Аннотация к хору «Пойду ль, выйду ль я» из оперы «Чародейка» П. И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:16, реферат

Описание работы

Петр Ильич Чайковский – один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 года (старый стиль) в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковского, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. С семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковского в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из "Дон Жуана" Моцарта.

Содержание работы

Историко-стилистический анализ 3
Оперно-хоровое творчество П. И. Чайковского 7
Музыкально-теоретический анализ 9
Вокально-хоровой анализ 10
Исполнительский анализ 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Аннотация.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Гуманизм и  народность, правдивость и искренность, полное слияние музыки и слова характеризуют оперные хоры Чайковского. Глубокая связь с русским и украинским фольклором проявляются в использовании в хорах подлинных медий и отдельных интонаций народных песен, стилизации обрядовых, трудовых, хороводных, плясовых песен, в разнообразии и богатстве метроритмической структуры, ладовых особенностей.

В «Чародейке» по драме И. Шпажинского (1887) Чайковский создает тип лирико-психологической музыкальной драмы, для которой характерны:

  1. Раскрытие внутренней душевной жизни героев, их переживаний, страстей;
  2. Основной конфликт как порождение внутренних психологичских коллизий;
  3. Столкновение конфликтных противоположных характеров;
  4. Борьба противоречивых чувств в душе героев, двойственность характеров действующих лиц как чисто романтическая черта драматургии.

Музыкально-теоретический анализ

Форма произведения «Чародейка» куплетно-вариационная, каждый куплет в форме периода. Жанр – хороводная песня. Строение симметричное, квадратное. Каждый период квадратен по четыре такта. Вариационность характерна для русской народной песни. Вариационность проявляется в варьировании ритма, сопровождении, которые зависят от текста, положенного в основу.

Начинается  произведение с V ступени, что создает напряжение. Тремоло в сопровождении также создает внутренне напряжение, противоречие.

Метр трехдольный. Слова русские народные. Композитор ломает мерическую структуру русской народной песни с двухдольной на трехдольную, за счет чего возникает неустойчивость, ощущение волнения.

Голосоведение поступенное, часто встречается нисходящее движение.

Вокально-хоровой  анализ

Тип хора – двухголосный. Вид хора – женский. Удобные условия для ритмического, дикционного ансамбля, чему способствует изложение материала в гомофонно-гармонической манере. Дыхание общее. Темп Allegro. Преобладает функция доминанты, создающая внутреннее напряжение. Голосоведение поступенное, часто встречается нисходящее движение. Тесситурные условия в целом удобные, но встречаются скачки. Кульминация совпадает с повышением тесситуры. Главный мелодико-тематический материал ведет партия первых сопрано. Динамика произведения громкая – начинается с форте и кончается на фортиссимо. Представляет трудность выстраивания хора в нюансах форто и форитиссимо, особенно когда громкое звучание хора соединяется с высокой тесситурой как в данном произведении. Это связано с некоторым притуплением слуха у певцов при насыщенном звучании, увеличении размаха вибрации и большой трудностью ансамблирования при этом.

Исполнительский анализ.

Для произведения характерно варьирование темпа и  ритма, которые зависят от текста, положенного в основу. Особенно резкая смена темпа на кульминации. Динамика громкая Представляет трудность выстраивания хора в момент кульминации, в нюансах форто и форитиссимо, когда громкое звучание хора соединяется с высокой тесситурой.

Необходимо  следить за твердым произношением  окончаний в словах «кинуся», «брошуся».

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1 И. Усова «Хоровая литература», «Музыка», 1984

2 Двойнос Л.И. «Анализ хоровой партитуры», КемГУКИ 1997

3 Дмитриевская «Анализ хоровых произведений», 1965

4 Музыкальная энциклопедия. В 5 тт. /Гл. ред. Ю.В. Келдыш.- М.: Сов. Энциклопедия, 1973-1982 гг


Информация о работе Аннотация к хору «Пойду ль, выйду ль я» из оперы «Чародейка» П. И. Чайковского