Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:26, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение условий формирования музыкальных способностей детей в детском оркестре.
Для достижения цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующий круг задач:
1. Раскрыть особенности развития музыкальных способностей дошкольников в детском оркестре;
2. Охарактеризовать формы работы музыканта-педагога по развитию музыкальных способностей детей в детском оркестре;
3. Обобщить опыт работы по формированию музыкальных способностей в детском оркестре;
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
5. Составить рекомендации для педагога-музыканта по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3–5
Глава I. Теоретические основы музыкального воспитания дошкольников.6–25
1.1. Значение и задачи музыкально-художественного воспитания и развития дошкольников………………………………………………………6–13
1.2. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников…………………………….13–19
1.3. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей………………………………………………………………………….19– 24
Вывод……………………………………………………………………………25
Глава II. Музыкальное занятие как основная форма работы по формированию музыкальных способностей и способы их развития в детском оркестре у детей средней группы………………………………………………………26–48
2.1. Значение и задачи музыкальных занятий…………………...26–27
2.2. Основные музыкальные способности детей и способы их развития в различных видах музыкальной деятельности…………………………...27– 32
2.3. Значение и задачи игры на музыкальных инструментах……32–33
2.4. Классификация музыкальных инструментов…………………34–35
2.5. Организация занятий по обучению детей средней группы игре на инструментах………………………………………………………………...35–41
2.6. Развитие музыкального слуха в игре на детских музыкальных инструментах………………………………………………………………...41–47
Вывод……………………………………………………………………………48
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования детского оркестра как средства развития музыкальных способностей у детей средней группы……………………………………..49–65
Заключение…………………………………………………………………..66– 67
Список литературы…………………………………………………………68–69
Приложение…………………………………………………………………..1–32

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

  1. Развивать музыкальность ребенка;
  2. Обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
  3. Развивать художественно-творческие способности.

Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи.

Рассмотрим первую задачу.

Как следует понимать музыкальность? Это ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

  1. Эмоциональной отзывчивости – умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;
  2. Развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различения главных компонентов в звуковой ткани произведения.

Обе стороны музыкальности  находятся в неразрывном единстве и воспитываются одновременно.

Благодаря развитию музыкальности  дети начинают тоньше чувствовать музыкальные  образы – прообразы окружающего  их мира. А это, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окружающей жизни, в формировании эстетических оценок, художественного вкуса. Музыкальность ребенка воспитывается путем его активной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляется сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать. Они перестают быть безучастными. Настроения, переданные в музыке, вызывают у них ответные переживания.

Пути воспитания эмоциональной  отзывчивости различны. Необходимо продуманными методическими приемами привлекать детей к непосредственному исполнению музыкальных произведений, к участию в танцах, играх.

Восприятие искусства  представляет собой сложную психическую  деятельность, в которой соединяются  интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства, которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму.

Восприятие музыки формируется  с раннего детства. Накоплению эмоционально-музыкальных  впечатлений способствуют пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки.

Дети младшего дошкольного возраста узнают знакомую музыку, различают ее по характеру и по простейшим жанрам (марш, пляска, колыбельная), но не умеют выразить это словами. В четырех-пятилетнем возрасте дети более дифференцировано воспринимают характер, форму и средства выразительности музыкального произведения. На вопросы педагога дают словесные ответы. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп. Они воспринимаю характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Итак, задача формирования музыкального восприятия решается путем:

  1. Отбора музыкального материала, разнообразного по тематике;
  2. Систематизации методических приемов воспитания и обучения;
  3. Постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств выразительности и формы.

Основными музыкальными способностями считаются те, которые  связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. По мнению психолога Б. М. Теплова, таких способностей три:

  1. Ладовое чувство;
  2. Музыкально-слуховые представления;
  3. Музыкально-ритмическое чувство. [1, 29]

Ладовое чувство – это способность эмоционально воспринимать музыку. Она проявляется в любви к слушанию музыки, в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховое представление  – это способность запомнит музыкальное  произведение, воспроизвести его  мелодию по памяти.

Музыкально-ритмическое чувство – способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении. Здесь проявляется координация слуховых и двигательных центров.

Разные музыкальные  способности развиваются у детей  неодинаково. Может отставать проявление всех способностей. Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов. Поэтому процесс обучения имеет решающее значение в деле развития и воспитания музыкальности.

Рассмотрим вторую задачу музыкального воспитания детей.

Для того, чтобы добиться ее успешного осуществления, необходимо систематически работать над развитием  детского голоса и чувства ритма, формированием певческих навыков, воспитанием у детей слухового внимания. Чтобы обучение ребенка шло успешно, надо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся задатки. Организм ребенка дошкольного возраста очень пластичен и легко поддается воздействию обучающего.   

Рассмотрим третью, наиболее сложную задачу музыкального воспитания      – развитие художественно-творческих способностей ребенка. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения – активной целенаправленной деятельности. На музыкальных занятиях детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу.

В пении творческие проявления выражаются в воспроизведении голосом услышанных музыкальных звуков, импровизации коротких попевок и развернутых мелодий на заданный текст. Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, инсценировании сюжетов песен под пение педагога; исполнении танцев, сочинении плясок-импровизаций; инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов.

В России проблему творчества как фактора развития личности ребенка  в последние десятилетия рассматривали следующие ученые: Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, П. А. Чичерина, К. В. Тарасова, Л. В. Горюнова, Г. С. Ригина, А. Н. Зимина. В их исследованиях отмечается, что процесс воспитания и развития творческих способностей ребенка протекает в тесной взаимосвязи с обучением умению воспринимать художественный образ данного произведения. [1, 32]

Творческие способности  детей развиваются на основе слушания музыки и накопления музыкальных  представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, в ходе выполнения сначала простых, а затем более сложных творческих заданий.

Таким образом, задачи музыкального воспитания осуществляются путем активной музыкальной деятельности детей  в процессе их обучения.

 

    1. Проблемы и психолого-педагогические основы музыкально-художественного воспитания дошкольников

 

 Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений – вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Они пользуются музыкой как одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающей жизни, формирования его личности. Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способность тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

Познание мира через  художественный музыкальный образ  обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально-художественное впечатление, каждый музыкально-художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музыкального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом очень важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Следовательно, музыкальное воспитание необходимо использовать в целях формирования мировоззрения детей. В результате разнообразного музыкального воздействия в детстве человек должен стать подлинным любителем музыки, культурным слушателем, способным иметь о ней собственное суждение. Но не всякое музыкальное произведение по своему содержанию соответствует этим важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н. А. Ветлугина, рассказывая о международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества, пишет: «Крупнейшие музыканты мира – композиторы, музыковеды,                       педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей. По мнению многих из них, творческие деятели должны иметь ясное представление о передовых идеалах нашего времени и создавать глубокую демократическую музыку, яркую в ее жанровой характеристике… Детей, особенно маленьких, надо воспитывать на народной песне с ярко выявленной ладовой основой. Писать следует в традиционно-классической манере, но совершенствуя ее приемы.

Вместе с тем музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами. Нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он не доступен». [1, 15]

Музыканты-педагоги в  первую очередь используют для работы с детьми произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, произведения, отражающие картины и явления природы, народную музыку. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности.

Произведения, используемые в работе с детьми дошкольного  возраста, должны отвечать следующим  художественно-педагогическим требованиям:

  1. Быть высокоидейными, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
  2. Быть художественными;
  3. Эмоционально насыщенными;
  4. Содержательными и занимательными по сюжету;
  5. Мелодичными;
  6. Простыми по форме и доступными по содержанию.

Но не только разнообразный  по тематике и художественный по форме  музыкальный материал оказывает  воспитательное воздействие на детей. Этому способствуют и методы его преподнесения. Мало только уделить внимание технически точному исполнению произведения. Необходимо подчинить технику сознательно-выразительной интерпретации для того, чтобы помочь детям более глубоко воспринять музыкальный образ, осмыслить его содержание. В связи с этим первостепенное значение в процессе музыкального воспитания играют принципы сознательности и активности. Ничто не должно быть заучено без понимания смысла и значения, выразительных свойств музыкальных явлений. Отсюда вытекает необходимость использования принципа наглядности, то есть образования музыкальных впечатлений на основе конкретных музыкальных образов. И, наконец, все приобретенные детьми знания должны найти себе применение в практической музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребенка.

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершенствование  многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. Н. А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей». [1, 16]

Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмическими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей.

Рассмотрим природу  способностей.

Психологическая наука  определяет способности как                     индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

Информация о работе Детский оркестр как средство развития музыкальных способностей дошкольников