Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости.

Файлы: 1 файл

курсовая Харченко.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)

     Второй класс. Вводятся понятия текст, тема, основная мысль, которые служат базой для формирорвания умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного). Работа ведётся на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой.

     Третий класс. Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).

     Четвертый класс. Заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст. В данном классе предусмотрено знакомство с построением несложного текста - рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.

К концу начальной школы учащиеся должны уметь обдумывать построение предложений при создании письменных текстов, распространять их, строя словосочетания; выбирать слова, их формы, порядок для более ясного выражения мысли. Замечать связь предложений друг с другом и выбранные автором средства, стараться связывать мысли в собственной речи, использовать для этого знакомые способы (союзы, порядок слов) [17].

     Проанализировав  программу по русскому языку  авторов М. Л. Каленчук,    Н. А. Чураковой, можно сделать следующие выводы:

     Со второго класса изучается раздел «Развитие речи с элементами культуры речи», в который включаются следующие вопросы: построение текста, выделение в тексте смысловых частей, оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца, текст-описание, текст- повествование, тема и основная мысль в тексте, составление плана текста, определение темы и основной мысли живописного произведения, сравнение научно-популярного и художественного текстов.

     В третьем классе продолжается работа по построению текста, подбору заголовков и др. Большое внимание уделяется написанию сочинений по картине с использованием описания и повествования.

     В четвёртом классе добавляется текст-рассуждение. Учащиеся обучаются использованию элементов рассуждения в собственных сочинениях по наблюдениям и впечатлениям.

      К концу начальной школы,согласно программе, учащиеся должны знать особенности типов текста (повествование, описание, рассуждение), уметь обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описания, повествования, рассуждения, составлять с опорой на опыт собственные тексты с элементами описания, повествования, рассуждения.

Комплект состоит из трёх учебников (частей) и рабочих тетрадей.

Вторая часть учебника посвящена полностью работе по развитию речи

(в том числе и обучению  созданию текстов различных типов) [7].

     Программа  по русскому языку Л. Ф. Климановой и др.

     Новая программа по русскому языку в начальных классах акцентирует внимание на формировании у детей представлений о языке как средстве общения и познания окружающего мира, коммуникативной и социокультурной компетенции, обеспечивает интеллектуальное развитие младших школьников, помогает им осознать русский язык как великую духовную ценность. Новая система, базирующаяся на системно- функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно, от класса к классу накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения (обращать внимание на ролевые отношения, обстановку, цель, тему и результат общения), обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения (написать записку, объявление и т.д.), стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются

своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков (умения писать, читать, говорить, слушать).

       Уже в первом классе в программу включается раздел «Текст». В данном разделе представлено следующее: «отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение. Создание собственных текстов (устных, письменных) по опорным словам на предложенную тему». В последующих классах начальной школы работа с текстом продолжается [8].

     Программа  по русскому языку А. В. Поляковой.

     В данной программе большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. По словам А.В. Поляковой, большую роль играют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. Какая же работа в рамках рассматриваемой проблемы предусмотрена программой?

     Первый класс. Текст и предложение. Различие предложения и текста. Смысловая связь предложений в тексте. Признаки текста: целостность и законченность сообщения (наблюдение: текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу). Членение непунктированного текста на предложения. Красная строка. Абзац. План речи (наблюдение).

     В первом классе в разделе «Связная речь» (письменная речь) предусматривается работа по наблюдению структуры повествовательного текста: части и характер связи между ними. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу, «новизна» в каждом следующем предложении.

     Второй класс. Наблюдение типа речи – повествование (есть сюжет),

описания (нет сюжета). Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте. Выделение частей текста, их озаглавливание. Правильное расположение данных к тексту пунктов плана. Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части. Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста).

Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам). Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.

     Третий класс. Программа включает знакомство детей с художественным, научным и деловым стилями. текст. Работа с текстом: выделение главного, деление текста на логически законченные части, акцентирование смысловой связи между частями текста, между предложениями в каждой части, озаглавливание частей, краткий пересказ прочитанного.

     Четвёртый класс. Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.).

     В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу записано, что учащиеся должны уметь писать изложения повествовательного текста с элементами описания и рассуждения, писать сочинения повествовательного характера. Как видим, работа над связной речью организуется вокруг понятия «текст» [14].

     Программа по русскому языку Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой.

     В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Цель предлагаемого курса – освоение коммуникативной функции языка. Программа по русскому языку включает два раздела: «Развитие речевой деятельности» и «Система языка». По словам авторов программы, на принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребёнка к осознанию признаков текста и умению его анализировать.

     В первом классе дети знакомятся с признаками текста, наблюдают смысловую связь предложений в тексте, знакомятся с красной строкой, абзацем, наблюдают соответствие стиля письменной речи цели высказывания.

     Во втором классе идёт практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного), рассматриваются части текста: вступление, основная часть, заключение, средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). В течение второго – четвёртого классов учащиеся пишут сочинения (репродуктивные и творческие). В ходе работы над сочинениями особое внимание обращается на соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме.

     В третьем классе изучаются смысловые связи между частями текста, микротемы, их логическая последовательность в тексте.

     В четвёртом классе учащиеся анализируют научный (учебный) текст: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение), смысловые связи между частями, научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова, способы выражения авторской позиции при сравнении с текстами художественного и делового стилей [13].

     Выполненный анализ позволяет сделать вывод о том, что во-первых, в настоящее время в начальной школе используется большое количество программ и учебников по русскому языку. Каждая программа имеет свои особенности. Как показывает анализ действующих программ, линия развитие речи является приоритетной для каждой программы. В программах по русскому языку для начальной школы уделяется большое внимание развитию речи младших школьников, в том числе и работе с текстом. В программах предусмотрена работа по обучению созданию высказываний. Проблема обучения младших школьников созданию текстов различных типов решается по-разному. Декларируемые авторами программ задачи обучения созданию текстов разных типов реализуются далеко не во всех учебниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Анализ учебно-методических  комплектов  «Русский язык» (Автор  Т.Г. Рамзаева) и « К тайнам нашего  языка» ( Авторы  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

     Анализ детских высказываний свидетельствует о том, что детей нужно специально учить построению текста, с помощью упражнений формировать текстовые умения.

     Возможна ли организация полноценной работы над текстовыми умениями на уроке с использованием заданий учебников? Уделяется ли должное внимание в учебниках становлению комплекса текстовых умений? Насколько последовательно представлены в учебниках упражнения? Учитывается ли в них степень знаний и умений учащихся на момент предъявления того или иного задания, раскрываются ли способы действия для эффективного его выполнения?

     Проанализируем с этих позиций учебно-методические комплекты по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Выбор УМК не случаен. Первый из них имеет широкое распространение в школьной практике. Авторы второго заявляют, что в учебниках и       тетрадях-задачниках осуществляется целенаправленная работа по формированию текстовых умений.

     Рассмотрим сначала, как организуется работа по наблюдению за признаками текста.

     В комплекте М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко понятие текст вводится во 2 классе. Однако наблюдения над особенностями текста проводятся на пропедевтическом уровне уже в период обучения грамоте в 1 классе.

     В 1 классе уделяется внимание вопросу последовательного изложения. Детей учат находить первое предложение текста.

  • Найди предложение, которое случайно попало не на свое место. Почему его нужно переставить? Верни предложение на место.

Звали его Пудик. А жил он над окошком, в теплом гнезде. Жил - был воробей. (По М. Горькому)

     Так же в первом классе учащиеся знакомятся с темой «Как пишутся телеграммы и письма». На развитие речи и умение составлять высказывание дается такое упражнение:

  • Ты многое уже умеешь и можешь написать настоящее письмо. Пусть твое первое письмо.Пусть твое письмо будет учительнице! Подумай, о чем тебе хотелось бы ей рассказать.Как ты обратишься? С чего начнешьписьмо? Что напишешь дальше?Как закончишь?

     Во 2 классе вводится понятие текст, тема и главная мысль. Школьников учат на основе совокупности признаков отличать текст от набора предложений. В последующих классах задания нацеливают учеников на доказательные ответы. В качестве доказательства приведем такие упражнения:

  • Как ты считаешь, можно ли эти предложения назвать текстом? Объясни ответ.

У бабушки на плите стояла не маленькая кастрюлька, а большая кастрюлища с горячими грибными щами. Ребята даже не бегут,а несутся, будто на тугих парусах.(По С. Могилевской)

  • Сравни две записи. Спиши ту из них, которую считаешь текстом. Но сначала уточни, как будешь искать текст.

Кит - самое большое морское животное. Обезьяны - веселые, смешные зверьки. Все бабочки любят цветочный сок.

Кит самое большое животное. Его длина бывает около 30 метров. Кит плавает как рыба.

Предлагаются задания на раскрытие мысли, заданной в зачине, а также на продолжение предложений в тексте.

Информация о работе Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи