Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций

1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности

1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе

2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей

Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания

3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работ1.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

Огромное значение придавал духовно-нравственному  воспитанию основоположник русской  педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: « Запоет школа - запоет вся страна»[12].

 

Среди наиболее видных и последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца 19 века можно назвать:

 

Е. Альбрехта, К. Вербера, В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей славной семьи Гнесиных. В их работах  подчеркивается общественное значение музыкального, духовно-нравственного  воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить скрытые таланты. Главную задачу музыкально - педагогических учреждений В. Корганов, как и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в обществе.

 

Начало 20 века приносит интересный и  ценный опыт в практической музыкальной  педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного музыкального воспитания.

 

ШАЦКАЯ Валентина Николаевна- советский  педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.

 

В. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном  использовании различных видов  искусства в воспитании детей  и юношества, о необходимости  участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Она рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению В. Шацкой, способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного вкуса достигаются при условии целенаправленного педагогического руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с учащимися, но и быть организатором эстетической жизни школы.

 

В. Шацкая была одним из инициаторов  создания в стране детского музыкального радиовещания. Проводила научные  исследования с привлечением данных физиологии, социологии, психологии. Обобщение их результатов отразилось в книгах и статьях В.Н. Шацкой: «Музыка в детском саду», «Музыкальная работа и быт детей», «Песни и быт деревни», «Художественное воспитание в школе», «Музыка в школе и учитель» и др. С 1923 г. В. Шацкая сотрудничала в художественно-педагогической комиссии Государственного Учебного Совета (ГУС), где при ее непосредственном участии создавались школьные программы по музыке.

 

Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что  с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающие истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.

 

С 1913 года Общество начинает издавать литературу, основанную на результатах  практического опыта.

 

В советский период издаются целевые сборники для школьно пения, учебные пособия и методические руководства.

 

Более двух веков бились прогрессивные  деятели русской культуры над  решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи, брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе

 

Борьба за общее музыкальное  воспитание детей в России долгое время оставалось борьбой идей. И  только в Советском государстве, а позже в Российской федерации  возникли принципиально новые возможности  реализации всех прогрессивных устремлений, накопленной в этой области человечеством.

 

1.2 Актуальность современных методических  принципов и подходов к вопросам  духовно-нравственного развития  школьников

 

Работа большинства общеобразовательных  школ основана на программе Д.Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.

 

Сегодня появилась необходимость  переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу  Д.Б. Кабалевского, с методической точки  зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

 

Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых – педагогов  в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня.

 

В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением  к программе Д.Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно – нравственными акцентами.

 

В своей работе Л.Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при  слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает  необходимое настроение слушательской  установки на адекватное замыслу  восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках.

 

Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

 

Школа как отражение социальной среды является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке, особенно на уроках музыки. Однако целенаправленность формирования духовного мира личности школьника средствами музыки не должна стать синонимом насильственности. Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя. Педагогические концепции последних лет подчеркивают необходимость учета в учебно-воспитательном процессе не столько возрастных особенностей школьника (хотя и это необходимо), сколько индивидуальных. Глубокие исследования в области духовно-нравственного развития школьников средствами музыки сделаны такими учеными, как Э.Б. Абдуллн, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова и др.

 

Проблема преподавания музыки в  школе, как носителя духовно-нравственного воспитания, всегда стояла остро перед педагогами. Несмотря на общие тенденции каждый преподаватель решал ее в большинстве индивидуально. Видный деятель музыкального просвещения Н.М. Ковин считает. Для того чтобы музыкальное образование было полным и отражалось на духовно-нравственном развития детей, необходимы:

 

1) развитие способности воспринимать  музыку и возможно интенсивнее  переживать возбуждаемые ею эмоции;

 

2) развитие необходимых как для  этого так и для воспроизведения  в той или иной форме музыкальных произведений способностей и умения;

 

3) усвоение нужных для этого  знаний.

 

Эти три стороны музыкального образования  неразрывно слиты между собой. Исполнение или преобладание какой либо из них  делают само музыкальное образование  неполным, односторонним. Программа Д. Кабалевского предусматривает равномерное воздействие на все три стороны в продолжении всего учебного курса школы.

 

Слушание музыки (развитие способности  восприятия ее) непременно должно иметь  место на всех слушаньях, во всех классах  школы, как основа духовно-нравственного воспитания. Оно элементарно на первой ступени, ширится на второй, где в связи с ним для более глубокого использования его развиваются музыкальные способности и умения, и даются элементарные знания, и, наконец, наиболее полно и интенсивно оно должно идти на третьей ступени (I-IV классы), где воздействию его помогают развитые способности, приобретенные технические навыки и умения.

 

При таком взгляде на музыкальное  образование ясно, что понимает программа  под словом музыка и воспитанием духовно-нравственного начала у младших школьников. Это не игра только на музыкальных инструментах, а все музыкальное искусство все стороны и виды ее. Тут и пение - классное и хоровое, и знакомство с музыкальными произведениями, исполнение музыки и т.д. Это всё, при опытном подборе репертуара, обогащает духовно-нравственный мир школьников. Все из области музыки, что возможно для школы, что можно организовать, - все должно быть использовано преподавателями для того, чтобы получаемое учащимся музыкальное образование было возможно более полным и всесторонним и направленным на духовно-нравственное развитие. Слушать музыку учащиеся будут и вне школы и в классах, на уроках и во внеклассное время. Прослушивание и посещение концертов классической музыки дает им возможность ознакомится с произведениями, способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей. Но в обстановке спектакля, концерта в большом зале, в многолюдном обществе слишком много отвлекающего. Получаемые ими впечатления будут в этом случае слишком общие и неполные. Они будут глубже, отчетливее от слушания музыки в стенах школы, в привычной обстановке, среди своих товарищей.

 

Часть программы на развитие духовно-нравственного  начала, может быть построена так:

 

1) слушание образцовых произведений;

 

2) усвоение их на слух;

 

3) исполнение с листа и духовно-эстетический  анализ.

 

Музыкальный композитор, дирижер и  педагог А.А. Шенщин акцентирует  внимание на реализации в преподавании музыки трех общепедагогических принципов  наглядности, самодеятельности и жизненности. Значительный интерес представляет мнение автора об «одновременности» и «параллельности» восприятия произведений искусств (и их эстетического усвоения) и творческого восприятия или творческого создания чего либо нового на основе «внутреннего мира переживаний». Он пишет: «Первое требование вытеснение из принципа наглядности — постоянного, неразрывного художественного воздействия, т.е. учащийся все время должен иметь дело исключительно с произведениями безукоризненной художественной ценности».

 

 

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

 

2.1 Проблемы духовно-нравственного  воспитания в современном обществе

 

Первоочередная задача учителя  музыки – это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться учитель музыки.

 

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит  вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях  учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими. Ведь, поистине, это время беззаботное, веселое, счастливое.

 

 Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким  миром ребенка. Задача учителя  музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

 

Вот в этот момент приходит понимание  того, как важно то, чему мы учим наших  детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем.

 

На уроках музыки убеждаешься, как  эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!». С радостью он должен идти на урок.

 

Профессия педагога особая, связанная  со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а  средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

 

Учитель должен учить школьников ориентироваться  в мире музыки, привить им вкус и  приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

 

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.

 

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

 

1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно  – нравственное воспитание музыкой.

 

2.Активизация познавательной деятельности  учащихся.

 

3.Раскрытие преобразующей силы  музыки и ее влияние на внутренний  мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки