Русский зык в конце ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Русский язык – это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык – один из языков европейского и мирового значения. Он входит наряду с английским, французским, испанским, китайским в число официальных международных языков.

Содержание работы

Введение
Значение языка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Русский язык конца XX века.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Московская  государственная академия физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Русский язык конца XX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Сяинова Альбина

группа 111

менеджмент  организации

Проверила:

Калинкина В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малаховка

2010 год

Оглавление:

 

  1. Введение
  2. Значение языка
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Русский язык –  это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык – один из языков европейского и мирового значения. Он входит наряду с английским, французским, испанским, китайским в число официальных международных языков.

За свою многовековую историю русский язык никогда  не испытывал таких значительных преобразований, как в XX столетии. Это связано с коренными политическими, экономическими, культурными изменениями, которые происходили в государстве. Когда советский народ одержал победу во второй мировой войне, а затем стал оказывать поддержку государствам, ставшим или становящимся на путь построения социализма, необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков.

Советское государство  много сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения.

Во всех республиках  СССР было немало школ, в которых  все преподавание велось на русском языке. С 1938 г., когда было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах. В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком.

Огромная тяга к изучению русского языка во всем мире способствовала созданию в 1967 г. в  Париже Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Задача МАПРЯЛ – объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь, содействовать изданию учебников, разнообразных учебных материалов, словарей. С 1967 г. начинает выходить журнал «Русский язык за рубежом». В 1973г. открывается Институт русского языка им. А.С.Пушкина. Это учебный и научно – исследовательский центр. В нем разрабатываются новейшие методы преподавания русского языка иностранцам, создаются учебники, словари, кинофильмы и другие пособия по русскому языку для иностранцев; принимаются в аспирантуру и докторантуру, на курсы повышения квалификации зарубежных русистов, на стажировку иностранных студентов.

Важную роль в пропаганде русского языка играет созданное в 1974г. издательство «Русский язык», которое в основном специализируется на издании различной учебной литературы, особенно словарей для изучающих русский язык как иностранный.

Во многие вузы страны, начиная с 60-х гг., стали  приезжать иностранцы, чтобы приобрести ту или иную специальность и овладеть русским языком. Количество приезжающих с каждым годом увеличивалось.

Период перестройки  придал особое значение тем процессам, которые сопровождают развитие языка  на всех этапах его существования, сделал их более значимыми, четче выраженными, ярче, нагляднее представленными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение языка

Существование языка немыслимо без постоянного  обогащения, развития словарного состава, самой его подвижной части. Но особенно возрастает пополнение словаря  в периоды коренных социальных изменений. Однако каждый такой период имеет свои особенности. Если интенсивное обогащение словарного состава остается общей чертой для всех эпохальных периодов в жизни народа, то различными бывают источники его пополнения, способы образования новых слов, пути развития словарного словаря.

Отличительными  чертами современного состояния  лексики русского языка следует  считать пополнение словарного состава  русского языка новыми словами, актуализацию большого количества слов, находившихся ранее в пассиве.

Новая лексика  отражает все сферы жизни общества:

    • политику;
    • государственное устройство;
    • идеологию;
    • экономику;
    • медицину;
    • религию;
    • науку;
    • технику;
    • быт.

Помимо новых  слов возвращены к жизни многие слова, которые, казалось, навсегда вышли в  тираж или находились в пассиве. Например: гимназия, лицей, гувернантка, корпорация, трест, департамент, муниципалитет, полиция, забастовка и т.д.

Также обогащение словаря  русского языка происходит в результате появления новых значений у старых слов.

Однако процессу пополнения словаря противостоит процесс выбывания слов из словарного состава русского языка. Уже в первые годы перестройки уходят в пассив слова, характеризующие советскую действительность: обком, горком, райком, комсомол, пионер, активист, соцсоревнование, соцобязательство, правофланговый и мн. др.

 Отличительная черта  современного состояния лексики  русского языка – переориентировка  слов из характеризующих социальные  явления капиталистического строя  в наименование явлений российской  действительности последних десятилетий.  Происходит разрушение двух лексических систем, сформировавшихся в советскую эпоху и вызванных стремлением советских идеологов подчеркнуть полярность капиталистической и социалистической действительности.

Такие изменения не могли  не остаться незамеченными. В толковых словарях слова из лексической системы, отражающей понятия капиталистического мира, чаще всего имели отрицательный оценочный компонент, социально – ограниченную коннотацию, определяющую их прежнее восприятие. Если в период застоя лекторы, агитаторы, пропагандисты, используя в своих выступлениях слова коммерция, бизнес, наркомания, коррупция, буржуа, бизнесмен, старались подчеркнуть социально – оценочную окраску, то теперь это вызовет у слушателей отрицательную реакцию, так как с появлением новых социальных денотатов в нашей действительности изменилось и социальное восприятие самих слов, произошла нейтрализация социально – ограничительных коннотаций.  Особенно наглядно это проявляется при сопоставлении словарных дефиниций (определений), представленных в разных изданиях одного и того же словаря.

Рост общественного самосознания, постепенное, но неуклонное утверждение  и расширение прав человека, свобода  в высказывании мнений, собственных  суждений привели к тому, что стали  по-новому осмысливаться, критически оцениваться слова, которые ранее никаких сомнений не высказывали, казались бесспорными по своему содержанию, четкими и ясными.

Следовательно, изменения происходят не только в  языке, но изменяется и отношение  к языку как средству выражения  мысли, к слову как содержательной единице, несущей информацию. Так, С.Залыгин в статье «Из записок минувшего года» справедливо утверждает: «Истинный смысл слов в значительной мере утрачен нашим обществом благодаря социальной системе, в которой пребывало несколько поколений советских людей».

В настоящее  время в связи со значительными  изменениями условий функционирования языка актуальной становится еще  одна проблема, проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи.

Существует  несколько особенностей, характеризующих  функционирование современного русского языка в конце XX века.

Во-первых, никогда  не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

Во-вторых, почти  исчезла официальная цензура, поэтому  люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено, то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления государственных деятелей всех рангов, депутатов, политиков, ученых по телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению  характера общения. Оно освобождается  от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия  функционирования языка, появление  большого количества неподготовленных публичных выступлений приводит не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры. Это проявляется в нарушении орфоэпических, грамматических норм русского языка.  Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.

В научной литературе, в печати появляются статьи, заметки, авторы которых по-разному оценивают то, что происходит в языке. Одни считают, что русский язык приходит в упадок, ему грозит гибель. Другие более трезво оценивают ситуацию, раздумывают над тем, что необходимо сделать, чтобы ее изменить.

Каждому человеку, чтобы выработать свое отношение к языку, определить свое речевое поведение, необходимо разобраться в тех процессах, которые характеризуют нашу речь.

Одна из особенностей связана с демократизацией языка. Проблема демократизации русского литературного  языка приобрела особую остроту в XIX веке. Ее блестяще разрешил А.С.Пушкин. На рубеже XX и XXL веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее – вульгаризацией.

На страницы периодической литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, чирик, лимон, зеленые, зелененькие, баксы, пришить, бухать, кайф, балдеж, балдеть, выкачивать, отмывать, отстегивать и мн. др.

Ругательства, «матерный язык», «напечатанное  слово» сегодня можно встретить  на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах  художественный произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются  словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные.

Не менее  яркой чертой нашего сегодняшнего языкового  развития считается засорение речи заимствованиями. В научной, публицистической литературе, в выступлениях современный  русский язык называют интеррусским языком, германо-романо-русским и англо-русским сленгом, а то кратко – рус-англ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение 

На всем протяжении своей истории русский язык обогащался не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет других языков. Нужно еще добавить, что значительное влияние на наш язык оказали латинский и старославянский языки. Но в какие-то периоды это влияние, особенно заимствование слов, было чрезмерным, казалось, что оно захлестывает русский язык, переполняет его. Тогда и проявляется мнение о том, что иностранные слова ничего нового не добавляют, поскольку есть тождественные им русские слова, что многие русские слова не выдерживают конкуренции с модными заимствованиями и вытесняются ими.

На первый вгляд, есть лишь единственный выход из данной ситуации – это определить, какие заимствования имеют соответствия в русском языке, исключить их и употреблять только русские. Но с другой стороны, исключать все заимствованные слова нельзя, так как разумное заимствование обогащает речь, придает ей большую точность.

Россияне должны сами «познать и почувствовать» русский  язык, ибо сами недостаточно сами его  знают, плохо владеют, небрежно к  нему относятся, а ведь только русские  несут ответственность за состояние  родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.

После распада  СССР в бывших республиках произошел  спад интереса к русскому языку. Негативное отношение к русскому языку проявили в странах Балтии. В Латвии, Литве, Эстонии государственным языком становится только соответствующий национальный. Резко сокращается в вузах, школах преподавание на русском языке и само изучение языка. Прекращается производство печатной научной литературы на русском языке.

Тенденция к  сокращению влияния русского языка, его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения наблюдается и в других бывших союзных и автономных республиках. В их средствах массовой информации русский язык начинают называть «имперским языком», «языком тоталитаризма», «языком оккупантов».

Информация о работе Русский зык в конце ХХ века