Риторические вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Речи Демосфена насыщены разнообразными фактическим материалом, содержит немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала ни какая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен – оратор предстает общественности не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер.

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

3. Демосфен

 

   Речи Демосфена насыщены разнообразными фактическим материалом, содержит немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала ни какая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен – оратор предстает общественности не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер.

 

   Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить слушать себя и выслушать до конца.

 

   Как признанно считать, не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою блистательную практику в качестве адвоката, Демосфен, однако, особо отличался в своих политических выступлениях, чаще всего направленных против непрерывных нашествий захватнических войск македонского царя Филиппа 11. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал « достославных предков» афинян, призывая чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор взывал слушателей к чувству и сознанию чести гражданина свободной республики. Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в катких делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинянского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием « филиппики».

 

   Прямым обращением к « гражданам» афинский трибун пользовался охотно и умело. Он не оставлял без ответов ни каких реплик в свой адрес, не терялся , когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Его обращения исходили от глубочайшей убежденности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение. Частое обращение античного оратора к « гражданам афинянам», мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной массы людей являлись испытанными приемами психологического воздействия на аудиторию. Такие приемы красноречия, как можно думать, держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою – единомыслия, активизировали мышление собравшихся.

 

   Большое впечатление на слушателей, особенно рядовых, как можно предположить, производили клятвы Демосфена или его призывы к Богу ( богам) Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносит: « Нет, клянусь Зевсом» или « Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю».*

 

   В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно сузить по текстам его речь, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан на внешний эффект, которому античная риторика придавала немалое значение.

 

   Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению, фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти, Он говорил: « Не то хорошо, когда кричат великим голосом, но то велико, когда говорят хорошо.»

 

   Известно, что на демосфеновских речах учились ораторы разных поколений не только Эллады, но и далеко за ее приделами, особенно в Риме.

 

   Демосфен – вершина древнегреческого красноречия, является острейшем оружием политической борьбы и вместе с тем явлением высокой духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разработанную в те времена.

 

   Для этой теории особенно примечательно прежде то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

 

   Оценивая древнегреческую риторику в ее практике и теории, можно сказать, что она- примечательное явление античной цивилизации, в особенности ее гражданской жизни. Древнегреческие красноречие, развивавшееся вместе с другими искусствами, является не только огромным достижением духовной культуры Эллады, но и первостепенным показателем его общественно – политической зрелости. Его опыт и традиции, равно как и его теоретические основы и принципов, однако не оставались, в пределах Афин и вообще древнегреческих полисов. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Если для греков главное в риторике – искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. С падением Рима приостановилось развитие ораторского искусства. Эпоха средневековья – эпоха маракобесия и схоластики, - естественно, не породила и не могла пародить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. Эта эпоха не требовала убеждения и доказательств. Вера в догматы церкви, слепое преклонение перед авторететами – вот все, что требовалось от образованного человека того времени.

 

   Красноречие становится достоянием богословских проповедников. Причудливая конструкция словесных выражений при овсутствии глубокого содержания, связь с жизнью – вот чем стала риторика в это время. Достижения ораторского искусства античного мира явились базой для развития красноречия последующих периодов истории – феодализма и капитализма.

 

 

3

Древнеримская риторика

 

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э.. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана.

 

В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря.

 

Разработка материала в римской риторике подчинялась особой конечной цели, убеждению, в котором различались три аспекта — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

Риторика (др.-греч. ρητωρικη — «ораторское искусство» от ρητωρ — «оратор») — теория ораторского искусства, приемов и способов построения выразительной, публичной речи. Первоначально складывалась как наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире — как теория прозы или теория аргументации. Крупнейшие теоретики: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

 

 

Римская риторика. Цицерон.

 

Римская риторика связывается обычно с именем Цицерона  (Marcus Tullius Cicero) (106 - 43 ).  Это политический деятель, оратор, писатель. В политическую жизнь вошёл как "новый человек", всем обязанный лишь своему ораторскому дару. Он пытался остановить развал Римской республики и наступление следующего неизбежного исторического этапа развития – империи, поплатившись за это головой в буквальном смысле. Слишком уповая на силу человеческого слова, он показал предел, за которым кончается его могущество.

 

Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Vir bonus dicendi peritus" - "достойный муж, искусный в речах", - так определяет идеал древнего римского оратора Катон Старший. Однако чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа. Идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом, и когда был брошен вызов отжившему свой век политическому идеалу древней римской аристократии, заколебался и ораторский идеал.

 

К новому красноречию греческого типа Рим пришел в бурный век гражданских войн. Поднимающаяся римская демократия - всадники и плебеи - в своей борьбе против сенатской олигархии нуждалась в действенном ораторском искусстве.

 

В Риме появились школы греческих риторов - сперва вольноотпущенников, потом свободных приезжих учителей. Обеспокоенный сенат стал принимать меры. В 173 и 161 гг. были изданы указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов. Это не помогло: поколение спустя в Риме вновь свободно преподают греческие риторы, и появляются латинские риторы, преподающие на латинском языке и довольно удачно перерабатывающие греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Их уроки более доступны и этим более опасны, поэтому сенат оставляет в покое греческих риторов и обращается против латинских: в 92 г. лучший сенатский оратор Луций Лициний Красc в должности цензора издает указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Этим удалось временно покончить с преподаванием латинской риторики, но с тем большим усердием обратились римляне к изучению риторики греческой. С каждым днем все больше молодых людей отправлялось из Рима в Грецию, чтобы у лучших преподавателей учиться греческой культуре слова и мысли.

 

Цицерон принадлежал к всадническому сословию. Положение всадничества в римской сословной системе было двойственным: оно было экономически могущественно и политически бесправно. Первая черта сближала его с правящим сенатским сословием, вторая черта сближала его с восстающим на сенат бесправным плебейством. В результате на долю всадничества выпадала незавидная роль политических соглашателей: когда сенатское сословие непримиримо упорствовало в своей монополии на власть, всадничество блокировалось с плебсом и шло против сената в первых рядах оппозиции, но как только сенат шел на уступки и делился долей власти с младшим сословием, всадничество меняло фронт и решительно выступало против дальнейших притязаний своего вчерашнего союзника, плебса. Сенатская знать презирала всадников как выскочек, плебейство сторонилось их как изменников. Именно эта картина постоянных политических колебаний остается типичной для всаднического сословия в целом, и именно жизненный путь Цицерона служит этому самым ярким примером.

 

Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. в Арпине, маленьком городке Лация, во всаднической семье. Отроческие и юношеские годы он провел в Риме. Здесь на форуме Цицерон слышал лучших ораторов своего времени - Красса, Антония, Сульпиция, Котту; у родосского ритора Аполлония Молона, преподававшего в это время в Риме, он учился греческому красноречию; знаменитый трагик Акций и греческий поэт Архий руководили им в чтении поэтов; эпикуреец Федр, стоик Диодот и приехавший в Рим академик Филон Ларисский были его наставниками в философии.

 

Когда Цицерон впервые выступил с речью на форуме, в Риме правил Сулла. Диктатура Суллы, жестокая и кровавая, была своеобразной попыткой утвердить аристократическую республику методами деспотической монархии. Оппозиция против Суллы (конечно, тайная и робкая) объединяла не только всадников и плебс, но и многих представителей сенатской знати. К этой оппозиции примкнул и молодой Цицерон. В одной из своих судебных речей он задел влиятельного вольноотпущенника Суллы, в другой поставил под сомнение один из законов Суллы, - выпады мелкие, но достаточные, чтобы привлечь неблагосклонное внимание правителя.

 

Цицерон, всегда осторожный, начинает беспокоиться за свою судьбу, и после трех лет удачной адвокатской практики неожиданно покидает Рим. Он едет в Грецию, слушает в Афинах ученика Филона - Антиоха Аскалонского, объезжает города Малой Азии с их славными риторическими школами и на целый год остается на Родосе, где под руководством Молона изучает Демосфена, стараясь достичь в своих речах его силы и избавиться от чрезмерной пышности.

 

Только после смерти Суллы, в 77 г. двадцатидевятилетний Цицерон возвращается в Рим. Он вновь принимается за адвокатскую практику и очень успешно. Каким особенностям своего красноречия  был обязан Цицерон этим успехам?

 

Во-первых, своей теоретической – философской и риторической - подготовке.

 

Во-вторых, своему художественному вкусу.

 

В-третьих, своему умению возбуждать в слушателях страсть (его исполнительский принцип формулировался так: слушатель должен быть потрясён).

 

Годом политического признания для Цицерона был 70 год, когда в Консульство Помпея и Красса, двух вождей демократического блока, были окончательно отменены последние остатки сулланского режима. Победа реставрации должна была завершиться громким судебным процессом - расправой с Верресом, наместником Сицилии, одним из ставленников аристократической реакции. Этот процесс был поручен Цицерону, который провел его блестяще. Веррес удалился в изгнание, не дожидаясь конца процесса, его адвокат, знаменитый Гортензий, отказался от защиты, триумф был полный.

 

С этих пор Цицерон переходит от должности к должности при единодушной общей поддержке. В 63 г. Цицерон делается консулом ( высшая должность в республике) и наконец-то приступает к практическому осуществлению своей мечты - "согласия сословий". Обстоятельства ему благоприятствовали: в Италии было неспокойно, носились слухи о волнениях рабов, у всех еще свежо было в памяти восстание Спартака, и перед лицом общей угрозы сенат, всадники и народ предпочитали жить в мире. В самый год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон воспользовался призраком анархии, чтобы еще теснее сплотить все сословия на защиту государства. Наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа он изгнал из Рима Катилину и казнил его ближайших сообщников. Народ прославлял его как второго основателя Рима, сенат наградил его небывалым почетным титулом "отец отечества". Казалось, что Цицерон достиг пределов своих желаний.

 

Однако этот высший взлет был для него началом падения. "Согласие сословий", созданное им, было недолгим и непрочным: оно рассыпалось, как только миновала непосредственная опасность. Сенатская аристократия не хотела поступаться своими интересами ради интересов других сословий, а демократы не могли простить Цицерону его расправу с катилинариями.

 

В 58 г. по требованию плебейского вождя Публия Клодия, личного врага оратора, за расправу с сообщниками Катилины Цицерон был объявлен вне закона и вынужден удалиться в изгнание в Фессалонику. Правда, через полтора года ему удалось вернуться. Практическая недостижимость желанного политического идеала уже была  ясна для него, и он торопится хотя бы письменно, хотя бы в теории запечатлеть свою несбывшуюся программу. Он пишет свои первые теоретические трактаты: "Об ораторе" (55 г.), "О государстве" и "О законах" (54-51 гг.). 

Информация о работе Риторические вопросы