Искусство публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:24, доклад

Описание работы

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком.

Файлы: 1 файл

Искусство публичной речи.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

                               Публичная речь.

 

Публичное выступление  представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого –  убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком.

Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

  1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
  2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

 Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко.

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Знание правил и обладание навыками риторики, т.е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

 

 

 

            Виды публичного выступления

Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.

1. Информационная  речь.

Ее цель обогатить  слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

2. Речи, обращенные  к чувствам (речи по специальному поводу)

Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в  дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. К  протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

Цель торжественной  речи - создать праздничное настроение. Как правило, она создается заранее  и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся.

Развлекательная речь ,Воодушевляющая речь :Убеждающая речь ,Призывающая к действию речь

                    Аргументирование в ораторском  искусстве

 

 

К аргументам, чтобы они  были убедительными, предъявляются  следующие требования:

1) в качестве аргументов  могут выступать лишь такие  положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;

2) аргументы должны  быть доказаны независимо от  тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;

3) аргументы должны  быть непротиворечивы;

4) аргументы должны быть достаточны.

Здесь встречается два  вида ошибок.

1. Недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис: обобщение в этом случае всегда будет «слишком поспешным».

2. «Чрезмерное доказательство».  Принцип «чем больше аргументов - тем лучше» не всегда подходит.

                                 Этапы подготовки речи

 

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную  – взаимодействие с аудиторией.

  1. Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной  фазе различают два начальных  этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

    • Определение темы и цели выступления.

Возможные интонационные  окраски выступлений следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем  говорить (средства достижения цели).

Требования к основному  тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана  выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
    • Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои  слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для  них. Обязательно нужно принять  во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее  поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления –  очень важный фактор успешного выступления. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

    • Кодирование

Оценка темы, цели и  аудитории является основой и  фоном следующего этапа докоммуникативной  фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и  в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.
    • Фактологический материал

Цифровые данные, для  облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в  устном выступлении количество цифрового  материала ограничено, на него лучше  ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления. Потренироваться  можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи  и видеозаписи, чтобы проконтролировать  хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.
  1. Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза –  это произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и  т.д.

Оратору, стремящемуся к  достижению успеха, конструктивного  результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

  • подготовка
  • манеры поведения
  • учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

                                Структура выступления.

 

Выступление должно состоять из трех частей:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Примерное распределение  времени:

  • вступление – 10-15%;
  • основная часть – 60-65%;
  • заключение – 20-30%.
  1. Вступление.

Вступление – важная часть, так как более всего  запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно  включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.

При подготовке вступления следует выбрать тему, которая  имеет целью вызвать интерес  публики.

  1. Основная часть.

Основная часть –  всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные  аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень  важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для  заключения.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

  1. Заключение

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной  цели и основной идеи выступления.

Правильно построенное  заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

В заключении имеет смысл  повторить стержневую идею и, кроме  того, вновь (в кратком виде) вернуться  к тем моментам основной части, которые  вызвали интерес слушателей. Закончить  выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

  1. Способ выступления

Необходимо избрать  способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта  очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

  1. Уловки оратора

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем  говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Обратим внимание на некоторые  часто встречающиеся…

  • Фразы

Установлено, что коротки  фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.

  • Паузы

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что  слова звучат убедительнее после  мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет  ту же роль, что знаки препинания на письме. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Информация о работе Искусство публичной речи