенка требует углубления содержания музыкально-эстетического воспитания, призванного стимулировать духовные потребности личности с опорой на нравственно-смысловой контекст музыкального содержания. Одухотворение и очеловечивание музыки должно быть не только внутренне осмысленным как жизненно целесообразное явление. Необходима ее взаимосвязь с другими областями познания, в первую очередь с историей, литературой, изобразительным искусством.

 

В современной педагогической науке  нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая “огромное воздействие музыкального искусства на ребенка, способность его без лишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять становление духовного мира личности, подвергают сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству нравственного воспитания. Однако воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика  музыкального обучения в общеобразовательной  школе: Пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 1983.

 

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В.  Теория музыкального образования.  Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004.

 

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга  школьного учителя-музыканта. –  М.: ВЛАДОС, 2000.

 

4. Апраксина О.А. Методика музыкального  воспитания в школе: Учеб. пособие  для студентов пед. институтов  по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.

 

5. Арчажникова Л.Г. Профессия  – учитель музыки: Кн. для учителя.  – М.: Просвещение, 1984.

 

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи  о музыкальном просвещении и  образовании. – М., 1956.

 

7. Абдуллин Э.Б. Приобщение к  музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

 

8. Алиев Ю.Б. Методика музыкального  воспитания детей (от детского  сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.

 

9. Алиев Ю.Б. Художественное образование  в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.

 

10. Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.

 

11. Ахмешев Б.А. Профессиональная  позиция учителя музыки как  категория личности // Научные труды  МПГУ им. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. – М., 1995.

 

12. Базиков А.С. Музыкальное образование  в современной России. – Тамбов, 2002.

 

13. Баренбойм Л.А. О музыкальном  воспитании в СССР // Музыкальное  воспитание в СССР. - Вып. 1. – М., 1978.

 

14. Бернстайн Л. Музыка всем. –  М. 1978.

 

15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б.  Методика преподавания музыки  в общеобразовательных учреждениях:  Учеб. пос. для студ. муз. фак.  педвузов. – М.: Академия, 2002.

 

16. Брунер Джером. Культура образования  [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.

 

17. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент  музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.

 

18. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности  и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина.  Музыкальное развитие ребенка.  – М., 1986.

 

19. Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки // Гегель Г.Ф. Эстетика. – Т. 3. – М., 1971.

 

20. Горюнова Л.В. На пути к  педагогике искусства // Музыка  в школе. – 1988, №2.

 

21. Горюнова Л.В., Маслова Л.П.  Урок музыки – урок искусства.  Кн. для учителя. – М., 1989.

 

22. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление. – М., 1989.

 

23. Данилевская Л.В. Основные  принципы музыкального воспитания  Н.Л.Гродзенской // Музыкальное воспитание  в школе. - Вып. 10, 1975.

 

24. Духовная музыка: Россия и  Запад. Программа для 1-4 кл. ООШ  / И.В. 

 

25. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.

 

26. Кабалевский Д.Б. Воспитание  ума и сердца: Книга для учителя.  – М., 1984.

 

27. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать  детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

 

28. Кабалевский Д.Б. Педагогические  размышления. – М., 1986.

 

29. Кабалевский Д.Б. Прекрасное  пробуждает доброе. – М., 1973.

 

30. Каган М.С. Взаимодействие  искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

 

31. Каган М.С. О месте искусства  в жизни школы // Искусство в  школе. – 1992.

 

32. Концепция художественного образования  как фундамент системы эстетического  воспитания школьников (проект). – М., 1988.

 

33. Красильников И.М. Современные  тенденции и противоречия развития  музыкальной культуры и образования  // Музыка в школе. – 2000. - №  1.

 

34. Красильников И.М., Крюков М.А.  Музыкальное искусство и педагогика  завтра // Музыка в школе. – 2000. - № 3.

 

35. Кабалевский Д.Б. Основные  принципы и методы программы  по музыке для общеобразовательной  школы // Программы общеобразовательных  учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук.  Д.Б. Кабалевского. – М., 2004, 2006.

 

36. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Народное образование»,

 

37. Кошмина, В.В. Алеев. – М.: Просвещение, 1994.

 

38. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е., Хох  И.Р. Музыка и развитие личности  ребенка. – Томск: Изд-во Томского  ГПУ, 2004.

 

39. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.

 

40. Музыка. 1-8 классы. Программа для  средних общеобразовательных учебных  заведений / Под общ. ред. Ю.Б.  Алиева. – М.: Просвещение, 1993.

 

41. Музыка. Музыкально-эстетическое  воспитание. 1-4 классы. Программа для  общеобразовательных учебных заведений  / Авторы-составители Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. – М., 1994.

 

42. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ  / Коллектив авторов под научным  руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004, 2006.

 

43. Музыка. Программа для ООУ.  Начальные классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –  М.: Просвещение, 2005, 2006.

 

44. Музыкальное искусство. Программа  для 1-4 классов ООУ / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.

 

45. Музыкальное образование в  школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

 

46. Мазель Л.А. Вопросы анализа  музыки. Опыт сближения теоретического  музыкознания и эстетики. – М., 1978.

 

47. Медушевский В.В. Дух музыки  и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995.

 

48. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.

 

49. Медушевский В.В. Музыковедение:  проблемы духовного. – М., 1988.

 

50. Медушевский В.В. О закономерностях  и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

 

51. Медушевский В.В. Художественная  картина в музыке. В кн.: Художественное  творчество. – Л., 1986.

 

52. Неменский Б.М. Мудрость красоты.  О проблемах эстетического воспитания.–  2-е изд., перераб. и доп. –  М., 1987.

 

53. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.

 

54. Русский фольклор. Программа  для 1-4 кл. / Л.Л. Куприянова // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.

 

55.Федеральный компонент государственного  стандарта общего образования  // Вестник образования России - 2004, №№ 12-13.

 

 

Приложение

 

Духовные произведения в мировой музыкальной классике

 

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) 3 оратории: «Рождественская» (1734), «Пасхальная» (1734-36) и «Вознесение» (1735), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727), «Магнификат» (1723, 1730), «Месса си минор» (1749), 4 коротких мессы (1735-1749), 191 духовная кантата; около 350 хоралов, 35 духовных песен, мотеты.

 

Гектор Берлиоз (1803-1869) оратории: «Детство Христа» (1854), «Реквием» (1837), «Te Deum» (1849).

 

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) оратория «Христос на Масличной горе» (1803), «Торжественная месса» (1819-1823), месса до мажор (1807), кантаты.

 

Жорж Бизе (1838-1875) оратория «Иоанн на Патмосе» (1866), кантаты: Ангел и Тобия (1855-57), Давид (1856); Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858), Ave Maria (для хора и оркестра, после 1867).

 

Луиджи Боккерини (1743–1805) Месса (1800), «Stabat Mater» (1801).

 

Иоганнес Брамс (1833–1897) «Немецкий  реквием» (1857-1858).

 

Эдвард Бенджамин Бриттен (1913–1976) оратории: «Вавилон» на Быт 11 (1944), муз. баллады «Авраам и Исаак» (1955), оперы «Ноев потоп» (1958) и «Блудный сын» (1968), кантаты: «Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» (1959).

 

Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.

 

Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки