Риторические приемы и принципы построения публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 13:40, реферат

Описание работы

Публичная речь является не просто реализацией «говорительной» функцией человека на публике, но и сложной, многофункциональной работой со своими условностями, правилами и психологической подосновой. Основными задачами, которые необходимо осуществить является риторические приемы и принципы построения публичной речи. Также это основа того, чтобы быть уверенным в высокой степени эффективности результата предстоящей коммуникации.

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АР КРЫМ 
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта) 
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

на тему: «Риторические приемы и принципы построения публичной речи»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 31 – ЕМН

Чебаненко А. С.

Проверила:

канд. филол. наук,

и. о. доцента

Петренко Н. А.

 

 

 

 

 

Евпатория – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний момент главным является вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.

В последние годы в основном получили распространение профессии, в которых успехом является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. Это не только профессии журналиста, преподавателя, но и профессии связаны с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и др.

Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда нужно выступать перед аудиторией – это конференции, презентации, семинары и другие мероприятия.

Публичная речь является не просто реализацией «говорительной» функцией человека на публике, но и сложной, многофункциональной работой со своими условностями, правилами и психологической подосновой. Основными задачами, которые необходимо осуществить является риторические приемы и принципы построения публичной речи. Также это основа того, чтобы быть уверенным в высокой степени эффективности результата предстоящей коммуникации.

 

  1. Роль и применение некоторых риторических приемов в публичной речи

 

Риторический прием – понятие, которое с точки зрения системного подхода к определению понятий и терминов элокуции представляется целесообразным считать наиболее общим в кругу таких понятий и терминов, как троп, фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура), стилистический прием. Элокуция – раздел риторики, рассматривающий средства и приемы словесного выражения замысла.

Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Таких приемов существует много, однако далеко не все из них используются в публичных выступлениях.

Еще Цицерон говорил, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей [5, с. 248]. Для этого нужны, в том числе, образы, картины, что бы оратор свою речь представил образно.

Самыми распространенными и эффективными риторическими оборотами в публичной речи является сравнение, метафора, повтор, риторический вопрос, аллегория, цепь, призыв.

Рассмотрим их подробнее.

Сравнение – это один из главнейших приемов ораторского искусства, он используется наиболее часто, что многие даже не задумываются о нем как о какой-то особой фигуре речи. Этот прием позволяет представить абстрактное наглядно, что бывает особенно полезно, когда необходимо донести до слушателя числовую информацию. Например, Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. тонн нефти, сравнил это количество топлива с объемом, который может поместиться в «железнодорожный состав, трижды огибающий землю по экватору». Обычному человеку сложно представить, сколько это 347 млн. тонн нефти. Но каждый знает, как выглядит поезд, и примерно представляет себе длину окружности Земли, а следовательно знаем, что это – очень много нефти [2]. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми.

Довольно близок к сравнению такой риторический оборот, как метафора, заключающийся в употреблении слов в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения с использованием сравнительных оборотов или союзов «будто», «словно», «точно», «как». Метафоры широко используются в политической речи [3, с. 248].

Сфера политической речи должна быть бедна метафорами, т. к. речь публичного политика в изрядной степени состоит из комиссионных актов (предвыборных обещаний и т. п.), степень последующего воплощения которых в реальность должна быть контролируема. Но, как только центр тяжести переносится на эмоциональное воздействие, что в политической жизни случается чрезвычайно часто, запрет на метафору снимается. Например, «Вы не сдавите чело труда этим терновым венцом, вы не распнете человечество на кресте из золота» (Уильям Дженнингс Бриан); Британская конституция – фундамент вашей независимости (Уильям Питт) [4, с. 245].

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха (переименование). Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно – понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу [2]. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Повтор – еще один распространенный ораторский прием, широко используемый в публичных выступлениях.

Часто бывает так, что слушатель может ненадолго отвлечься (вспомнить о доме, о незаконченных делах и т. п.), и в этом момент может прозвучать важная, возможно даже одна из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно повторять. Мысли, повторенные дважды, намного лучше усваивается, даже если никто не отвлекался. Кроме того, повторение какой-либо мысли способствует ее закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной.

Повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными. Дословные повторы применяются относительно редко – в основном для цитирования и акцентирования внимания на какой-либо фразе. Чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается. Противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющий подытожить сказанное ранее [6, с. 42].

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным [6, с. 41]. Например, вопрос «Неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?» [2].

Помимо риторического вопроса, также существует риторическое восклицание и риторическое обращение.

Существуют и так называемые цепляющие вопросы, когда оратор задает какой-нибудь вопрос аудитории или конкретному слушателю и затем ждет – ответят ему или нет. Здесь важно не давить на слушателей, не обижаться на то, что, по мнению оратора, слушатели какие-то не активные. В этом случае оратор сам на него спокойно отвечает. Так завязывается общение со слушателями, которое намного лучше, чем простое озвучивание текста выступления.

Аллегория представляет собой выражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Например, в речи Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию: «Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками» [2].

Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. В риторике аллегория – это довольно сложный прием, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.

Призыв – это распространенный риторический прием, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Это может быть так: «Мы призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс» [2]. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой прием слишком часто не рекомендуется.

Цитирование также является риторическим приемом и используется, если аргументы недостаточно убедительны, или еще нет доверия публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров.

Цепь – часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведен в пример интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной» [2].. Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

Классическим риторическим приемом, с помощью которого можно достичь этой цели, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха, что помогает «перезарядить» его новой эмоциональной энергией.

Все перечисленные выше ораторские приемы часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого. Приемы различаются функционально: некоторые из них влияют на содержательную сторону выступления и способны удерживать внимание слушателей, убеждать их в своей точке зрения, тогда как другие направлены на подготовку аудитории и оформление материала. Многие из рассмотренных риторических правил ораторы могут использовать интуитивно, но при подготовке к выступлению рекомендуется ознакомиться со всеми приемами, чтобы не упустить из виду их возможное влияние и эффект на восприятие речи слушателями.

 

  1. Принципы построения публичной речи

 

Речь необходимо планировать, поэтому содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры и примеры, а также нужно уметь расположить этот материал и какой последовательности его излагать. Перед оратором возникает целый ряд вопросов таких как: Какими словами начать выступление? Как продолжить разговор? Чем закончить речь? Как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца? Поэтому важно уделять  внимание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому «compositio», и  означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова – построение, структура.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления и какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы» [1, с. 120].

Правил построения публичного выступления не существует. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Основными принципами являются:

1. Принцип последовательности –  каждая высказанная мысль должна  вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима. Не стоит переходить к следующему пункту выступления, если не закончили предыдущее. Многократное возвращение к недосказанному, производит неблагоприятное впечатление, так как создает у аудитории ощущение неподготовленности оратора.

2. Принцип экономии – умение  достигать поставленной цели  наиболее простым, рациональным  способом, с минимальной затратой  усилий, времени, речевых средств. Также  означает достижения большей  эффективности речи при минимуме  ресурсов (аргументов, положений, слов и т. д.), что составляет впечатление затянутости речи, ее единство и усиления. Не стоит повторяться. Если считаете необходимым повторить сказанное, то дайте понять для чего. Например, с помощью таких фраз как: «Я хочу еще раз обратить внимание аудитории на этот вопрос», «Я не случайно повторяю этот тезис, так как он подчеркивает все важность обозначенной проблемы».

Структура выступления оратора зависит от метода преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Основные из них:

  • индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях;
  • дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера;
  • метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию;
  • концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;
  • ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;
  • исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени [1, с. 124].

Информация о работе Риторические приемы и принципы построения публичной речи