Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:31, диссертация

Описание работы

Александр Васильевич Никольский (1874 — 1943) — композитор, ученый-теоретик, педагог, профессор Московской консерватории, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в русской духовной музыке. Начало его творческой деятельности пришлось на рубеж XIX - XX веков, а завершение - на период Великой Отечественной войны. Эпоха, в которой жил и творил Никольский, характеризуется целым рядом серьезных перемен, как в политической, так и в культурной жизни России. Александру Васильевичу было суждено пережить время переворотов, крушение монархии, атеистическую кампанию, две войны.

Содержание работы

Введение.
Глава 1.Жизненный и творческий путь.***
Глава 2. Духовная музыка.
Милость мира ор. 3.
Ор. 17 (избранные песнопения Всенощного бдения).
Литургия Преждеосвященных Св. Даров. (Ор 23,1907).
Песнопения на тексты Псалтири.
Полное последование Венчания.
Литургия ор. 52.
Характеристика стиля.
Глава 3. Светская музыка А. В. Никольского.
Симфонические произведения.
Концерт для флейты.
Камерно-вокальное творчество.
Сценические произведения.
Сочинения для фортепиано.1
Светская хоровая музыка.
Глава 4. Литературное и педагогическое наследие Никольского.
Музыкальные заметки.
Статьи А. В. Никольского.

Файлы: 1 файл

Александр Васильевич Никольский.docx

— 58.72 Кб (Скачать файл)

Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет

 

Введение.

Глава 1.Жизненный и творческий путь.***

Глава 2. Духовная музыка.

Милость мира ор. 3.

Ор. 17 (избранные песнопения Всенощного бдения).

Литургия Преждеосвященных Св. Даров. (Ор 23,1907).

Песнопения на тексты Псалтири.

Полное последование Венчания.

Литургия ор. 52.

Характеристика стиля.

Глава 3. Светская музыка А. В. Никольского.

Симфонические произведения.

Концерт для флейты.

Камерно-вокальное творчество.

Сценические произведения.

Сочинения для фортепиано.1

Светская хоровая музыка.

Глава 4. Литературное и педагогическое наследие Никольского.

Музыкальные заметки.

Статьи А. В. Никольского.

Теоретические исследования А. В. Никольского.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет"

Александр Васильевич Никольский (1874 — 1943) — композитор, ученый-теоретик, педагог, профессор Московской консерватории, музыкально-общественный деятель, один из ярких представителей Нового направления в русской духовной музыке. Начало его творческой деятельности пришлось на рубеж XIX - XX веков, а завершение - на период Великой Отечественной войны. Эпоха, в которой жил и творил Никольский, характеризуется целым рядом серьезных перемен, как в политической, так и в культурной жизни России. Александру Васильевичу было суждено пережить время переворотов, крушение монархии, атеистическую кампанию, две войны.

Творческий путь личности в условиях меняющегося строя - явление, заслуживающее отдельного внимания. После революции многие деятели искусства вынуждены были уехать за рубеж. Для других, оставшихся в России, жизнь в «новом» государстве подчас означала кардинальную смену вектора деятельности. Проблему адаптации к новому строю каждый решал для себя индивидуально. Жизненный и творческий путь А. В. Никольского -пример безграничной преданности своему делу, служения искусству и людям, невзирая на меняющиеся обстоятельства.

Эстетические воззрения Никольского формировались на рубеже XIX -XX веков. Искусство этого периода характеризуется, с одной стороны, внутренней противоречивостью, а с другой — философичностью, попытками осмысления основ бытия, воспринимаемых доселе как аксиома. Так как русская философия, переживающая в это время пик своего развития, была преимущественно религиозной, не удивительно, что время поиска нового стиля в разных сферах искусства носило религиозный характер. Путь А. В. Никольского, выросшего в семье священнослужителя, впитавшего патриархальную православную традицию и вставшего на дорогу «свободного сочинительства» и научных исследований является красноречивой иллюстрацией эстетики своего времени.

Одна из специфических черт дарования Никольского — универсальность. На протяжении жизненного пути он проявил себя в самых разных сферах деятельности. Незаурядная личность А. В. Никольского и его многосторонняя деятельность в настоящее время представляет огромный интерес.

По сей день наиболее известной и востребованной областью творческой деятельности Никольского является духовная музыка. В этой сфере он характеризуется как один из ярчайших представителей Нового направления в русской духовной музыке рубежа XIX - XX веков. Идеи Нового направления отражены как непосредственно в духовных сочинениях Никольского, так и в его статьях.

Новым направлением принято называть группу композиторов и общественных деятелей, работавших на ниве развития русского церковного пения на рубеже XIX — XX веков. К московской ветви течения относятся С. В. Смоленский, П. Г. Чесноков, А. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, А. В. Никольский, Вик. С. Калинников, А. Т. Гречанинов, С. В. Рахманинов и другие. Первой и, пожалуй, самой важной целью композиторов Нового направления было вернуть русской церковной музыке её «церковность», то есть сделать её наиболее подходящей для православного богослужения. В большинстве случаев в качестве образца «истинно церковного» песнопения принимался древний распев. Следует заметить, что в качестве первоисточника ими признавались не только рукописные книги - крюковые или квадратнонотные, но и так называемая «напевка», то есть распев, бытующий в устной традиции. Эти полуфольклорные варианты, по сути, стирали грань между «церковным» и «народным» началом.

К наследию, бережно хранимому русским народом — как фольклорному, так и «древлецерковному»1, композиторы Нового направления относились с одинаковой сыновней теплотой. Главное для них было — не потерять и возродить на новой основе всё самобытно-русское, что по тем или иным причинам было отодвинуто на второй план. Это было, в определенном смысле, продолжением славянофильского течения: не случайно в качестве главного антипода истинного церковного пения выступают западные образцы. Критикуя европейский стиль, представители Нового направления не жалеют, подчас, острых и крепких выражений, причем объектом колкостей выступает любая церковная музыка, ориентирующаяся на западный образец: речь идет то о «дехтеревщине и веделевщине» (итальянский стиль), то о «квинтоедах и талмудистах», работающих в так называемом «строгоцерковном стиле»2.

В связи с проявлением славянофильских тенденций вспоминаются слова русского философа начала XX века Н. Бердяева: «Прежде всего, они [славянофилы] признавали абсолютный примат религиозного начала и искали православия очищенного, не искаженного и не извращенного историческими влияниями. Также стремились они к выявлению подлинной народности, народной души. Они видели образ русского народа освобожденным от искажений, которые они приписывали западному рационализму и государственному абсолютизму»3.

1 Это красочное определение  русской церковной старины принадлежит  свт. Филарету, митр. Московскому (см. Рахманова М. П. Митрополит Филарет и церковное пение в Москве XIX столетия. Труды МРПС, 2000-2001г. С. 173.)

2 Понятие «строгоцерковный стиль» подробно разработано прот. В. Металловым. См. Металлов В.М., прот. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии. М., 1897.

3 Бердяев Н. Истоки и  смысл русского коммунизма. —  М., 1990. С. 17.

Вторая черта «Нового направления» заключается в необходимости достижения в церковном произведении неких художественных высот. Все лучшие достижения музыкального искусства должны быть принесены в жертву Богу, в частности, в виде церковных песнопений. Решение этого вопроса невозможно без талантливых и профессиональных художников, следовательно, сама собой встает проблема свободы художественного творчества. Эта идея естественным образом контрапунктирует с популярной в то время философской идеей божественной природы творчества.

Путь творческой индивидуальности рассматривался как возможная альтернатива спасению в богословском понимании этого слова. Так, в работе «Спасение и творчество» Н Бердяев фактически ставит знак равенства между творчеством и религией. Аскетику и творчество он рассматривает как два совершенно равнозначных пути в Царство Небесное как показатели святости: «Христианин Нового времени живет в двух перебивающихся ритмах - в Церкви и в мире, в путях спасения и в путях творчества. По воскресеньям мы ходим в Церковь. Шесть дней в неделю мы отдаем нашему творческому, созидательному труду. И наше творческое отношение к жизни остается неоправданным, неосвященным, не соподчиненным религиозному началу жизни»4.

Таким образом, можно сказать, что проблема отношения творчества (культуры) к жизни (бытию) есть одна из основных проблем рубежа веков в целом. И художники, и мыслители, с одной стороны, пытались сделать

•п святое «своим», а с другой - «освятить» свое, собственное творчество;]

Примерно в этом же русле лежали чисто композиторские искания представителей Нового направления. Писавшаяся ими духовная музыка стилистически базировалась на фольклорных и древних церковных

4 Там же. источниках и  в то же время обнаруживала  стремление к художественному  совершенству, вбирая в себя лучшие  музыкальные достижения предшествующего  периода. Поиск глубинных корней  национального духовного пения  и озабоченность проблемой «церковности», т.е. соответствия «духу» богослужения, привели, в конечном итоге, к любопытному, нигде не повторенному сочетанию лучших достижений светской и духовной музыки. Наиболее яркий пример этого — сочинение, являющее собой вершину Нового направления — описанное Никольским в критическом очерке «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Этот духовно-музыкальный шедевр, обнаруживающий глубокое понимание священного текста в сочетании с незаурядными художественными качествами, оказался, в конечном итоге, невостребованным в богослужении, во всяком случае, того времени. Отчасти по этому же пути идет Никольский; его последняя Литургия ор. 52 - сочинение глубоко своеобразное и пригодное скорее для концертного исполнения.

Обучаясь в Синодальном училище у Смоленского, Кастальского и будучи певчим Синодального хора, которым руководил В. Орлов, Никольский впитал идеи Нового направления. Сочинение духовной музыки в рамках данной эстетики надолго стало его основным делом. В период до 1927 года он стал автором большого числа как отдельных песнопений, так и богослужебных циклов, среди которых Всенощное бдение, три Литургии, Полное последование Венчания. Все сочинения в той или иной степени сочетают индивидуальные черты стиля Никольского с типичными для Нового направления, все обнаруживают одинаково высокопрофессиональный и высокохудожественный подход автора.

В настоящий момент духовная музыка Никольского находится в стадии практического постижения и освоения. Многие его богослужебные сочинения пользуются популярностью в хоровых коллективах, имеют круг почитателей среди музыкантов-профессионалов и ценителей русского хорового церковного пения. Однако, далеко не все духовно-музыкальное б наследие Никольского «живет» на современном клиросе, и этому есть как минимум две причины.

Первая из них — проблема доступности. Духовно-музыкальные сочинения Никольского, изданные до революции у П. Юргенсона, в основной массе не переиздавались и являются библиографической редкостью. Исключение составляют репринтные издание Всенощного бдения ор. 26 и Полного последованияВенчания ор. 41. Некоторые неизданные сочинения, в том числе написанные в 20-годы, стали доступными благодаря подвижнической деятельности JI.A. Никольского, сотрудничавшего с издательством «Живоносный источник» в конце 90-х — начале 2000-х гг. В списке «новоизданных» сборник поздних хоровых концертов, Литургия ор. 52, отдельные церковные песнопения (Достойно есть, Свете тихий, литийная стихира к празднику иконы Иверской Божьей Матери). Значительная часть песнопений Никольского по сей день труднодоступна. В связи с этим нам представляется необходимым издание полного собрания духовно-музыкальных сочинений A.B. Никольского.

Вторая причина состоит в определенной исполнительской сложности духовных хоров Никольского. В большинстве случаев ориентиром при выборе состава служил Синодальный хор, гораздо реже — любительские коллективы. Таким образом, исполнять сочинения Никольского должен хор большого состава, обладающий высокими профессиональными качествами, что в настоящее время свойственно далеко не каждому церковному хору.

Несмотря на это сочинения Никольского исполняются в храмах и любимы регентами и прихожанами. Среди наиболее известных коллективов хор Троицкого собора г. Александрова и хор храма Трех Святителей г.

Харькова под управлением Светланы Курило, Московский ансамбль духовной музыки «Благовест». Отдельные песнопения Никольского можно услышать на богослужениях в московских храмах, особенно в этой связи следует упомянуть деятельность регента храма Пимена Великого в Новых

Воротниках Сергея Беликова.' Кроме того, сегодня духовная музыка 7

Никольского звучит также в концертном зале. В частности, следует упомянуть исполнение Литургии ор. 52 хором студентов Московской консерватории под управлением профессора С. С. Калинина.

А. В. Никольский был автором ряда светских сочинений различных жанров, многие из которых отличаются оригинальностью замысла и самобытностью его воплощения. Несмотря на то, что Александр Васильевич был композитором-традиционалистом и в значительной мере опирался на стилистику предыдущих поколений отечественных композиторов, в то же время многие его произведения красноречиво говорят об индивидуальном, авторском почерке.

Среди обширного корпуса его светских сочинений (всего около 40 опусов), три кантаты, десять крупных пьес для симфонического оркестра; несколько сочинений для камерного ансамбля, концерт для флейты с оркестром, пять романсов и многочисленные хоровые обработки русских народных песен.

Светские хоры Никольского в настоящее время наиболее известны и пользуются популярностью у исполнителей. Отчасти это справедливо: в данном жанре Никольский показал себя новатором в области хоровой фактуры, применив на практике разработанную им систему тембризации. Суть системы состоит в разделении каждой из хоровых партий на несколько групп по тембровому принципу. Объектом внимания композитора в этом случае становится тембр как самостоятельная характеристика, ведется поиск новых красок за счет дублировок, изменения характера подачи звука и т.д. Таким образом, в хоровую фактурупроникают оркестровые принципы.

Однако было бы неверным ограничивать характеристику светской музыки Никольского лишь хоровыми сочинениями. В разные периоды жизни он писал произведения для разных составов и разной аудитории: профессиональной, любительской, студенческой, детской. К сожалению, на сегодняшний день лишь малая толика светских сочинений Никольского введена в исполнительский репертуар, большая часть их незаслуженно забыта, некоторые нуждается в переиздании, другие в издании и реконструкции.

Наиболее крупное и значительное из них — Концерт для флейты с оркестром (1908 -- 1909), посвящённый первому исполнителю В. И. Сафронову (Глинскому-Сафронову) — выпускнику Московской консерватории, впоследствии - солисту Большого театра, участнику Персимфанса, преподавателю училища при консерватории. Это виртуозное сочинение, рассчитанное на высокопрофессионального исполнителя и незаурядное по художественным качествам, способное восполнить пробел в отечественном флейтовом репертуаре.

Важным штрихом к характеристике стиля являются «поэмы для симфонического оркестра» Никольского — программные оркестровые сочинения на романтические литературные сюжеты: «Бэла» и «Воздушный корабль» по М.Ю. Лермонтову, «Потонувший колокол» по Г. Гауптману и др. Как правило, они писались в ранний период творчества и отражают эстетические предпочтения и личностные свойства молодого композитора

Информация о работе Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет