Речевая этика педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:26, реферат

Описание работы

Речевая этика педагога

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата.

Файлы: 1 файл

Речевая этика педагога.docx

— 18.71 Кб (Скачать файл)

Речевая этика  педагога

 

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного  речевого общения: с доброжелательного  отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения  своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли  в ясной форме, ориентируясь на мир  знаний адресата.

В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.


В настоящее время, когда  происходит становление новой системы  образования, главная роль отведена личности педагога, составляющими которой  являются высокий уровень профессиональной культуры, педагогическая этика.

Всегда ли с полной ответственностью понимают это сегодняшние учителя?

Почему возникают конфликтные  ситуации?

Откуда барьеры в общении  педагога с классом, с отдельными учениками? Почему к одному учителю  на урок дети идут с удовольствием, а к другому просто идти не хотят?

Чаще всего сами учителя, их поведение, способствует этому. Учитель  всегда должен помнить о речевой  этике педагога, основанной на законах  педагогической риторики.

Например, учитель входит в класс после звонка. Как входит? По-разному! Часто вместо приветствия  учитель начинает разбираться, выяснять, обвинять и т.д. А где же приветствие? Приветствие, от которого зависит многое, включая и то, состоится или  не состоится урок.

В приветствии учитель  задаёт тон общению, «заражает» учеников своим настроением, энергией, передаёт им своё доброжелательное отношение.

- Здравствуйте, ребята!

- Доброе утро, дети!

С этого, невзирая ни на что, должен начинаться урок. Это самое  первое правило речевой этики  педагога.

Ещё один пример. Учитель  входит в класс и начинает урок:

«Садитесь. Сегодня… Впрочем, в начале урока проверим домашнее задание.

Иди к доске, Иванов. Нет, у тебя уже много отметок. А  вот у Петрова отметок нет. К доске пойдёт Петров. Но вначале  самостоятельная работа». Согласитесь, что такое начало урока уже  способствует созданию барьера в  общении, а иногда и ведёт к  конфликту. Иванов, уже приготовившийся  идти к доске: «Ну, всегда так. Ну и  что, что много отметок».

Петров: «Вы же сказали, что  я пойду к доске».

Весь класс: «Какая самостоятельная? Мы не готовились! Вы нас не предупреждали!»

И учитель, разразившийся  тирадой по поводу того, что он лучше  знает, что делать, что к самостоятельной  работе учащиеся должны быть готовы всегда.

Таким образом учитель, сам  того не желая, непоследовательностью  своей речи создаёт почти конфликтную  ситуацию.

Учитель, входя в класс, уже должен знать, с чего начнёт урок, в какой форме сообщит об этом классу.

Это второе правило, которое  должен помнить и никогда не забывать учитель, входящий в класс.

Каждый элемент урока, в том числе и выставление  отметки, комментарий к ответу, похвала, порицание имеет свою специфическую  интонацию.

«Иванов! К доске!» Звучит как «Иванов! К барьеру!»

И совсем по- другому: «Иванов, пожалуйста, иди к доске».

Или: «А Петров сегодня опять  не готов?» Вопрос как приговор.

Учитель ведёт урок. Говорит  как бы невзначай: «Вы, конечно, этого  не знаете». «Вы, конечно, ещё не слышали, не читали» и т.д. Для учителя  это подчас безобидные слова, а представим класс, постоянно такое слушающий.

А скажи учитель по-другому  и никого не обидит: «Вы, возможно, этого  не знаете».

Таким образом, сам того не замечая, учитель подчёркивает эрудиционные различия, а порою просто оскорбляет класс, отдельных учеников: «Впрочем, вы этого и не можете знать». «Я сомневаюсь, чтобы кто-то из вас прочитал дома эти главы. К тому же некоторые до сих пор читать не научились».

Доброжелательность в  общении с классом, отдельными учениками  – главное правило речевой  этики педагога.

И совсем недопустимо, когда  учитель к одним ученикам в  классе обращается только по именам, к  другим – только по фамилии. Такая  «дискриминация» вряд ли будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы  в классе. Если в классе Саши, Маши, Кати, то Ивановых и Петровых быть не должно. Неудачное речевое поведение  учителя, его недоброжелательность могут привести к откровенной  неприязни, к тому, что учитель  оказывается не на высоте, к тому, что урок бывает сорван.

Существуют совершенно определённые «нельзя», входящие в речевой этикет педагога.

НЕЛЬЗЯ:

- менять характер обращения  к учащемуся в зависимости  от его подготовленности и  конкретного ответа;

- делать замечания одновременно  большинству учащихся; делать замечания  в виде долгих структур, периодов, отвлекающих внимание класса  от темы;

- упрекать учащихся в  недостатках, которые они не  в состоянии исправить, тем  более превращать их в объект  насмешек;

- читать неудачные работы  с указанием имени автора, стремясь  не исправить сделанные ошибки, а развеселить аудиторию;

- формировать негативную  мотивацию при введении задания  или вызове к доске (отсутствие  отметок, двойка за контрольную,  сомнения в подготовленности);

- произносить слова приветствия  без оптимизирующей, настраивающей  на работу интонации, а слова  прощания – с радостью по  поводу завершения учебного занятия.

Учитель должен всегда помнить, что речевая этика – это  не только отбор речевых средств, но и показатель профессиональной культуры педагога, его человеческих и личностных качеств.

Литература:

Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998



Информация о работе Речевая этика педагога