Аннотация к хору «Пойду ль, выйду ль я» из оперы «Чародейка» П. И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:16, реферат

Описание работы

Петр Ильич Чайковский – один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 года (старый стиль) в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. С семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из "Дон Жуана" Моцарта.

Содержание работы

Историко-стилистический анализ 3
Оперно-хоровое творчество П. И. Чайковского 7
Музыкально-теоретический анализ 9
Вокально-хоровой анализ 10
Исполнительский анализ 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Аннотация.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Кемеровский  государственный университет культуры и искусств»

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к  хору «Пойду ль, выйду ль я» 
из оперы «Чародейка» П. И. Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. МО

Арсланова А. А.

 

 

 

 

Кемерово 2011

Содержание:

Историко-стилистический анализ 3

Оперно-хоровое  творчество П. И. Чайковского 7

Музыкально-теоретический анализ 9

Вокально-хоровой анализ 10

Исполнительский анализ 10

Список литературы 11

 

Историко-стилистический анализ

Петр  Ильич Чайковский – один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 года (старый стиль) в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. С семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из "Дон Жуана" Моцарта.

В продолжение  всей жизни Чайковский сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Чайковского рано. В 1845 году Чайковский начал учиться игре на фортепиано, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у Чайковского в 1850-х годах. Во время своего пребывания в училище Правоведения Чайковский не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 году он, окончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции.

Жизнерадостный  юноша беспечно проводил время; никто  не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не видел в своем ученике ничего особенного. Чайковский решился, однако, поступить в петербургскую консерваторию, не смотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению. Вера в свое призвание у Чайковского была так сильна, что однажды, не смотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: "С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной".

Занимался Чайковский в классе теории композиции профессора Н. И. Зарембы, позднее – в классе инструментовки Рубинштейна. Оставив службу, Чайковский испытывал материальную нужду. В 1865 году Чайковский окончил курс консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: "К радости". Другие его консерваторские работы – увертюра к "Грозе" и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу "Воевода".

При основании консерватории  в Москве в 1866 году Чайковский был  приглашен туда профессором гармонии. В 1866 году Чайковский дебютировал перед  московской и петербургской публикой увертюрой 
"F-Dur", с успехом средним. В том же году Чайковский начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в русском музыкальном обществе в Петербурге. К периоду 1866-1867 годов относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепьянных пьес: "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание. В 1867 году Чайковский начал писать оперу "Воевода" и в том же году, в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании Русского музыкального общества в 1868 году с большим успехом.

Постоянная нужда  в деньгах заставила Чайковского  заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия  он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 году в Москве, имела успех, но в 1870-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению "Фатум" (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Чайковского, "Ундина", оконченная в 1869 году, сцены не увидела. Она тоже уничтожена автором в 1873 году, за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Чайковского.

Осенью 1869 года Чайковский пишет увертюру-фантазию "Ромео  и Джульетта", с которой начинается настоящее его значение в истории  искусства. Хотя это произведение имело  в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Чайковского. В том же году композитор написал шесть романсов, из которых "Нет, только тот", "И больно, и сладко", "Слеза дрожит", "Отчего", "Ни слова, о друг мой" сразу завоевали всеобщий интерес.

Ступенями к славе  были для него также первый квартет d-dur (1871), опера "Опричник" (1872), симфоническая фантазия "Буря" (1873). На конкурсе Русского музыкального общества в 1875 году его опере "Кузнец Вакула" была присуждена первая премия. Данная в Петербурге в 1876 году, она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; впоследствии сам Чайковский признал ее недостатки. За ней последовала опера "Евгений Онегин", которой, вместе с шестой симфонией, написанной Чайковским в конце жизни, суждено было увековечить его имя. Сначала Чайковский не верил в успех "Онегина", называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.

Первое представление  этой оперы состоялось в московской консерватории 17 марта 1879 года. Успех  был средний; надо полагать, что причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 года "Евгений Онегин" был исполнен в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 года. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Чайковского. В 1877 году произошла перемена в материальной обстановке композитора, благодаря Н.Ф. фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в 6 тысяч рублей. Это дало Чайковскому возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности; а когда Чайковский хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. Сочинения Чайковского, эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников, как Бюлов, все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепьянный концерт "Буря", серенада и вальс для скрипки); на всемирной выставке в 1878 году.

В том же году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста. Следующая опера: "Орлеанская дева" (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в  переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 году. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу Чайковский имел с оперой "Мазепа" (1883), поставленной в Москве в 1884 году, гораздо меньшую – с "Чародейкой", имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 году, посредственный успех. Репутация Чайковского, как оперного композитора, воспрянула с "Пиковой дамой", поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 года. Эта опера по своей популярности не уступает "Евгению Онегину". Она обошла, наравне с последней, все оперные сцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Чайковского "Иоланта" дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 года вместе с его же балетом "Щелкунчик". Не менее обширна была деятельность Чайковского как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки.

Драматическая опера – задача сложная, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Чайковскому эта задача не всегда давалась, тем не менее он проявил во многих сценах (в "Евгении Онегине", "Мазепе", "Пиковой даме") замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот; каждая из них представляет крупный интерес для развитого музыканта. В симфонической музыке Чайковский, как говорится, был более у себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых нежных до самых мощных - все это ставит Чайковского в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности. В области романса Чайковский - замечательный лирик.

Вообще, какого бы рода музыки Петр Ильич ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка композитора проникнута преимущественно русским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Чайковскому возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Чайковского было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время. Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу. В каталоге сочинений композитора значатся 76 опусов, 10 опер, 3 балета.

Судя  по его письмам, Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковского – этот вопрос не разъяснен. На жизненном пути Петра Ильича встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. К ним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьей сочинений Чайковского, но вместе с тем и самым энергичным их пропагандистом), а также П. И. Юргенсон, замечательный по бескорыстию издатель его сочинений, брат композитора Модест, его сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. Император Александр III в 1888 году назначил Чайковскому пенсию в 3 тысячи рублей.

Общительный и ласковый характер Чайковского, а  также обаятельность его сочинений  дали ему массу друзей. Среди них  были и музыканты, принадлежавшие к  различным группам, но как ни дружил Чайковский с композиторами других направлений, он оставался верен своим взглядам. По своей нервности композитор не мог оставаться где-нибудь подолгу и с 1877 года вел жизнь кочевую. Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Чайковскому не по сердцу, но тем не менее он пробыл профессором в консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии. Только под конец жизни Чайковский обосновался в Клину, где и сохранилась его квартира со всей обстановкой; там же и архив композитора. Концерт 16 октября 1893 года, где он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, был лебединой песнью Чайковского.

25 октября  он скончался в Петербурге  и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Оперно-хоровое  творчество П. И. Чайковского

Деятельность  П. И. Чайковского совпала с блестящим  периодом развития русской национальной культуры второй половины XIX века (рассвет хорового искусства Придворной певческой капеллы, Синодального  хора, Бесплатной музыкальной школы, капеллы графа Шереметьева, хора Архангельского и др.).

Любовь к  Родине, к народу объединяет Чайковского  и композиторов «Могучей кучки». Но, в отличии от кучкистов с их отражением исторических событий, эпоса, преданий, обрядов, главное в творчестве Чайковского, композитора романтика – раскрытие духовного мира человека и решение морально – философских проблем. Внутренний мир героев, тонкие нюансы человеческой души всегда волновали композитора и составляли основное содержание его произведений.

Опера занимает очень важное место в творчестве Чайковского и сопровождает весь творческий путь. Собственные взгляды  композитора на оперный жанр формировались постепенно в период становления национальных оперных школ в европейском романтизме XIX века и укрепления позиций демократической и реалистической оперной эстетики в русской музыке. Основные черты оперной эстетики Чайковского:

  1. признание демократичности оперного жанра;
  2. стремление к жизненной достоверности сюжетов; требование естественности, правдивости и искренности, а также сценичности, театральности оперного произведения, рельефности, ясности и простоты либретто;
  3. определяющее значение пения в опере (сольного, ансамблевого, хорового).

Разнообразие  сюжетов определило и различие жанрово-драматургических типов опер Чайковского. Среди ранних – историко-бытовые: «Воевода» по драме А. Островского (1868) и «Опричник» по трагедии И. Лажечникова (1872), лирико-комедийная по повести Н. Гоголя «Кузнец Вакула» (1874), во второй редакции – «Черевички» (1885).

Для хорового творчества Чайковского характерна эмоциональная  приподнятость, напряженность, драматическая  взволнованность. Музыку отличает глубокий психологизм, полнота душевных переживаний, искренность.

Хоровое творчество Чайковского наиболее полно и  ярко выражено в оперном жанре, разнообразном  по тематике и приемам хорового письма. В его операх много массовых народных сцен, где в хорах различных составов даются яркие музыкальные характеристики отдельным группам народа или действующим лицам; это хоры крестьян, сцена бала из «Евгения Онегина»; сцена народа в «Мазепе», опричников из «Опричника». Хор выступает то как действующее лицо (хор и причитания матери «Не гроза небеса кроет тучею» из «Мазепы») то как фон для выявления эмоционального состояния героев, или обрисовки какого-либо сценического положения (хор девушек из «Евгения Онегина»). Часто хор дает характеристику среды (хор приживалок из «Пиковой дамы»), характеристику эпохи, используя жанр кантаты и полонеза (пастораль «Искренность пастушки» и «Сцена в летнем саду» из «Пиковой дамы»). Мастерски показывает композитор в хоровых сценах быт различных слоев общества: бал уездного дворянства и петербургский светский бал в «Евгении Онегине», гуляние в Летнем саду и сцену графини с приживалками в «Пиковой даме».

Информация о работе Аннотация к хору «Пойду ль, выйду ль я» из оперы «Чародейка» П. И. Чайковского