Искусство публичной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:24, доклад

Описание работы

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Оратор – мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком.

Файлы: 1 файл

Искусство публичной речи.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)
  • Обращение к аудитории

Известно, что обращение  к собеседнику по имени создает  более доверительный контекст деловой  беседы. Так, косвенными обращениями  могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

  • Комплимент

Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей  сути комплимент содержит в себе психологический  механизм внушения. Стиль комплимента  слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

  • Реакция аудитории

Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

  • Приветствие и прощание.

Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

  • Позвольте представиться!

В этой форму оттенок  официальности выражен очень  ярко. Возможны и другие формы представления  – менее официальные:

  • Разрешите представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

  • До свидания!
  • Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что  во многих случаях перед прощанием  желательно поблагодарить собравшуюся  публику.

 

    • язык жестов и поз

Еще одна особенность  употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

Не стоит прятаться  за трибуной, не стоит бояться передвигаться  по сцене.

Стоять нужно прями  и перенести центр тяжести с пяток на носки.

С отдельными слушателями  можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр  голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

  1. Имидж оратора

Власть оратора над  аудиторией зависит не только от его  силы, ума и воли, но и от производимого  им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.  Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет.

Роль одежды в деловом  общении очень значительна, поскольку  она несет многомерную информацию о своем обладателе:

  • о его финансовых возможностях;
  • об эстетическом вкусе;
  • о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;
  • об отношении к окружающим людям.

Одежда влияет на успех  или неуспех.

При подборе одежды важно:

  • Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий  из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.
  • Умение ее носить.
  • умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

Аргументация. Убедить  – значит логическими доказать или  опровергнуть какое-либо положение. Это  чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи.

Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы.

Заключение

Таким образом, чтобы  выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

  • знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
  • умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
  • умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
  • безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
  • умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства  как сложного вида деятельности.

 




Информация о работе Искусство публичной речи