Роды и виды ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:07, доклад

Описание работы

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов
искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась
лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством
– с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой
неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как
наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии.

Содержание работы

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ 3


2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ 10


3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ 15


3.1. Социально-политическое красноречие. 17


3.2. Академическое красноречие. 19


3.3. Судебное красноречие. 19


3.4. Социально-бытовое красноречие. 20


3.5. Богословско-церковное красноречие. 22


ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

правомерной  "украшательскую"  речь,  был  убежден  в  том,   что   "истинно

красноречив тот, кто умеет  говорить о  будничных  делах  просто,  о  великих

делах величаво, о  средних  -  стилем  промежуточным  между  обоими".  Иначе

говоря, Цицерон требовал  соответствия  формы  (  стиля,  как  он  писал)  и

предмета, а значит, содержания - ораторской речи. И это положение,  как  это

очевидно для непредубежденного  человека, не противоречит научному подходу  к

сущности красноречия.

 

      Однако цицероновская  классификация ораторского искусства  идеалистична,

так  как  в  ней  фактически  игнорируется  предмет  красноречия.   Согласно

цицероновской концепции, не предмет и  тема  публичной  речи  определяют  ее

характер, ее видовую особенность, а сама манера(  стиль)  этой  речи  играет

решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из  объективно

сложившихся форм и приемов  риторики, а из личности оратора.

 

      Какова  личность  оратора?  Яркая,  темпераментная,  талантливая   или

малоодаренная, замкнутая? Эрудированная  или дилетантская? Разумеется,  успех

любого публичного выступления  определяется знаниями, талантом и  мастерством

оратора. Но в одном стиле  он будет говорить, выступая с  лекцией,  например,

о конституционном устройстве государства, в другом -  в  судебной  речи  или

"надгробном  слове",  если  иметь  ввиду  наиболее   распространенные   виды

красноречия цицероновских  времен. тема и назначение,  форма  и  даже  состав

аудитории, а они - факты  объективного  характера  -  обязывали  оратора  не

только в ту пору, но и  намного раньше выступать  по-разному,  действовать  в

духе каждого вида  красноречия.  Талантливость  и  мастерство  между  прочим

сказывались в том, что  говорящий продумывал и затем  произносил  свою  речь,

во-первых,  строго  исходя  из  предмета:  характера,  объема,   конкретного

содержания и направленности темы; во-вторых, также  строго  учитывал  состав

аудитории, целевое назначение собрания, на котором он, оратор, держал речь.

 

      Стоит также  отметить неточность  цицероновского  толкования  категории

"рода"  красноречия.  То,  что  он  подразумевал  под  ним,  на  самом  деле

относится к "видам" риторики, в  совокупности  своей  составлявших  род,  то

есть определенный  класс  искусства  в  риторики.  Любопытно  также,  что  в

цицероновской, как и вообще в античной классификации ораторского  искусства,

не  фигурирует  "диалог"  достигший  высокой  культуры   в   древнегреческих

академиях, одним  из  первых  мастеров  которого  показал  себя  ,  как  уже

отмечалось, Сократ.

 

      Любопытно,  что цицероновский принцип разделения  красноречия  по  типам

ораторов, по-видимому независимо от римских  влияний  (а  может,  и  под  их

воздействием), в определенной  степени  сказался  в  Древней  Грузии  в  том

толковании, которое давал  ораторскому искусству Фартадзе  -  видный  деятель

знаменитой Колхидской риторической школы  и  оратор  IV  века.  В  некоторых

своих речах, тексты которых  в довольно полном виде сохранились  по сей  день,

грузинский ритор говорил  об "искусно  и  пламенно  произнесенном  слове",  о

"соблазнительном и  вкрадчивом изложении", то есть  делил красноречие на  виды

примерно так, как это  задолго  до  него  делал  Цицерон,  исходя  из  стиля

ораторской речи. Вместе с  тем  Фартадзе  различал  политическую  и  судебную

речи. Первая, как  он  считал,  рассчитана  на  то,  чтобы  убедив  людей  в

верности развиваемых  оратором положений, привести слушателей  к  правильному

пониманию интересов государства  и народа. Судебная же речь, пользуясь  чисто

риторическими средствами, должна  быть  строго  аргументирована  юридически.

Однако  и  то  истолкование  видов  красноречия,  которое  давал  грузинский

мыслитель  было  скорее  описательным  и  эмпирическим,  чем  теоретическим,

всерьез аргументированным.

 

      Немало интересного  содержат труды мыслителей и  летописцев Армении V-VI

столетий. Начиная  уже  с  создателя  армянской  письменности  и  одного  из

выдающихся первых просветителей  этой страны  Месропа  Маштоца  деятели  этой

эпохи рассматривали красноречие  в ряду других видов искусства,  выделяя  при

этом силу слова, носителя мысли и  красоты.  В  "Истории  Армении"  Фавстоса

Бюзанда, "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци и у других летописцев  и  ученых

того времени приводятся образцы речей, в  которых  именно  красота  мысли  и

воплощающего   ее    слова    выделяются    как    специфические    признаки

действительности ораторского  искусства.

 

      В   древнеармянской   классификации   красноречия    особый    интерес

представляет "Определения  философии", труд выдающегося  армянского  философа

VI  века  Давида  Анахта   (Непобедимого).   Отражая   достигнутый   уровень

философской мысли и логической культуры, это сочинение сыграло  существенную

роль  в  развитии  любомудрия  в  Армении,  ее  теоретических  знаний.   Это

сочинение в данном случае ценно тем, что  содержит  одну  из  самых  ранних,

наиболее  полных  и,  главное,  аргументированных  классификаций   познания:

теоретического и опытного. Анахт писал - и это  было  серьезным  достижением

армянской  философии,  –  что  все  существующее   может   быть   разделено,

определено, анализировано  и доказано.  Тем  самым  подводилась  определенная

методологическая база под  классификацию теоретического  знания  и  практики,

выдвигались принципы в которых  нетрудно усмотреть элементы материализма.

 

      Обращаясь  к ораторскому искусству, Давид  Анахт  рассматривал  его   как

важный способ познания, как  определенный вид искусства. Вместе с тем он и  в

данном случае  применял  принцип  деления  -  классификации,  различая  виды

красноречия.  В  "Определениях  философии"   он   писал,   что   "ораторское

искусство, являясь  родом,  делится  на  три  вида:  судебное,  полемически-

рассудочное,  торжественно-праздничное".  Порою   мыслитель   выражал   свое

несогласие с такой  классификацией ораторского искусства, хотя и не  объяснял

сути своего несогласия. Но для нас в данном случае важна  даже сама  по  себе

констатация  ученым  древности  красноречия  как  общественного  явления   и

наличия его разделения. И, конечно, интересно суждение Давида Анахта о  том,

что  полемически-рассудочное  ораторское  искусство  "относится  к  будущему

времени, так как когда  кто-нибудь делится своими мыслями  с кем-либо,  то  он

думает о грядущем. А  судебное относится  к  прошедшему  времени,  ибо  всех,

кого оно осуждает за то, что  уже  совершенно.  Торжественно-праздничное  же

относится к настоящему, ибо  имеет целью поднять настроение присутствующих".

 

      Как видим  Давид Анахт  говорил  прежде  всего  об  определенном  роде,

подразумевая род познания или искусства. В пределах же  этого  рода  он  уже

различал виды красноречия. В  таком  разделении  сказался,  во-первых,  опыт

классификации знания вообще;  во-вторых,  достижения  античной  риторики,  а

также того  красноречия,  которое  развивалось  в  самой  Армении.  Сказался

уровень самого теоретического осознания сути  ораторского  искусства  и  его

видов.  Что   же   касается   характеристики   особенностей   каждого   вида

красноречия, то, конечно, вряд ли можно принять ее без  серьезных  оговорок.

Мыслитель как бы отвлекался от конкретного предмета ораторского  искусства  в

каждом отдельном его  виде, рассматривая его по преимуществу в его  отношении

к трем временам: минувшему, настоящему  и  будущему.  Кроме  того,  в  самом

таком разделении по  временам  обнаруживается  элемент  метафизики.  Тем  не

менее  классификация  красноречия,  данная   в   "Определениях   философии",

представляет интерес  не только исторический, но и теоретический.

 

      Не  останавливаясь  на  других  фактах  античной   и   более   поздней

дифференциации  ораторского  искусства,  следует  отметить,  что  в  ней,  в

частности  в  армянской  классификации,  не  найти   определения   церковно-

богословского красноречия, хотя, например,  христианская  проповедь  к  V-VI

векам уже накопила порядочный опыт и выдвинула  не  одного  видного  ритора.

Среди них первое место  в Армении занимает воинствующий  богослов,  мыслитель

и поэт, ставший католикосом, главой церкви,  Иоанн  Мандакуни.  Его  речи  в

свое время имели  большое  влияние  на  общественное  сознание  и  оказывали

сильное  противодействие  росту  светской  идеологии  и   материалистических

тенденций.

 

      В армянской  классификации нет такого  вида  красноречия,  как  военно-

патриотическая  речь.  Между  тем  образец   такой   речи,   разумеется,   в

значительной мере домысленной, национального героя  Вартана  Мамиконяна,  но

очень  характерной  для  V  столетия,  дан  в  книге  одного  из  выдающихся

летописцев и писателей  Армении V столетняя Егише в  его  сочинении  «История

Вартана, и Армянской войны».

 

      Таким   образом,  та  ранняя  дифференциация  красноречия,  о   которой

говорится здесь, фактически не охватывала всех действительно  существовавших

видов  риторики.  Но   тем   не   менее   нельзя   отрицать,   что   попытки

классифицировать   виды   красноречия   отражали   движение    к    созданию

оратороведения.  Они  имеют  не  только  историческое  значение.   Некоторые

суждения первых теоретиков риторики  и  в  наше  время  не  потеряли  своего

значения и способны содействовать  развитию научного оратороведения.

 

 

 

                  3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ

 

 

      Ораторское  искусство уже в античности  не было однородным.  Красноречие

стало еще более многообразным  в XX столетии и продолжает  дифференцироваться

в наше время.

 

      Есть еще  один особенно существенный аргумент  в  пользу  классификации

красноречия. Это – необходимость  лучшего понимания ораторского  искусства,  а

значит, дальнейшего его  совершенствования. То обстоятельство, что любой  вид

красноречия  есть  частное  по  отношению  к  общему,  то  есть  ораторскому

искусству, вместе с тем  вид красноречия действует в  своей сфере  как  общее,

поэтому нам необходимо знать  его.

 

      Ораторская  «речь должна быть определенной  не только  по  своей  теме,

конкретному  содержанию,  но  и  способу  изложения,  по   тому,   как   она

исполняется, по степени  эмоциональности  и  лаже  по  составу  и  характеру

терминологии. Иначе говоря, те формы  и  средства  освещения  темы,  которые

уместны при изложении, например, отчетного доклада  на  заседании  Думы  или

профсоюзном собрании, неприемлемы  для вузовской лекции; или же  стиль  чисто

агитационной  речи  был  бы  вовсе  не  уместен  на   научной   конференции,

посвященной проблемам предмета философии,  методологии  науки,  принципам  и

основам генерального планирования экономического развития  страны,  сущности

и целям научно-технической  революции и других не менее сложных  тем.  Отсюда

следует, что мастерство в  красноречии—это овладение спецификой каждого  рода

и вида ораторского искусства, тем более знание его  предмета.  По  каким  же

научным принципам мы  должны  классифицировать  красноречие?  Думается,  что

верное  толкование  причин  многообразия  ораторского    искусства   поможет

определить сами эти принципы (методологию) его  разделения.  Речь  в  данном

случае должна идти о диалектическом достоинстве объективных  и  субъективных

факторов развития красноречия.  Оно,  как  уже  было  сказано,  возникло  из

необходимости публичного продумывания каких-то явлений и проблем, разбора  и

решения  вопросов,  имевших  общественное  значение.  "«Такова   объективная

основа зарождения и прогресса  красноречия. Но вопросы,  которые  становились

предметом публичного выступления, никогда не были однородными,  не  отражали

тождественных, а тем более  равнозначных  по  существу  и  характеру  явлений

действительности. В одних  случаях они отражали остро назревшие  политические

явления жизни, в других –  касались быта  или  нравственности,  в  третьих  –

были предметом судебного  разбирательства и т.д. В  одних  случаях  публичная

речь была предварением определенных решений и затем  практических  действий,

а в других -носила познавательный характер  и  имела  сугубо  теоретическое,

прогнозирующее. и даже гипотетическое значение. Сама действительность  –  то

решающее обстоятельство, которое дает основание  утверждать:  в  красноречии

не  может быть одинакового  отношения к явлениям мира.

 

      Перейдем  к самой классификации  ораторского   искусства,  как  она  нам

представляется.  Начнем  с   самих   терминов   «ораторское   искусство»   и

«красноречие».Первый из них - античного происхождения и  означает  публичную

Информация о работе Роды и виды ораторского искусства