Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:31, диссертация

Описание работы

Александр Васильевич Никольский (1874 — 1943) — композитор, ученый-теоретик, педагог, профессор Московской консерватории, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в русской духовной музыке. Начало его творческой деятельности пришлось на рубеж XIX - XX веков, а завершение - на период Великой Отечественной войны. Эпоха, в которой жил и творил Никольский, характеризуется целым рядом серьезных перемен, как в политической, так и в культурной жизни России. Александру Васильевичу было суждено пережить время переворотов, крушение монархии, атеистическую кампанию, две войны.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Жизненный и творческий путь.***
Глава 2. Духовная музыка.
Милость мира ор. 3.
Ор. 17 (избранные песнопения Всенощного бдения).
Литургия Преждеосвященных Св. Даров. (Ор 23,1907).
Песнопения на тексты Псалтири.
Полное последование Венчания.
Литургия ор. 52.
Характеристика стиля.
Глава 3. Светская музыка А. В. Никольского.
Симфонические произведения.
Концерт для флейты.
Камерно-вокальное творчество.
Сценические произведения.
Сочинения для фортепиано.1
Светская хоровая музыка.
Глава 4. Литературное и педагогическое наследие Никольского.
Музыкальные заметки.
Статьи А. В. Никольского.

Файлы: 1 файл

Александр Васильевич Никольский.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

17

А. В. Никольский. Пенза, 1885 г.

Заключение диссертации по теме "Музыкальное искусство", Ефимова, Юлия Алексеевна

Заключение

Представленное исследование посвящено личности и творчеству Александра Васильевича Никольского — одной из интереснейших и во многом уникальных фигур, представляющих отечественную музыкальную культуру и музыковедческую мысль первой половины XX столетия. В работе ставилась задача впервые с разных сторон осветить личность и творчество A.B. Никольского, выявить особенности его индивидуального стиля. В ходе написания диссертации была предпринята попытка вписать имя Никольского в соответствующий период истории русской музыки и Московской консерватории.

Особое место в работе занимает биографический очерк, посвященный творческому пути Никольского. Здесь впервые по возможности полно, на основе архивных документов, хранящихся в ГЦММК им. М.И. Глинки, отражены этапы творческого формирования композитора, его жизненный путь, факты, повлиявшие на становление и развитие личности художника, идеи, волновавшие его в тот или иной период. Жизнь Никольского является примером бесконечной преданности и подвижнического служения искусству, несмотря на изменяющиеся обстоятельства. Перед нами художник и ученый, для которого идея служения своему делу превыше внешних факторов, будь то катаклизмы в государстве или драматичные семейные обстоятельства.

Важнейшая черта личности Никольского - умение последовательно двигаться к намеченной цели, идти до конца в её достижении, верность слову. Один из примеров тому — обещание композитора не писать церковных сочинений, данное советскому правительству в 1927 году, несмотря на то, что написание музыки для богослужения Никольский считал главным делом своей жизни.

В данном контексте также уместно упомянуть, прежде всего, тесную связь, объединяющую Александра Васильевича с Московской

244 консерваторией. Поступив учиться в консерваторию, Никольский осуществил свою пламенную юношескую мечту. В дальнейшем, несмотря на сложные обстоятельства разного рода, он возвращается в aima mater как преподаватель, а затем работает в должности профессора и фактически становится у истоков основания кафедры хорового дирижирования. В годы войны тяжело больной профессор не уезжает в эвакуацию, а совершает педагогический подвиг, продолжая неотступно читать лекции в консерватории. Особое значение имеет разработка и ведение Никольским курса по церковному пению в 1942 году. С уходом Никольского из жизни этот курс прервался; возможность изучения церковно-певческого искусства в консерватории возобновилась только в наши дни. Сегодня историю учебного заведения и дирижерско-хорового факультета невозможно себе представить без деятельного участия Никольского.

Универсальность дарования Александра Васильевича поистине уникальна. В первую очередь она сказывается в обращении к самым разным областям творческой, научной и общественной деятельности. Более того, многогранность характерна для каждой из перечисленных сфер.

Наиболее значительной и востребованной из них на сегодняшний день является духовная музыка. В связи с этим особое место в работе посвящено подробному анализу церковно-музыкальных сочинений Никольского. Его духовная музыка представлена как оригинальными произведениями, так и обработками различных распевов; композитор обращается к текстам почти всех богослужебных книг, пишет как крупные циклы, так и отдельные сочинения для всевозможных исполнительских составов.

Важным представляется рассмотрение влияния идей Нового направления в русской духовной музыке рубежа веков на церковные сочинения Никольского. Оно сказывается в создании песнопений, «церковных» по духу, высокохудожественных по музыкальному языку и глубоко национальных по своей природе, что отражается в обращении к древним одноголосным распевам, привнесении фольклорных интонаций и фактурных полифонических приемов.

Также в поле зрения исследования находился светская музыка Никольского. В работе уделяется последовательное внимание всем жанрам, к которым обращался композитор. Светская музыка Никольского представлена оркестровыми, хоровыми, камерно-инструментг*льными, камерно-вокальными и сценическими произведениями. Особое место посвящено анализу малоизвестных сочинений, центральное место в ряду которых занимает концерт для флейты с оркестром - крупное циклическое инструментальное сочинение Никольского, которое представляет собой во многом уникальное явление не только в отечественной литературе для духовых инструментов, но и в истории русской музыки в целом.

Среди светских сочинений особое внимание уделено жанру симфонической поэмы, к которому композитор обращался неоднократно, и в трактовке которого ощущаются романтические тенденции. В светских сочинениях Никольского отмечается четко выявленная черта его стиля влияние церковной музыки. В частности, оно чаще всего проявляется во введении в музыкальную ткань интонаций церковных песнопений - как в цитированном, так и в стилизованном виде.

В числе художественных открытий Никольского теоретическая и практическая разработка системы тембризации, которая заключается в применении оркестровых принципов в хоровой музыке. Примеры подобных хоровых партитур, а также использование отдельных принципов тембризации можно найти как в духовных, так и в светских хоровых сочинениях Никольского.

Результаты анализа музыкальных произведений Никольского позволяют, с одной стороны, составить представление об индивидуальном стиле композитора, а с другой - определяют место его творчества в культуре конца XIX - первой половины XX века.

Авторский почерк композитора в разной степени проявляется в духовных и светских сочинениях. Однако в обоих случаях отмечается особая роль мелодического начала. Мелодия Никольского отличается своей гибкостью, красотой и совершенством; именно в характере мелодического дарования ярко отражаются особенности личности художника - внутренняя гармоничность и в то же время склонность к ярким лирическим переживаниям.

В сфере музыкальной науки Никольскому принадлежат труды по фольклористике, анализу форм, методике, хоровой литературе и хоровому делу. Некоторые из них получили подробное освещение в настоящей работе. Среди них — во многом уникальное исследование «Формы русского церковного пения», посвященное комплексному анализу форм изменяемых песнопений русского православного богослужения и выявлению их художественного своеобразия.

Не менее значимы критические очерки Никольского, которым в работе уделено значительное место. Критические очерки затрагивают широкий круг проблем, среди которых перспективы развития регентского дела в России, музыкальное образование и музыкальная педагогика, вопросы «церковности» богослужебных песнопений, анализ и критическая оценка новых музыкальных сочинений и многое другое. Однако, при всем многообразии тем, в любой работе Никольского видна личность автора — человека высокой духовной культуры и твердых, объективных суждений, скромного и сдержанного, и, несмотря ни на что, оптимиста. Многие суждения Никольского, высказанные в статьях Никольского, не утратили своей актуальности и по сей день; это касается, например, размышлений о состоянии современного церковного пения и церковно-певческого образования. Интерес представляет очерк о Всенощном бдении Рахманинова, написанный в 1915 году и явившийся одним из первых критических откликов на это выдающееся сочинение.

Фигура Никольского столь важна для современного музыкознания, что возникает необходимость в дальнейшем углубленном исследовании отдельных областей его многогранной деятельности.

Любой художник живет, в первую очередь, в своих произведениях. Для того чтобы включить фигуру Никольского в число выдающихся представителей культурной жизни XX века, необходима публикация и переиздание ряда его работ. Особенно актуальным представляется издание полного собрания духовно-музыкальных произведений Никольского. Необходимо также введение в обиход ряда светских сочинений, теоретических трудов, лекций и критических статей. Кроме того, не следует забывать, что незаурядный литературный талант Никольского проявился также в воспоминаниях, дневниковых заметках, письмах. Доля подобных документов не столь велика, но и они добавляют необходимые штрихи к портрету композитора. Все перечисленные работы ждут глубокого критического осмысления и оценки современного исследователя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ефимова, Юлия Алексеевна, 2011 год

1. Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм.

2. М. : Музгиз, 1963 — 118 с.

3. Библия в синодальном  переводе с комментариями: и приложениями. — М., 2000 — 2048 с.

4. Бердяев Н. Истоки и  смысл русского коммунизма. —  М.: «Наука», 1990224 с.

5. Бердяев II. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: «Правда», 1989, —607 с.

6. Вознесенский И., прот. Общедоступные  чтения о церковном пении // О  церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. — М. : «Ладья», 2001. С. 8— 27.

7. Всеобщая история, обработанная  Сатириконом. — СПб.: «Азбукаклассика», 2008 — 320с.

8. Всенощное бдение. Литургия. — М.: Московская патриархия, 2006. — 288 с.

9. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. В 2-х тт. T. I: Сущность, система и история; T. II: История. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. — 498 е., 530 с.

10. Гарднер И. А. Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении // О церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. — М.: «Ладья», 2001. — С. 92-97.

11. Гауптман Г. Полное собрание  сочинений в двух томах. Т. 2. Приложение  к журналу «Нива» за 1908 год. СПб.: Издательство А. Ф. Маркс, 1908 — 526 с.

12. Герасимова-Персидская  Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. — М.: «Музыка», 1983. — 286 с.

13. Герасимова-Персидская  Н. А. Русская музыка XVII века —  встреча двух эпох. —М.: «Музыка», 1994 — 107 с.

14. Герцман Е. В. Византийское музыкознание — JL: «Музыка», 1988 — 256 с.

15. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. — М. «Языки славянской культуры», 2002 — 432 с.

16. Гуляницкая Н. С. Русская музыка: становление тональной системы. XIX —XX вв. Исследование. — М.: «Прогресс-Традиция», 2005 — 384 с.

17. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской Литургии XVII — начала XVIII веков, дис. . канд. искусствоведения. — М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2000. — 382 л.

18. Гречанинов А. Т. Моя жизнь. — СПб.: Петербургское Пушкинское общество, 2009. — 240 с.

19. Дмитревская К. Русская  советская хоровая музыка. Вып. 1. -— М.: «Советский композитор», 1974. — 128 с.

20. Ефимова Ю. А. A.B. Никольский. Творческий портрет // Научные чтения памяти A.B. Кандинского / Сост.: Ю. А. Розанова, И. А. Скворцова, Е. Г. Сорокина. — М.: МГК имени П. И. Чайковского, 2007. — С. 146-156.

21. Ефимова Ю. А. Московская консерватория в жизии A.B. Никольского // Наследие. Русская музыка — мировая культура / Ред.-сост. Е. С.Власова, Е. Г.Сорокина. Вып. 1 — М.: НИЦ МГК им. П.И. Чан:ковского, 2009. — С. 514-520.

22. Ефимова Ю. А. Духовная музыка А. В. Никольского: проблемы стиля // Музыковедение, 2010 №2. — С. 52-58.

23. Ефимова Ю.А. Вопросы регентского образования в литературном наследии A.B. Никольского // Мастер русской гармонии. Сборник статей и материалов, посвященный 80-летию А.Н. Мясоедова / Сост. Старостина Т. А. — М.: ПСТГУ, 2009 — С. 220-230.

24. Ефимова Ю. А. Как я был лысым. Об оперетте-пародии A.B. Никольского // Материалы IV Московской межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука». М.: Московский студенческий центр, 2010. С. 908—913.

25. Никольский А. В. Формы русского церковного пения / Публ., вступ. ст. и комм. Ю.А. Ефимовой. —■ М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. — 91 с.

26. Зверева С. Г. Александр Кастальский: идеи, творчество, судьба — М.: «Вузовская книга», 1999. — 239 с.

27. Захарьина Н.Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII-XIX веков. — СПб: Петербургское востоковедение, 2003. — 190 с.

28. Ильинский А. А. Краткое руководство к практическому изучению инструментовки. Вып. 1-3. — М., 1918.— 345 с.

29. Иоанн Златоуст. Для  чего употребляется пение // О  церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. —М.: «Ладья», 2001. С. 3 — 7.

30. История русской музыки. Т. 10 А, 10Б. М., 2004.

31. Кастальский А. Д. Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций — М., 1909.

32. Козлова Е. Б. Духовная музыка А, В. Никольского (К 120-ти летию со дня рождения) // Журнал Московской Патриархии 1994, №6.

33. Компанейский Н. «Заупокойная Литургия в день кончины Чайковского»//РМГ, 1902, №39.

34. Корабельникова Л. 3. Александр  Черепнин: долгое странствие. — М.,1983.

35. Корнилова А. Л. Всенощное бдение в творчестве русских композиторов конца XIX — начала XX веков. Дипломная работа. М., 2002.

36. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII — XX веков. М., 1998.

37. Лавренев Б. А. Гравюра на дереве. Повести и рассказы. — М., 1989

38. Лебедев В., прот. О церковном  пении в России. (Краткий очерк). Тамбовские епархиальные ведомости  №21-23, 1905.

39. Левашев Е.М. Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова (1825-1917). Ист. очерк, нотография, библиография. М., 1994.

40. Леонов Э. Ф. О научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А. В. Никольского. Машинописная копия. — Методический кабинет МГК, 1994.

41. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.2. М., 1990.

42. Лесков Н. С. Очарованный странник. Повести, рассказы. М., 1981.

43. Лисицын М. Современная  и «новейшая» церковная музыка. Очерк истории русского богослужебного пения.//Музыка и пение, 1904 №3-10.

44. Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева. Канд. дисс. М.,1984.

45. Лозовая И. Е. О принципах формообразования в средневековой европейской монодии: византийская, григорианская и древнерусская певческие культуры. Выходные данные!

46. Лозовая И. Е. Церковное пение//Православная энциклопедия. — М., 2000.

47. Матфей (Мормыль), архимандрит. «На чужом основании никогда ничего не строил» Музыкальная Академия 1999 №1. С. 11-20.

48. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1979.

Информация о работе Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет