Риторические фигуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 01:36, контрольная работа

Описание работы

Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские понятия (например, понимание риторического идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Риторические фигуры……………………………………………...........……..4
2. Виды фигур……………………………………………………………..............9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Риторические фигуры……………………………………………...........……..4

2. Виды фигур……………………………………………………………..............9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

Введение

 

Риторические учения возникали  в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские  понятия (например, понимание риторического  идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и пр.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).

РИТОРИ́ЧЕСКИЕ ФИГУ́РЫ (от греч. ῥήτωρ  — оратор) — термин старой русской  поэтики (риторики, или реторики) — стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла в Древней Греции (школа Пифагора). В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. К Р. ф. относились такие стилистические явления, как антитеза, гипербола, обращение, восклицание, астеизм, градация, прозопопея, ирония, уподобление, умолчание и пр.

В настоящее время название Риторические фигуры сохранилось лишь за тремя  явлениями стиля, относящимися к  интонации:

1) Риторический вопрос, не требующий  ответа, но имеющий лирико-эмоциональное  значение:

Куда ты скачешь, гордый конь,

 И где опустишь ты копыта?

(А.  Пушкин)

 

2) Риторическое восклицание, играющее  ту же роль усиления эмоционального  восприятия:

 

Какое лето, что за лето!

 Да это просто колдовство.

(Ф.  Тютчев)

 

3) Риторическое обращение, рассчитанное  на тот же эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной; эта форма Р. ф. наиболее часто встречается в поэзии:

 

Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!

 Не можете ли, ветры, горы  раскачати?

 Гусли мои, гусли, звончатые  гусли!

 Не можете ли вы, гусли,  вдову взвеселити?

(Русская  народная песня) 

 

 

1. Риторические  фигуры

 

Применение риторического учения в жизни, так же как и литература, требует мастерства в создании и  выборе средств выражения, мастерства элокуции в самых разнообразных условиях — от бытового общения до ораторского выступления.

Писатель потому и называется мастером слова, что создает высокие образцы, уходя в свои башни из слоновой кости; ситуация, в которой творит поэт, «не терпит суеты», ибо он творит прекрасное. Законодателем в мастерской слова всегда был поэт, иными словами, риторика уступает ведущую роль литературе в этой области. Но лидирующая роль литературы и поэтики не мешала авторам риторических книг включать поэтику под видом теории словесности, стилистических упражнений, элоквенции, фигур, тропов. С другой стороны, в литературоведении также дается термин риторические фигуры, в число которых включаются антитеза, вопросы и восклицания, градация, ирония, гипербола, уподобление, сравнения различных типов, периоды, разные виды повторов, обращения к читателю и слушателю, переименования — метонимии, идиомы — пословицы и поговорки и многое другое.

Риторическими, или стилистическими, фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Иногда их называют фигурами речи. Они, во-первых, опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному; во-вторых, учитывают законы логики, правила индукции и дедукции, умозаключения и доказательства; в них, наконец, "работают" закономерности языка — внутритекстовые связи, конструкции сложного и простого предложений. Использование фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст.

Нередко речи ораторов, а иногда и  письменные сочинения включают в себя риторические обращения к слушателям (читателям). Так, трактат Марка Туллия Цицерона "О природе богов" начинается с обращения к его другу, консулу Марку Юнию Бруту: "Как ты, Брут, прекрасно знаешь, много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяснения". Такое дружеское обращение придает тексту оттенок разговорного стиля, товарищеской беседы, полемического диалога, перерастающего затем в строгое научное рассуждение.

Любопытно изучить прием обращения в трудах известных мастеров слова. Так, "Послание Феодосия Печерского к Киевскому князю Изяславу Ярославичу о вере христианской и латинской" (XI в.) открывается таким обращением: "Слово ми есть к тебе, княже боголюбивый..." Но послание предназначалось, конечно, не одному лишь князю Изяславу.

Н. В. Гоголъ пишет: "О, не верьте этому  Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь  плащом своим, когда иду по нем..." Само обращение опущено, но оно легко подразумевается и свою функцию выполняет.

Свою риторическую роль выполняет и простое синтаксическое обращение в начале речи: Друзья мои! Дамы и господа! Глубокоуважаемый председатель совета, его члены, дорогие гости! и т. п.

Есть вопросительные предложения, действительно содержащие вопрос: Как  выйти из кризиса? Как остановить инфляцию? Такие вопросы часто используются ораторами, особенно в начале речи.

Но есть такие "вопросы", которые  не несут в себе вопроса, например: "Если боги не интересуются жизнью людей, не вмешиваются в нее, — для чего почитать их?" (М. Т. Цицерон), "Считают ли цыплят по осени?" (Из газет), "Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?" (Н. В. Гоголь). Это риторические вопросы. Ответ на такой вопрос не нужен, вопрос передает раздумья автора.

Различные восклицания тоже повышают эмоциональный уровень речи, приближают ее к диалогической форме: "Все силы и средства — на охрану природы!" (Из газет). Это призыв, воззвание. "Да здравствует Солнце, Да скроется тьма!" (А С. Пушкин) — поэтическое утверждение силы Разума. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!" (М. Ю. Лермонтов) — разговор с читателями "Героя нашего времени". Эти фигуры речи можно назвать риторическими восклицаниями.

Рассмотренные фигуры употребляются  преимущественно в речах призывных, убеждающих, острополемических; они сравнительно редки в научных докладах, лекциях, в деловом общении.

Ритмика речи, симметрия конструкций  также могут быть отнесены к риторическим средствам как отражающие общие  закономерности гармонии мира. Русский  эквивалент гармонии — «лад», лежавший (может быть лежащий) в основе народной эстетики, легко обнаруживается и в частушке, и в традиционных формах народной.

Гармония формы, текста неразрывно связана с гармонией смысла.

В произведениях литературы, как  и в любых других творческих актах, даже малозначительных, присутствует и играет существенную роль доминанта как движение духа. Доминанту имеет каждый человек, она становится заметнее в зависимости от степени таланта, богатства и активности духовного мира человека, автора. По утверждениям психологов, доминанта имеет физиологическую основу, формируется в процессе жизни и находит отражение в поступках человека, особенно в произведениях его мыслительной и языковой способности как актах, с наибольшей полнотой связанных с внутренней, духовной жизнью личности.

Естественно, что изучение доминанты удобнее всего проводить  на материале писателей, в творчестве которых она ярче прослеживается: Ф. М'. Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. А. Ахматовой.

Риторика знает десятки  приемов и форм, целых систем. Например, медитативная речь: это раздумье — и про себя, и вслух, размышление, диалог с самим собой, исповедь... Этот вид речи — ив откровенных разговорах близких людей, и в лирической поэзии, и в монологах персонажей пьес (вспомним монолог Гамлета — «Быть или не быть?»). Примером медитативной лирики может служить поэма А. Т. Твардовского «За далью — даль».

Заинтересовать собеседников, вызвать ответную реакцию у аудитории  не просто: этому способствуют доброжелательность, сочувствие, сопереживание близких людей, шутка, остроумие, меткое слово, увлекательная информация, любопытный факт, аллюзия, связывающая только двоих и непонятная другим. Причем очень важно, чтобы названные средства были естественны и собеседники не заподозрили натяжки.

Немалое значение имеют формулы  этикета, простой вежливости: извинение, благодарность, приветствие, толерантность, терпимость к чужим мнениям, а  также подлинная, естественная заинтересованность этими мнениями и той информацией, которую излагает вам собеседник. Взаимное доверие и внимание, конечно, не могут быть названы приемами, они вытекают из общности интересов, из уважения между собеседниками.

Культура речи и культура мысли  неразделимы, несмотря на то, что мысль  всегда опережает озвученную или  написанную речь. Внутренняя, мысленная, речь находится на высшей ступени по отношению к произнесению или письму, она, в сущности, уже почти полностью вербализована, говорящему остается лишь ее озвучить (осуществить кодовый переход на акустические знаки) и проинтонировать.

Поэтому еще в древности возникло понятие «фигур мысли», иначе —  логических фигур, операций. В риторике сплетаются и логика, и стилистика, и поэтика, и синтаксис, а в  наши дни — еще и теория текста (лингвистика текста, синтаксис целого текста). К мысленным структурам и операциям наиболее применимы законы логики, а одно из важнейших требований к речи — это ее логичность, обоснованность, доказательность, непротиворечивость, отсутствие алогизмов, ошибок в построении мысли.

 

2. Виды фигур

 

Аллюзия (от лат. allusio — шутка, намёк), в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным. В качестве намёка нередко пользуются крылатыми словами и выражениями (например, "слава Герострата", "перейти Рубикон", "пришел, увидел, победил", "Демьянова уха").

Параллелизмом называется одинаковое построение соседних предложений или  их частей; используется в афоризмах, Пословицах, — там, где требуется краткость, лаконичность; способствует ритмике речи: "Есть деньги, так в свайку; нет денег — так в схиму" (Пословица, В. И. Даль).

 

Я не знаю, где граница 

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница 

Меж товарищем и другом...

(М. А. Светлов)

 

В последнем параллелизме — анафора, или единоначатие: "Я не знаю, где..."

Эпифора (концовка) — повторение слов или их сочетаний в конце конструкции: "Мне бы хотелось знать, отчего я  титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. В. Гоголь)

Антитеза построена на противопоставлении картин, характеров, предметов, признаков, действий; в ее основе обычно лежат  антонимы.

Антитеза может ограничиваться всего двумя словами, обычно - в  заглавиях: "Живые и мертвые" (К. М. Симонов), "Война и мир" (Л. Я. Толстой), "Волки и овцы" (А Я. Островский). Нередко она ограничена рамками одной фразы: "Жили люди до нас — будут жить и после нас!" (Пословица, В. И. Даль). Сложная антитеза может быть построена на двух-трех противопоставлениях, порой причудливо переплетающихся: "Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет" (Пословица).

Как медлит время, когда мы спешим,

И как оно спешит, когда мы медлим!

(М. Лисянский)

Бывает развернутая антитеза, охватывающая значительный по объему текст. Вот пример сложной антитезы, усиленной двойной анафорой:

 

У людей-то в дому — чистота, лепота,

А у нас-то в дому — теснота, духота.

У людей-то для щей — с солониною  чан,

А у нас-то во щах — таракан, таракан!

У людей на уме — погутарить с кумой,

А у нас на уме — не пойти бы с сумой!

(Н. А. Некрасов)

 

Антитеза симметрична, это ее свойство способствует ритмическому произношению.

Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: "Смех сквозь слезы" (Я. В. Гоголь), "Пышное природы увяданье" (А С. Пушкин), "Живой труп" (Л. Я. Толстой), "Радость страданья" (А А. Фет), "Убогая роскошь наряда" (Я. А. Некрасов), "Грустная радость" (С. А. Есенин).

 

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

(А. А. Ахматова)

 

Используются в высокоэмоциональных, преимущественно художественных текстах.

Градация представляет собой "лесенку" близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием  производимого ими впечатления: Осенние дожди в наших местах — сущее бедствие: на дорогах лужи, везде вода, наводнение, настоящий потоп! Тревога переходит в панику, а она порождает хаос!

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С. А. Есенин)

 

Нарастание силы слов по ступеням отражается и в интонации:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

Инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введения дополнительных оттенков смысла.

Прямой     порядок: Вывели лошадей.  Они мне не понравились.

Инверсия: Вывели лошадей.  Не понравились  они мне. (И. С. Тургенев)

Слово, которое переносится, выделяется интонационно.

Эллипсис  —  пропуск слов  или фактов,  они подсказываются контекстом (неполные предложения):

Информация о работе Риторические фигуры