Выразительность речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:54, доклад

Описание работы

Русский язык выделяется среди других языков мира необычайным богатством, изумительной красотой и исключительной выразительностью. Как писал А.И. Куприн, «русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Файлы: 1 файл

Выразительность речи.docx

— 56.61 Кб (Скачать файл)

-- усилить наглядность и образность  текста:

Вперяю взор бессильно жадный:

Везде кругом сырая мгла.

Каким путем нить Ариадны

Меня до бездны довела? (В. Я. Брюсов);

-- создать нужную стилистическую  тональность (торжественности, возвышенности  или сниженности):

Я был везде: у черта на куличках.

От родины за тридевять земель (М. А. Дудин);

-- более ярко выразить отношение  к сообщаемому, передать авторские  чувства и оценки:

Как дамоклов меч висит над человечеством  угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)

Выразительность фразеологизмов может  усиливаться в результате их преобразований (расширения, снижения, замены слов) и  превращения из

общеязыковых в индивидуально-авторские: Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а  луна светит во всю Ивановскую. (А. П. Чехов)

Особую группу фразеологизмов составляют афоризмы (в пер. с греч. -- определение) -- крылатые слова, изречения из литературных источников,

выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль  в оригинальной, запоминающейся форме. Например: А ларчик просто открывался; Сильнее кошки зверя нет; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает  да ест (И. А. Крылов. К афоризмам по своей сущности относятся пословицы  и поговорки, заключающие в себе вековую народную мудрость.

Фразеологизмы как средство языковой выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.

Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного  употребления

Для усиления выразительности в  тексте могут использоваться все  разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная)  лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной  оценкой:

торжественные, возвышенные (в том  числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый;

возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный;

одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный;

ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной  оценкой:

неодобрительные: домысел, препираться, околесица;

пренебрежительные: выскочка, деляга;

презрительные: балбес, зубрила, писанина;

бранные

2) функционально-стилистически окрашенная  лексика, в том числе:а) книжная:

научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция);

официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная;

публицистическая: репортаж, интервью;

художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

Стилистически окрашенная лексика  как средство выразительности может:

-- придавать тексту возвышенное  или, наоборот, сниженное звучание:И  Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей» (А. С. Пушкин);

-- служить средством речевых  характеристик героев:

«Внучек мой ненаглядный, соколик, солнышко», -- ласково приговаривала  бабушка, усаживая любимого внука за стол (Ф. А. Абрамов);

-- служить средством передачи  авторских эмоций и оценок:

Богиня красоты, любви и наслажденья!

Давно минувших дней, другого поколенья

Пленительный завет!

Эллады пламенной любимое созданье,

Какою негою, каким очарованьем

Твой светлый миф одет! (И. С. Тургенев)

Стилистически окрашенная лексика  как средство выразительности свойственна  художественному, публицистическому  и разговорному стилям.

Для усиления выразительности в  тексте могут использоваться также  все разряды лексики ограниченного  употребления, в том числе:

-- лексика диалектная (слова, которые  употребляются жителями какой-либо  местности: кочет -- петух, векша  -- белка);

-- лексика просторечная (слова с  ярко выраженной сниженной стилистической  окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,  бранной, -- находящиеся на границе  или за пределами литературной  нормы: голодранец, забулдыга, затрещина,  трепач);

-- лексика профессиональная (слова,  которые употребляются в профессиональной  речи и не входят в систему  общелитературного языка: камбуз -- в речи моряков, утка -- в речи  журналистов, окно -- в речи преподавателей);

-- лексика жаргонная (слова, свойственные  жаргонам -- молодежному: тусовка,  навороты, крутой; компьютерному: мозги  -- память компьютера, клава -- клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

-- лексика устаревшая (историзмы  -- слова, вышедшие из употребления  в связи с исчезновением обозначаемых  ими предметов или явлений:  боярин, опричнина, конка; архаизмы -- устаревшие слова, называющие  предметы и понятия, для которых  в языке появились новые наименования: чело -- лоб, ветрило -- парус);

-- лексика новая (неологизмы -- слова,  недавно вошедшие в язык и  не потерявшие еще своей новизны:  массмедиа, слоган, тинейджер).

Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется:

-- для усиления образности текста  и передачи колорита эпохи,  времени или какой-либо местности:

Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас (И. С. Тургенев);

-- для передачи речевых характеристик  изображаемых персонажей:

«Удались, бабка! Сей момент удались  отседова. -- Щукарь указывал на дверь. -- Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов);

-- для выражения авторских оценок, чувств и эмоций:

Я повзрослел, когда открыл,

Что можно плакать или злиться,

Но всюду тьма то харь, то рыл,

А непохожих бьют по лицам (И. Губерман);

-- для создания иронического  эффекта:

Иван Михайлович вытянул насколько  возможно бороду и губы -- ближе подступить мешало чрево. (А. К. Толстой)

Лексика ограниченного употребления как средство выразительности, подобно  стилистически окрашенной лексике, свойственна художественному, публицистическому  и разговорному стилям.

Выразительные средства морфологии и словообразования

 

Выразительность в тексте может  создаваться с помощью использования  морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся:

1) Употребление каких-либо грамматических  форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего  времени глагола в значении  прошедшего времени; форм глагола  сослагательного наклонения в  значении повелительного наклонения  и т. п.):

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь -- лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление  в тексте слов какой-либо части  речи:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымках тучка, пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!.. (А. А. Фет)

3) Использование выразительных  возможностей суффиксов и приставок,  в том числе суффиксов субъективной  оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных):

Фестончики, все фестончики: пелеринка  из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь)

4) Использование индивидуально-авторского (окказионального) словообразования:

Я думал -- ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик. (В. В. Маяковский)

Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются:

-- для усиления образности и  изобразительности текста и актуализации  каких-либо действий, событий в  прошлом или настоящем, подчеркивания  значимости действий или его  субъекта (лица);

-- для выражения авторских оценок  и чувств (положительных или отрицательных);

-- для создания речевых характеристик  героев в той или иной стилистической  тональности текста;

-- для индивидуализации или,  наоборот, обобщения, типизации сообщаемого.

Морфологические и словообразовательные средства выразительности могут  использоваться в художественном, публицистическом и разговорном стилях.

Выразительные средства синтаксиса

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные  особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного  построения текста, его членения на абзацы, пунктуационного оформления.

Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

-- синтаксическая структура предложения  и знаки препинания;

-- специальные синтаксические выразительные  средства (фигуры);

-- особые приемы композиционно-речевого  оформления текста (вопросо-ответная  форма изложения, несобственно-прямая  речь, цитирование и т. д.).

Синтаксическая структура предложения  и знаки препинания

С точки зрения синтаксической структуры  предложения особенно существенными  для выразительности текста являются:

грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные  слова или обращения);

тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;

характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное -- восклицательное.

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может  приобретать в тексте особую смысловую  значимость и использоваться для  усиления авторской мысли, выражения  авторской позиции, создания образности.

Вопросительные, побудительные и  восклицательные предложения также  могут подчеркивать и усиливать  те или иные аспекты авторских  мыслей, оценок и эмоций.

Например, в стихотворении А. А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты

То ветром, то камнем, то птицей?

Зачем улыбаешься ты

Мне с неба внезапной зарницей?

Не мучь меня больше, не тронь!

Пусти меня к вещим заботам...

Роль знаков препинания как выразительных  средств в тексте обусловлена, прежде всего, их способностью передавать самые  разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или  особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может  подчеркивать нейтральность позиции  автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное  бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между  частями этого предложения и  т. п.

Особую роль для создания выразительности  текста имеют авторские знаки  препинания, которые не соответствуют  общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой  или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют  внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.

Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры)

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

К основным фигурам речи относятся  риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

Риторический вопрос -- это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

Риторическое восклицание -- это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет --

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Риторическое обращение -- это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз.

Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

Риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения  как средства языковой выразительности  широко используются в публицистических и художественных текстах. Названные  фигуры возможны также в текстах  научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) -- это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Информация о работе Выразительность речи