Речевые приемы доказательства в монологической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:40, реферат

Описание работы

Различные виды общественной деятельности человека обслуживаются разными функциональными разновидностями языка, самой же распространенной формой социально-речевого воздействия является диалог. Однако там, где виды культурно-общественного речевого общения утончены и сложны, наиболее уместной формой общения, как считает академик В.В. Виноградов, оказывается монолог.
При этом виды монологической речи различаются в зависимости от « профессионально-служебных расслоений, и типов общественных взаимодействий».

Содержание работы

I Монолог как ораторское искусство.

II Речевые приемы доказательства в монологической речи.

1. Аргументирующая речь.
а) аргумент
б) тезис
в) планирование и тактика аргументирующей речи
2. Лексические и синтаксические особенности выступления.

3. Эстетические качества речи.

4.Звуковая организация речи.

5. Информационное обеспечение выступления.

6. Составление риторического эскиза публичного выступления

III Искусство убеждать.

Файлы: 1 файл

kazedu_161948.docx

— 28.58 Кб (Скачать файл)

1) Простые  предложения и части сложных  предложений не должны быть  чрезмерно длинными.

2) Более  легко воспринимаются такие типы  конструкций, которые тяготеют к  сфере разговорной речи, имеют  разговорную интонацию. Длинные  предложения, т. е. значительно распространенные  и осложненные   причастными  и деепричастными оборотами. вставными  конструкциями затрудняют восприятие, поэтому они неприемлемы для  ораторского воздействующего выступления.

   3) Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования- официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.

   4) Восприятие устной речи зачастую осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на –ние, -тие, (например, расширение, принятие и т. п.). Считается, что вместо них лучше использовать глаголы (расширить, принять).

  5) При подготовке к выступлению нельзя также злоупотреблять использованием специальных терминов.

 Таким образом, готовясь к  выступлению, мы должны позаботиться  об убедительной содержательной  разработке темы, о ее хорошем  информационном обеспечении. Речевое  оформление выступления должно  обеспечивать постоянный контакт  с аудиторией и способствовать  быстрому и надежному усвоению  содержания.

Доказательность и убедительность речи во многом зависят от ее эстетических качеств.  Хорошее выступление- выступление целое в ритмико-интонационном отношении. В то же время внутри этого единого целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказываются на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала и до конца. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере - проговаривать « про себя». Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. п.

Важнейшим качеством публичной речи является выразительность. Воздействующая сила выступления увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Они обращены к миру эмоций и чувств слушающих, и это способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. Приведем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в публичной речи.

1. Метафора представляет собой перенос свойств одного предмета (явления, аспекта действительности) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т.е. с таким значением, определить которое можно, указав на соответствующий предмет, звук, запах и любой другой чувственно воспринимаемый элемент окружающего мира.

  Чтобы научиться использовать метафору, нужно понять как самому ее «сделать». Есть некоторые правила, следуя которым можно получить выразительную метафору или сравнение.

1) Члены сравнения (сравниваемые предметы или явления) должны быть разнородны, далеки  друг от друга. Никто не скажет: этот дуб, как вяз, эта рыба, как щука (П. Сергеич). Напротив, удачна, например, такая метафора: сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М. Горький).

2) Термин  сравнения должен выявлять не  любой (случайный), а сущностный, важный, характерный признак сравниваемых  объектов. Нужно учиться находить  и выделять главное.

3) От того, где вы будете искать объект  сравнения (то, с чем сравниваете), во многом зависит оценка вами  предмета речи. Здесь возможно: а) улучшение (проявление положительной  оценки), если вы находите объект  сравнения среди заведомо «хороших»  явлений (например, мечту сравниваете  с птицей) и б) ухудшение - объект  сравнения выбирается из ряда  «отрицательных» явлений: мечту  называют мыльным пузырем.

4) Метафора  нужна свежая, творческая.

5) Сравнение  и метафора могут быть краткими- образ только намечен, назван; иногда  прибегают к развитию метафоры  или сравнения, получая развернутый  самостоятельный текст.

2. Эпитет. В узком понимании эпитет-это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен.

3. Гипербола (преувеличение)- количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т. п. «Свобода!- издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растительной мерзостью» ( А. И. Солженицин)

4. Сравнение-это уподобление изображаемого предмета, явления другому предмету, явлению на основе общего признака с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.

5. Антитеза-противопоставление образов и понятий, которые на фоне друг друга лучше выявляют свою специфику: «рассказы о нем (В.И.Малышеве) надо всячески фиксировать, но рассказывать о нем как о мертвом может быть еще рано; мы все его хорошо помним живым и очень чувствительным ко всякой фальши» (Д.С.Лихачев)

 6. Подхват-повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом: «Народное образование в стране загнано в угол. Загнано обилием накопившихся проблем, противоречий…» («Юность», 1998).

7. Градация-всякая цепь элементов с постепенным нарастанием значимости: «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М.Волошин)

8. Риторический вопрос- предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным. Риторический вопрос не требует ответа. «О, бессмертные боги! В какой стране мы находимся? Что за государство у нас? В каком городе мы живем?» (Цицерон)

9. Вопросно-ответное единство- способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется: «В чем заключалась красота его научного мировоззрения? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало» (Д.С.Лихачев).

 10. Повтор. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. «Поэтому пусть удаляться бесчестные, пусть они отделятся от честных, наконец, пусть их от нас отделит городская стена!» (Цицерон).

11.Синтаксический  параллелизм. При этом приеме два или более стоящих рядом отрезка текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему они выделяются на общем фоне текста: «Он был красив своим отношением к людям, своей манерой поведения, но он был красив и своими научными взглядами, своим научным мировоззрением»( Д.С.Лихачев)

12. Каламбур-это игра словами, прием. при котором многозначное слово воспринимается одновременно в прямом и переносном значении: «Весна хоть кого с ума сведет: лед- и тот тронулся» (Э.Кроткий).

 Словесная игра, основанная  на столкновении в тексте различных  значений многозначных слов, может  придать речи форму парадокса, т.е. высказывания, смысл которого  расходится с общепринятым, противоречит  логике (иногда только внешне). Например: «Единица-вздор, единица-ноль!» (В.Маяковский)

Публичное выступление должно быть хорошо организовано в звуковом отношении. Чтобы речь звучала убедительно, оратор должен говорить выразительно и иметь хорошую дикцию. Дикция определяется как степень отчетливого произношения слов и слогов в речи. человек с плохой дикцией заставляет слушателей пропускать мимо ушей часть воспринимаемой  информации, либо переспрашивать много раз. Поэтому, чтобы сделать речь убедительной, доказательной необходима выработка голоса и постановка правильной дикции.

   Звучность- это качество речи, которое связано с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением.

 Четкость  в произношении во многом зависит  и от его темпа, т.е. от скорости  речи. Эта скорость может быть  различной в зависимости от  содержания выступления и характера  самого выступающего. Чаще всего  выступающие на публике люди  склонны убыстрять темп. Это случается  от робости, от излишнего волнения, от невнимания к слушателям (лишь  бы поскорее закончить выступление, «отделаться»). Другая крайность- вялость  речи, которая обычно свойственна  медлительным, замкнутым людям. Они  долго раскачиваются. чтобы продолжить  мысль. найти нужные слова. Слушающие  при этом не только теряют  нить рассуждений, внимание к  содержанию речи, но и терпение. В результате возникает апатия  к происходящему вокруг.

   В темп речи входит также длительность звучания. Растягивание какого-либо слова, даже в незначительной степени, по сравнению с другими словами в предложении, придает этому слову большую значимость, может способствовать выражению определенных чувств, связанных в содержанием высказывания. Мастера слова, тонко чувствующие язык, наиболее важные в тексте слова читают в несколько замедленном темпе, менее важные в смысловом отношении- в несколько убыстренном.

   Наконец к темпу речи относится пауза. Она дает время сообразить, о чем вести разговор дальше. Пауза позволяет слушателям «переварить» какую-либо мысль, высказанную до этого. Небольшая выдержка перед выводом, обобщением, кульминацией высказывания подчеркивает важность дальнейшего сообщения. Паузы определяют ритм речи.

 Кроме  звучности и темпа речи характер  дикции, культуру произношения определяет  высота голоса. Речь на одной  и той же высоте создает  впечатление монотонности. Чтобы  избежать этого, надо пользоваться  при выступлении разной высотой  голоса, разными тонами, по возможности  пользоваться различными мелодическими  рисунками. Следует помнить, что  слишком высокий тон возникает  при возбуждении, нервозности, в  запале спора. Чтобы избежать  повышенного тона, неустойчивости  голоса,  нужно стараться не  очень волноваться при выступлениях, не давать воли эмоциям.

    Слишком низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченностью предметом или робостью, застенчивостью. Последние слова любой фразы часто нуждаются в интонационном подчеркивании. Чрезмерное снижение тона на них - недостаток выступающего, показывающий его равнодушие к высказанной мысли.

   Тембр. Качество произношения определяется также тембром, окраской голоса. Трудно, а то и невозможно изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно.

  Наиболее часто встречающимися  недостатками тембра могут быть  одышка, хрипота, резкость, гнусавость. Нужно уметь пользоваться оттенками  своего голоса, потому что его  окраска помогает варьировать  выражаемые мысли и чувства.

 Выразительность  речи. Именно выразительность речи  способствует лучшему восприятию  и пониманию услышанного.

 Доказательность  монологической речи обеспечивается, в том числе, (и даже в первую  очередь) информационно. Информационное  обеспечение выступления включает  не только словесную информацию, но и цифровой, графический материал, формулы, иллюстрации и т. п. В  тексте не должно быть много  цифрового материала. т. к. большое  количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное.

 Графический  материал должен быть аккуратно  выполненным. наглядным и не слишком  объемным.

   При использовании цитат, необходимо  определить их назначение. Цитату необходимо проверить, т. е. сверить ее с оригиналом, не полагаясь на память. Неверно процитированная  фраза может испортить впечатление от вашего выступления и навредит вашей репутации. Смысл цитат должен быть самостоятелен и устойчив, вместе с тем они не должны быть громоздкими.

Подготавливаясь к публичному выступлению необходимо составить риторический эскиз.

В начале эскиза нужно определить общую и конкретную цель выступления. Это необходимо в первую очередь не для слушающих, а для самого выступающего. Общая цель определиться, если вы подумаете какого рода речевое действие вы собираетесь осуществить- информировать слушателя, убедить его в чем - то, активизировать его, стимулировать, развлечь аудиторию. Конечно, все эти действия присутствуют практически в любой речи, но в разной мере, какая- то из этих целей обязательно доминирует. 

   Конкретная цель речи является, как следует из термина, конкретизацией общей цели. Например, если цель состоит в активизации слушателей, оратор должен представить себе, каких именно действий он ждет от них в результате своего выступления.

 Итак, сформулируйте и запишите  себе общую и конкретную цель  речи. Составление риторического  эскиза поможет вам освоить  риторически профессиональный подход  к выступлению. к публичной речи, а также даст возможность построить  свою речь логически последовательно, сделать ее четкой, хорошо воспринимаемой  аудиторией, т.е. риторически грамотной.

Информация о работе Речевые приемы доказательства в монологической речи