Роды и виды ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:07, доклад

Описание работы

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов
искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась
лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством
– с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой
неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как
наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии.

Содержание работы

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ 3


2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ 10


3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ 15


3.1. Социально-политическое красноречие. 17


3.2. Академическое красноречие. 19


3.3. Судебное красноречие. 19


3.4. Социально-бытовое красноречие. 20


3.5. Богословско-церковное красноречие. 22


ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

вокальное, художественное  чтение  или  действие  актера  на  сцене  –  есть

творчество, вторичное по своей  природе.  Конечно,  талантливый  исполнитель

выступает  как  самостоятельный  художник,  отличающийся  своим  «почерком»,

стилем исполнения. Средствами  своего  искусства  он  не  только  раскрывает

замысел драматурга или композитора, по  нередко  обнаруживает  в  исполнении

музыкального  произведения,  чтении  лирического  стихотворения,  басни  или

поэмы именно то, что не всегда  «простым  глазом»  или  слухом  угадывается.

История театра, например,  изобилует  гениальными  прозрениями  в  актерском

исполнении равными  большому  открытию  в  познании  человеческой  сущности.

Актерское искусство есть сценическое воплощение замысла  драматурга,  образов

и картин, созданных  его  воображением  и  талантом,  к  тому  же  по-своему

трактуемых режиссером-постановщиком. Точно так же пианист,  чтец-декламатор,

какими бы  талантливыми  не  самобытными  они  ни  были,  не  могут  целиком

игнорировать  не  только   содержание,   но   и   форму   исполняемого   ими

произведения, созданного композитором, писателем.

 

      Иначе обстоит  дело с  ораторским  трудом.  Красноречие,  будучи  живым

процессом, состоящим из двух стадий, едино по своему творческому  характеру.

Первая  стадия  может  быть  названа  временем  ораторского   замысла,   его

вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем  более  конкретного  содержания

предстоящего выступления, его конспектирования.  Вторая  стадия  –  это  уже

реальное  воплощение  замысла  и  темы  ораторской  речи  –   ее   публичное

исполнение.  Как  на  первой,  так  и  на  второй  стадиях  оратор   целиком

предоставлен самому себе,  и  его  труд  составляет  единство  первичного  и

вторичного творчества. В  своей работе  истинный  оратор  самостоятелен  и  в

известной меря оригинален от начала и до конца.

 

      Правда, в  античности были логографы   –  мастера  писать  тексты  чужих

речей.  Они  были  сочинителями  красноречия,  с  которым  сами  никогда  не

выступали. Логографы зарабатывали на том, что обеспечивали  публичный  успех

и славу другим. В наше время не  стало  логографов,  хотя  «мастера»  писать

доклады или речи для .других, конечно, есть. Однако подобное творчество  для

них является побочным,  не  главным.  Чтение  подготовленных  такими  лицами

текстов лишь в редчайших  случаях бывает удачным и впечатляющим.

 

      Действительный  оратор  всегда  выступает   в  трех  лицах:  сочинителя

(«драматурга»),  постановщика  («режиссера»)  и  исполнителя   своих  лекций,

бесед и других видов искусства  публичного слова.  При  всем  том  оратор,  в

отличие от актера и режиссера,  обходится  без  предварительных,  тем  более

длительных  и  скрупулезных  репетиций.  Первое  ораторское  выступление  по

данной теме –  это  и  репетиция,  причем  уже  открытая,  и  вместе  с  тем

публичное выступление. И  если лектору или пропагандисту  приходится  вновь  и

вновь выступать по данной теме, то  он  имеет  возможность  совершенствовать

свои выступления.

 

      Другая особенность  красноречия – полное  отсутствие  в  нем  игры  или

представления,  а  тем  более  перевоплощения  в  какой-либо  образ.   Яркая

личность лектора, его  очевидная  одаренность,  блеск  и  глубина  его  ума,

манера  говорить,  его  голос  и  эмоциональность,  наконец,  примечательная

внешность   в   совокупности   нередко   воспринимаются   слушателями    как

определенный  образ,  но  не  чужой,  а  образ  самого  оратора,   счастливо

одаренного природой множеством привлекательных качеств.

 

      И еще  одно сравнение.  В  отличие   от  актера  оратор  всегда  один  с

аудиторией. Она может  состоять из двух-трех десятков людей  или  сотни.  Тем

не менее лектор или  докладчик должен  одинаково  свободно  вести  себя  и  с

одинаковым успехом держать  слушателей  в  «своей  власти».  Конечно,  актеру

также приходится оставаться наедине со зрительным залом, но в  редких,  очень

редких случаях и на считанные  минуты  заданного  драматургом  и  режиссером

монолога.  Менять  монолог,  как  и  отказаться  от  намеченной  и   заранее

отрепетированной мизансцены, он не может. Оратор же с  самого  начала  и  до

конца своего выступления  один  перед  массой  людей.  Он  обязан  приковать

аудиторное  внимание  к  себе,  порою  меняя  какие-то  частности  в   своем

выступлении, импровизируя,  повторяя  трудные  положения  речи,  прибегая  к

шуткам и т. д.

 

      Однако  сказанное  не  исчерпывает   краткой  характеристики   основных

особенностей красноречия. До сих пор оно рассматривалось  главным  образом  в

сопоставлении с искусством – такая аналогия стала  традиционной.  Любопытно,

что «искусство», в античности толковавшееся весьма широко и  подразумевавшее

всякое занятие,  спустя  столетия  дифференцировалось  на  различные  науки,

ремесла, художественное творчество, медицину и  даже  военное  дело,  но  за

красноречием  так  и  остался  «титул»  искусства.  А  ведь  по  своей  сути

красноречие если в целом  и может  назваться  искусством,  то  в  ряде  своих

аспектов и видов  должно  признаваться  если  не  наукой,  то  непременно  –

орудием науки.

 

      Если повнимательнее  вчитаться в то, .что говорили  или писали Платон  и

Аристотель в упоминавшихся  трудах о риторике, то  не  так  уж  трудно  будет

заметить, что красноречие  они рассматривали  в  системе  знаний  как  способ

познания и толкования сложных явлений  жизни.  В  некоторых  суждениях  этих

мыслителей даже  исчезают  грани  между  толкуемой  риторикой  и  собственно

наукой.  Позднее,  например,  Френсис  Бэкон  (XVII  в.)  в  работе  «Опыты»

риторику  классифицировал  как  искусство  «сообщения  знаний».   Интересное

положение сформулировал  М.  В.  Ломоносов:  «Красноречие  есть  искусство  о

всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других  к  своему  об

оной мнению. Преложенная  по  сему  искусству  материя  называется  речь  или

слово». Эти  мысли  в  разных  вариациях  развивали  другие  видные  русские

ораторы. Например, А. Ф. Мерзляков  считал, что публичная речь –  это  прежде

всего рассуждение в устном выступлении. Но оратор не просто рассуждает,  его

целью  –  убеждая  разум,  воздействовать  на  волю  людей  для   достижения

определенной  цели.  Книга  Мерзлякова  «Краткая  риторика»   фактически   и

обосновывала эту главную  функцию красноречия, толкуя ее собственные  научно-

познавательные  функции.  В  работе  М.  М.  Сперанского  «Правила   высшего

красноречия» разрабатываются  основы ораторского искусства, призванного  быть

доказательным, рассудительным, несущего людям знания.

 

      Короче говоря, традиционное понимание красноречия  как вида  искусства,

а нередко и .словесности  никого не должно вводить в  заблуждение.  Искусство

и научность составляют  сложный  синтез  двух  относительно  самостоятельных

способов воздействия  на людей. И если  мы  остановились  на  том,  что  дает

основание характеризовать  красноречие как искусство,  то  лишь  потому,  что

это мнение весьма популярно, а главное, не  одному  современному  слушателю,

хочется в красноречии  видеть прежде всего искусство –  творчество  в  высшем

его выражении, способное  увлечь и заразить эмоционально любого слушателя.

 

      В отличие  от  актера  оратор  всегда  один  с  аудиторией.  Она   может

состоять из двух – трех десятков людей, но в большом  и  переполненном  зале

могут находится сотни  людей.  Тем  не  менее  лектор  или  докладчик  должен

одинаково свободно вести  себя и с одинаковым успехом  держать  слушателей  в

своей  власти.  Конечно,  актеру  также  приходится  оставаться  наедине  со

зрительным залом, но в  редких  случаях  и  на  считанные  минуты  заданного

драматургом и режиссером монолога.  Менять  монолог,  как  и  отказаться  от

намеченной и заранее  отрепетированной мизансцены, он не может. Оратор  же  с

самого начала и до конца  своего выступления  один  перед  массой  людей.  Он

обязан приковать аудиторное внимание к себе, порою меняя какие-то  частности

в своем выступлении, импровизируя  мыслями  и  чувствами,  повторяя  трудные

положения речи, прибегая к  шуткам и т.д.

 

      Отмечая  основные отличия  красноречия   от  поэтического  и  актерского

творчества, мы вовсе не стремимся  утверждать, что быть талантливым  оратором

труднее, чем одаренным  поэтом  и  актером.  Мы  хотим  лишь  разобраться  в

основных особенностях красноречия  как  общественного  явления,  высказывая,

может быть  спорные  мысли.  Устанавливая  сходные  черты  между  поэзией  и

ораторским искусством, мы стремимся  лишь  доказать,  что  красноречие  есть

вполне  самостоятельное  творчество,  имеющее  свою  специфику.   Попытаемся

охарактеризовать   и   оценить   ее,   рассматривая   ораторское   искусство

дифференцировано.

 

 

 

                     2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ

 

 

      Разнообразие  риторики осознавалось  еще   в  Древней  Греции,  где   она

различалась по видам. Основными  из них считались:

 

      . политическая  или совещательная речь

 

      . судебная  речь

 

      . торжественная  или эпидектическая речь.

 

      Кроме этого,  в ораторском искусстве выделялось  еще  надгробное  слово,

посвященное  памяти   заслуженной   личности,   поэтому   его   произнесение

поручалось  лишь  выдающемуся  или  хорошо  известному  оратору.   Но,   как

показывает    история    древнегреческой    риторики,    наиболее    широкое

распространение  и  общественное  влияние  имело  политическое  и   судебное

красноречие. В нем чаще всего и отличались ораторы.

 

      Такое видовое  разделение риторики было чисто   эмпирическим,  пожалуй,

даже эмоциональным, нежели вполне логически  обоснованным.  Даже  гениальный

Аристотель, в любом  явлении  доискивавшийся  до  самых  глубин  и  узнанное

обобщавший в определенных  теоретических  положениях,  в  своей   "Риторике"

также не дал глубокой классификации  видов красноречия. Как  уже  отмечалось,

он различал не виды а стили  заранее  написанной  и  произносимой  (выученной

наизусть) речи. Первое,  писал  он,  точна,  но  суха,  лишена  аффектов,  а

вторая,  то  есть  не  писанная,  о  свободно  исполненная  речь-   наиболее

актерская, т.е. творческая. Причем о стиле этой речи Аристотель  писал,  что

бывает два ее вида: "один передает характер, другой  -  аффекты  ..."  Автор

"Риторики"  далее   отмечал  неуместность  сценических   приемов  при   чтении

писанной речи, но они пригодны для живой речи. Аристотель  не  пояснял,  что

он  подразумевал  под  "сценическими  приемами",  но  можно  допустить,  что

имелись в виду ораторский жест,  мимика,  интонация  голоса.  Действительно,

как показывает опыт, внешнее, в том числе в  какой-то  мере  изобразительные

проявления  ораторского  состояния  (  жестикуляция)  естественными  кажутся

именно в развертывающейся речи, а не при чтении заранее  написанного  текста

публичного выступления.

 

      Дифференциацией  античного красноречия занимался  также Цицерон. В труде

" Об ораторе" он  писал, что "существует природа  красноречия", и связывал  их

с  типами  самих  ораторов.  Какие  же  это  роды?  Прежде  всего   "ораторы

велеречивые  с  возвышенной  силой  мысли  и   торжественностью   выражений,

решительные,  разнообразные,  неистощимые,  могучие,  во  всеоружие  готовые

трогать и обращать сердца - и этого они достигали  с  помощью  речи  резкой,

строгой, суровой, не отделанной и  не  закругленной,  а  иные,  напротив,  -

речью гладкой, стройной, и  законченной". Другой род "или  группа"  ораторов,

писал Цицерон, это ораторы "сдержанные и  проницательные,  всему  поучающие,

все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной ,  так

сказать, и сжатой речи".  Между  этими  двумя  родами  (группами)  ораторов,

утверждал Цицерон , есть еще  один род - "средний и как бы умеренный род,  не

применяющий ни тонкой предусмотрительности  последних,  ни  бурного  натиска

первых: он соприкасается  с обоими, но не выдается  ни  в  ту,  ни  в  другую

сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен  ни  тому,

ни другому".

 

      Далее Цицерон  более подробно говорил об  особенностях каждого  из  трех

родов ораторов. Он  высказывал  немало  любопытных  соображений,  помогающих

разобраться в особенностях красноречия, которому он придавал  весьма  важное

значение в  общественной  жизни.  В  частности,  не  безынтересно,  что,  по

определению Цицерона "наилучший  оратор тот,  который  своим  словом  научает

слушателей  и  доставляет  удовольствие,  и  производит   на   них   сильное

впечатление. Учить - обязанность  оратора, доставлять удовольствие  -  честь,

оказываемая слушателю, производить  впечатление необходимо".  Цицерон  считал

Информация о работе Роды и виды ораторского искусства