Язык как знаковая система. История развития русского национального языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:35, реферат

Описание работы

В настоящее время культура речи умение общаться знание этикета являются визитной карточкой любого человека особенно в деловом мире. Известный русский ученый Лихачев писал: «язык не только лучший показатель культуры но и показатель человека». Формирует мышление человека и его профессиональные навыки вот всех областях человеческой деятельности….. если человек точно может назвать ошибку допущенную им в работе, значит он определил ее суть. Язык- система знаков и способов их соединения, служащие для выражения мысли , чувств и волеизъявления идей и является важнейшим средством для общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди получая и перерабатывая информацию о явлениях оперируют с помощью зыка уже не ими а их знаками обозначениями понятиями. В ходе человеческой истории открытия в области языкознания расширили возможности общения людей и познавательской деятельности. Появились знаковые системы, называемые искусственными. Искусственные знаки можно заменить усовершенствовать та к как они создаются искусственно в соответствие с потребностью, но и естественный язык постоянно развиваясь как живой организм, меняется под влиянием науки быта прогресса. Особенностью естественного языка является избыточность лексики(слова)( в русском языке 82-83%, английский ),синонимия, полисемия.

Файлы: 1 файл

РЯиКР.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от речевых  характеристик в общении выделяют следующие типы:

  1. Доминантный тип. Стремиться завладеть ситуацией, не любит, чтобы его перебивали, говорит громко. В разговоре с ним не рекомендуется перехватывать инициативу, перебивать его. Дождавшись паузы, необходимо четко и быстро сформулировать свои вопросы.
  2. Мобильный собеседник. Легко входит в разговор, не испытывает трудностей, говорит много, перескакивает с темы на тему, поэтому его необходимо возвращать к теме разговора. Не допускать вступлений и отвлечение разговора.
  3. Ригидный собеседник. Испытывает трудности при вступлении в разговор. Когда этот этап проходит он четко формулирует свои мысли. Его необходимо сначала разговорить, поговорит с ним на отвлеченную тему т.е. необходимо некое вступление.
  4. Интровертный. Не стремится владеть инициативой, скромен, резкие фразы выводят его из колеи, присутствие посторонних сковывает. Его следует поддерживать, оказывая уважение и понимание, не перебивать.

Знание особенностей собеседника помогает легче добиться успеха в общении, знание своих особенностей помогает изменить положение в речевой  ситуации или выбрать нужного  собеседника, нужный вариант общения, сферу деловых интересов. Эффективность взаимодействия на бытовом или деловом уровне определяется не только тем как понято речевое действие, но и умением считывать визуальную информацию. Внутренний мир человека и язык его тела и жестов взаимосвязаны. Психологи считают, что в процессе общения 55% информации о том, что представляет собой человек, мы получаем с помощью невербальных сигналов. Изучен почти 1млн. сигналов. Руки около 700 тыс. сигналов. Язык жестов с одной стороны интернационален, с другой - каждый народ имеет свои жесты, держит свою дистанцию при общении. Всё что человек не может передать словами, он передаёт жестами, мимикой, взглядами. Невербальные сигналы показывают, как человек владеет собой, а так же что в действительности люди думают о нас.

Итак, чтобы общение было результативным необходимо помнить о принципах коммуникации, «видеть» собеседника, изучать его невербальные сигналы, избегать речевых барьеров.

Особенности устной и письменной речи

Общение между людьми происходит в разных сферах деятельности и в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией выделяют 2 формы речи: устная и письменная. Устная речь осуществляется с помощью звуков. Письменная- с помощью письменных знаков. Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан. Устная речь это звучащая речь. Исторически она первична и возникла раньше письма. Устная речь создаётся с помощью звуковых волн, связанна с сложной деятельностью органов произношения человека и потому обладает большими интонационными возможностями. В устной речи особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе. Устная речь может предать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений. Это используют многие поэты и писатели, создавая звукопись, словесную живопись, музыку слова (Фет, Блок, Пушкин, Есенин и др.). Устная речь сопровождает и усиливает невербальная связь. Она способствует повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи. Одно из главных свойств: необратимость, поступательность, линейный характер развертывания во времени. Нельзя вернуться к какому то моменту еще раз, говорящий одновременно думает и произносит, поэтому устной речи свойственна фрагментарность. Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Подготовленная продуманна, имеет четкую структурную организацию, при этом она не похожа на книжную. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью, поэтому в речи много пауз, слов заменителей и в речи встречаются разного рода ошибки. Устная разговорная речь оказывает влияние на все стили речи, поэтому в них присутствуют фразеологизмы, пословицы, эмоционально окрашенные слова. Устная речь имеет несколько форм: монолог, диалог, полилог.

Монологическая речь (от monos один и logos слово речь) это речь 1 человека, не предполагающая обмен репликами с другими лицами. 3 типа монологической речи: информационные, убеждающие, побуждающие. Информационные речи: доклад, выступления. Убеждающие: напутствия, поздравления. Побуждающие: речь на митинге. Состоит из 2 частей: вступление, основная часть, заключение. Перед выступлением, беседой определяется тема, предмет речи. Они соотносятся с конкретной речевой ситуацией. Вступление необходимо, чтобы установить связь между говорящим и слушателем. Заключение это итог речи, где содержатся выводы и пожелания. В основной части раскрывается тема сообщения. Для этого важны логические формы изложения: анализ, синтез, сравнение, обобщение; приёмы структурирования, например последовательное изложение одного вопроса за другим, расположение материала вокруг главной проблемы. Основное требование к композиции речи: логичность.

Диалог – непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разную интерпретацию. Когда собеседники обмениваются уже известной информацией диалога не возникает и общение может не состояться. Для диалога важно соблюдение причинно-следственных связей т.к. отсутствие их ведет к бессмысленности; поиск общей темы, настроенность на разговор, примерно одинаковый уровень речевой культуры. «Произнесённые слова это символы умственного опыта, написанные слова это символы произнесённых слов»: Аристотель.

В отличии от устной речи, письмо это созданное людьми, вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. Письмо это самостоятельная система коммуникации, которая фиксируя устную речь приобретает ряд самостоятельных функций, письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу деятельности и общения. История письма охватывает промежуток около 5000 лет. За это время было создано огромное количество систем, многие из которых утеряны, а многие до сих пор не расшифрованы. Письмо прошло длительный путь о зарубок на деревьях, наскальных рисунков до письма звуко- буквенного типа. У славян была узелковая письменность, знания не записывались, а предавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые закатывались в клубки. Клубки хранились в коробах. Финикийское - греческое – славяно-кирилловское – русское (путь русского письма).

Основные функции письменной речи. Основная: фиксация устной речи, чтобы сохранит её в пространстве и времени, письмо служит средство коммуникации тогда, когда непосредственное общение невозможно. Основное свойство письменной речи: способность к длительному хранению информации. Письменная речь развертывается не во в времени, а  статическом пространстве. Что даёт возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему, перестроить его или часть его, осуществить поиск нужной формы. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, употребление причастных оборотов, предлогов, вводных слов. Письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе речевых средств. Письменная речь, в основном книжная, как книжная речь она обслуживает политическую, научную и другие сферы общения, в то время как разговорная используется на официальных и полуофициальных встречах и совещаниях, торжествах, семейно-бытовой обстановке. Письменная речь строится по нормам литературного языка и их нарушение недопустимо, кроме того, на письме не допускаются быстрые, неоправданные переходы от одной мысли к другой, отсутствие логической связи.

И в устной и в письменной формах речи обязательным условием является использование определённых речевых формул, устойчивых выражений и оборотов согласных речевой ситуации.

Этикет

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятого в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определённых ситуациях. Этикет - это особый язык общения, дающий возможность поддерживая суверенитет каждой личности достигать взаимопонимания и взаимоуважения, успеха общения. Соблюдение элементарных правил поведения облегчает жизнь, помогает чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Этикет представляет собой образец идеала коммуникативного поведения. Нормы этикета категория историческая (со временем меняющаяся), кроме того они зависят от национально менталитета. У каждого народа свои представления о нормах поведения в быту, в профессиональной деятельности, в сфере торговли, дипломатии, политики, экономики. Повседневный этикет базируется на качествах, принятых во всём мире: вежливость, тактичность, естественность, достоинство. Все эти качества выражаются через конкретные речевые действия т.е. через речевой этикет. Речевой этикет – это правила речевого поведения т.е. системы стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет выражает нравственное состояние общества, национальные и культурные традиции. Он предполагает общие темы, общую заинтересованность, общую стилевую окрашенность речи, общею культуру речи. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, оно всегда высоко ценилось в обществе. Знание правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости, избегать насмешек. Следование правилам речевого этикета членами предприятия поддерживает положительную репутацию, а не знание норм может привести к обидам, к разрыву взаимоотношений между людьми, конфликтам и к подрыву экономических и политических отношений между странами. Таким образом речевой этикет строится с учетом особенностей собеседников, их социального статуса. Речевой этикет определяется ситуацией общения.

Литературный  язык - основа культуры речи

Культура речи, как  часть общей культуры человека предполагает овладение правилами и нормами  русского языка и связана с нормами этики и эстетики.

Культура речи - это совокупность таких качеств, которые оказывают  наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной задачи и конкретной ситуации. К качествам культуры речи относят: содержательность, точность, понятность, чистота речи, правильность, логичность, выразительность, ее богатство. Основы культуры речи закладывает русский литературный язык, являющийся частью национального языка. Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как используется людьми разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий. В каждом языке выделяются его разновидности: литературный язык, просторечие, диалекты, жаргон.

Высшую форму национального  языка составляет литературный язык, образцовый его вариант. Литературный язык - разновидность национального языка, используемая и предназначенная для обслуживания разнообразных культурных потребностей всего народа, используется в государственных учреждениях науки, образования, средствах массовой информации, художественной литературе и подчинен строго определенным правилам. Это язык всей нации и он стоит над другими разновидностями национального языка. Его основные свойства: обработанность, устойчивость, обязательность, наличие функциональных стилей, нормы. Его основные признаки: это язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык. Кодифицированные нормы - это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация - это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике, всех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов.

Литературный язык играет ведущую  роль среди других разновидностей языка. Он включает в себя оптимальные способы  обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. В то время как жаргоны, просторечия дают им свое толкование. Литературный язык имеет две формы: устный и письменный. В зависимости от речевой ситуации, задач в общении, отбираемого языкового материала, устная и письменная речь приобретают книжный или разговорный характер. Книжная речь обслуживает: политическую, законодательную, научную сферы общения. Разговорная речь уместна на полуофициальных совещаниях, заседаниях, юбилеях, в личных беседах, семейно-бытовой обстановки. Книжная речь строится по нормам литературного языка. В разговорной речи может использоваться общеупотребительная лексика, возможны варианты в употреблении норм.

Следующая форма национального  языка - просторечие. Набор языковых средств просторечия нарушает нормы  литературного языка. Просторечие включает в себя языковые явления (слова, грамматические корни, обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубого, сниженного выражения мыслей. Просторечие используется в речи малообразованных слоев населения и придает ей неправильный, грубоватый характер. Просторечие не имеет прикрепленности к какому-либо географическому месту. Носители этой речи национального языка, недостаточно владеющих литературными нормами и не осознающих различия между литературными и нелитературными нормами.

Диалекты - разновидности  языка, употребляющиеся на определенной территории, это архаичные и естественные формы языка, существующие только в  устной речи. В русском языке различают  три диалекта: южнорусский, северно-русский  и среднерусский.

Жаргон (арго) - это речь людей, объединенных общей профессией, или составляющих обособленные группы по какому-либо признаку: социальный, возрастной. Используется при непринужденном общении. Основные группы жаргона: молодежный, тюремный и т.п. Жаргон - это язык тайный, он как правило известен только узкому кругу причастных. Все эти разновидности языка не могут заменить литературный язык.

Так как национальный язык неоднороден, также и неоднороден  и его состав, т.е. лексика. В ней  выделяют три слоя:

  1. Стилистически-нейтральные слова, которые употребляются во всех разновидностях языка и при всех типах коммуникации;
  2. Стилистически-окрашенные слова, которые употребляются в какой-либо разновидности языка, или функциональном стиле речи (книжная лексика);
  3. Эмоционально-окрашенные слова (эмотивная лексика), выражающее эмоции говорящего, его отношение к речи.

Различают активную и  пассивную лексику. Активная широко употребляется в речи. Пассивная  включает слова не являющиеся общеупотребительными, как то: устаревшие слова(историзмы, архаизмы), термины, неологизмы. В каждой речевой ситуации используется своя лексика, она же служит основой существования функциональных стилей.

Все правильные варианты закрепляет литературный язык. Он является единственно возможным средством общения в самых разнообразных сферах жизни человека. Поэтому знания основных правил его использования составляет культуру речи и необходимо каждому носителю языка.

Культура речи - это  нормативность и правильность речи, соблюдение правил общения и речевого этикета. Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения, при соблюдении современных языковых норм и этики общения, позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Кроме того, культура речи предполагает умение пользоваться стилями речи и создавать стили речи. Ведь как известно язык обслуживает разные сферы общения и каждая сфера общения предъявляет к языку свои требования. В научной нужна точность в обозначении понятий, в документах отсутствуют эмотивная лексика, а журналистика их активно использует.

Стиль (от греч. Stylus - палочка для письма) - это разновидность языка, предназначенная для использования в определенных сферах общения. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию. Стиль создается сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляющихся в данном стиле. Различают официально-деловой, научный, публистический, разговорный, художественно-литературный стили.

Информация о работе Язык как знаковая система. История развития русского национального языка