Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости.

Файлы: 1 файл

курсовая Харченко.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)

     Толчком к  созданию высказывания всегда  является потребность человека  вступить в речевое общение  для решения определенных коммуникативных  задач, т.е. для того, чтобы поделиться  чем-то, узнать о чем-то, сообщить    что-то, возразить, побудить к чему-либо  и т.д. Так возникает коммуникативное  намерение и вслед за ним  определяется общий замысел говорящего: что имено хочу сказать слушателю  или читателю, донести до него, в чем убедить.

     Замысел в  нашем сознании сначала не  существует в словах, это некоторое  «смутное желание» в виде образов, представлений, своеобразныз схем. Замысел – важнейший компонент  высказывания, так как ему, естественно, с учетом предмета речи и  ситуации общения будет подчиняться  отбор содержания, выбор слов, типов  конструкций, порядок расположения  членов предложения, в устной  речи интонация, окраска голоса  [16, с. 266]

     Далее возникший  общий замысел начинает развертываться (тоже во внутренней речи) : намечаются  основные вехи высказывания. «Планируя, рассказчик прежде всего должен  наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает  подходы к этому центру и  вступление, в котором могут быть  даны намеки на дальнейшее  развитие, а возможно, и обещания  решить какую-то задачу. После  этого надо обдумать выводы  и концовку». Как отмечает Н. И. Жинкин, «описанная схема… формальна», но она отражает ход внутренней  подготовки высказывания, его обдумывания. То, как дальше удается «на  ходу» развиват мысль и словесно  оформлять ее, зависит от накопленного  человеком речевого опыта, его  личного запаса языковых средств, от «отлаженности» механизмов  работы оперативной и долговременной  памяти [4, с. 52- 53].

     Появление  внутреннего решения о главных  смысловых вехах, прежде всего  об основной мысли и «подступах»  к ней, – это первый шаг в  планировании высказывания. Все  следующие шаги в спонтанной (неподготовленной) и подготовленной речи, как усной, так и письменной, несмотря на  одинаковую сущность совершаемых  действий, будут иметь различия. При подготовке высказывания, при  его обдумывании можно продумать  более детальное планирование  содержания, даже четко сформулировать  и записать пункты плана, можно  дополнить их необходимыми рабочими  материалами, а уже потом приступать  к реализации плана, т.е. собственно  к созданию высказывания. В спонтанной  же речи планирование и реализация  плана предельно сближаются, особенно  в устной форме. «Вынесение решений, отбор и замена слов «на  ходу», отмена и всплывание конструкции  предложения – все это совершается  мгновенно и обычно не замечается  самонаблюдением», однако планирование  непрерывно происходит в нашем  сознании [16, с. 266].

     Попутно следует  заметить, что роль плана при  обдумывании высказывания не  следует переоценивать, так как  в ходе словесного формулирования  мыслей могут возникнуть какие-то  изменения и их надо уметь  учесть в дальнейшем изложении. Н. И. Жинкин пишет, что «предварительный  план хотя и облегчает подготовку  предстоящей речи, но решает только  половину дела».

     Механизм словесного  оформления высказывания в устной  и письменной форме в целом  один и тот же. Существенное  различие есть лишь в том, что  письменная речь оставляет человеку  возможность делать значительные  паузы для подбора слов, для выбора желательной конструкции, позволяет исправлять, оттачивать сказанное, начинать все сначала и т. д., а устная речь всех этих возможностей не предоставляет.

     И еще одна  мысль Н. И. Жинкина, на которую  хотелось бы обратить внимание. «Не нужно думать, что развитие  речи может быть сведено к  развитию устной речи. Все виды  речи теснейшим образом связаны. Продвижение в одном направлении  тотчас же отзовется и на  всех других». Объяснение этого  факта, видимо, кроется в том, что  все умения одинаково необходимы  и в устной, и в письменной  речи, несмотря на то, что реализация  стоящих за ними действий может  происходить по-разному: с большей  или меньшей полнотой, более или  менее выраженно внешне и т.д. [16, с. 268]

     К числу  умений, необходимых для планирования  содержания текста, относятся:

     а) умение осознавать  тему высказывания и его основную  мысль;

     б) умение намечать  ход развития мысли, возможные  микротемы, их последовательность, содержание каждой части [10, с. 24].

     В вопросе  формирования умения осознавать  тему будущего высказывания, его  основную мысль, следует отметить, что научить младших школьников  обдумывать тему создаваемого  текста поможет упражнение на  сопоставление нескольких похожих,но  различных названий. Учащимся предлагается  в заголовках найти те слова, которые показывают, чем должны  различаться будущие тексты. Давая  формулировки для сопоставления, учитель должен предварительно  решить, в чем именно он хочет  тренировать учащихся: в «разведении»  предметов речи, вариантов основной  мысли или задач высказывания, типов речи. На некоторых этапах  обучения можно проводить не  сопоставление тем, а анализ конкретных  сведений с точки зрения соответствия  рассматриваемой теме.

     Другим видом  упражнения, помогающим учить школьников  вдумываться в тему высказывания, осознавать и проводить основную  мысль, является анализ названия  будущего сочинения с точки  зрения возможных вариантов основной  мысли.

     Формирование  умения раскрывать в высказывании  тему и проводить основную  мысль осуществляется и в процессе  анализа текстов, как образцовых, так и негативных. Для этого  полезно использовать детские  сочинения. Цель проводимой беседы  – помочь детям убедиться в  том, что именно ясное осознание  того, о чем и что хочешь  сказать, позволяет сделать высказывание хорошо понятным, цельным. Если же тема и основная мысль не осознаны автором, то и читающему (слушающему) трудно решить, для чего создавалось высказывание, оно как бы распадается на отдельные предложения[16, с. 272].

     Для формирования  у детей умения планировать  последовательность изложения мыслей, систематизировать сведения еще  в период обучения грамоте  традиционно используются серии  сюжетных картинок. Если для работы  предлагаются не перепутанные  картинки, а так называемый деформированный  текст, где учащиеся сами должны  установить связь между смыслом  и порядком предложений, то упражнение  выполняет «многослойную» задачу: Во-первых, помогает осознать разницу  между «понятно – непонятно», что важно при восприятии высказывания; во-вторых, наглядно демонстрирует  в действии один из признаков  текста; в-третьих, при восстановлении  последовательности предложений  учит систематизировать сведения, подчиняя их логике развития  мысли.

     К числу  упражнений, обучающих планированию  высказывания, можно отнести подготовку  различных рабочих материалов: составление  предметного плана с проговариванием  различных вариантов содержания; подготовка полного (развернутого) плана будущего высказывания, иногда  с заготовками достаточно обширных  рядов синонимических средств, которые  могут служить дополнителными  опорами для развития мысли  в каждой из частей текста.

     Одной из  разновидностей работы по обучению  планированию содержания высказывания  является редактирование плана; как правило, такой «испорченный»  вариант готовит учитель специально  [5,с. 245].

     Чтобы замысел, возникший у говорящего, оказался  реализованным, необходимо «смутные  ощущения», образы внутренней речи  вывести во внешнюю речь, а  для этого их нужно облечь  в слова, т.е. сформулироватиь мысли. Процесс формулирования мыслей  и есть, собственно, создание высказывания. Если возникает потребность только  выразить мысль, человек строит  предложение, а если эта мысль  требует развития – создается  текст.

     «Принятые  в общественно-речевой практике  образованных людей правила произношения, грамматические и другие языковые  средства, правила словоупотребления»  составляют норму литературного языка. Соблюдение норм свидетельствуют о правильности речи. Одна из задач обучения младших школьников формулированию мыслей и состоит в том, чтобы научить их правильной речи, т.е. помочь быстрее овладеть нормами литературного языка (иногда вопреки отрицательному влиянию речевой среды). В силу небольшого речевого опыта младшим школьникам важно помочь осмыслить все требования к речи и кропотливо учить при формулировании мыслей следить не только за правильностью, но и за точностью, разнообразием, выразительностью использования языковых средств [16, с.274-275].

     Таким образом, важным для многих вопросов  методики обучения русскому языку, а именно изучение процесса  создания письменного и устного  высказывания, являются исследования  Н. И. Жинкина. А в 60-е годы методистом  Т. А. Ладыженской были сформулированы  умения связной речи: понимать  и раскрывать тему высказывания, осознавать основную мысли и  т.д. Сегодня эти умения хорошо  знакомы каждому словеснику и  должны быть известны учителю  начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ΙΙ. Экспериментальные исследования в обучении младших школьников отбору и структурированию сведений при создании высказываний

2.1. Анализ программ  по русскому языку для начальной  школы в аспекте исследуемой  проблемы

     Русский язык является не только предметом изучения,но и средством обучения. Фундаментальное ядро содержания образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов: раздел «Языковая система» и раздел «Речь». Первый предусматривает освоение основ лингвистики, второй – овладение речевой деятельностью.

В начальной школе первый компонент «Языковая система» представлен двумя содержательными линиями: «Система языка» и «Орфография и пунктуация». Второй компонент «Речь» представлен содержательной линией «Развитие речи»[19].

     Закономерно  встают вопросы: Какое внимание  уделяется рассмотрению данной проблемы в современных программах? Какая система упражнений представлена в учебниках по русскому языку с целью обучения младших школьников отбору и структурированию сведений при создании высказываний?

     Для ответа  на эти вопросы остановимся на анализе конкретных программ по русскому языку в современной начальной школе.

     Согласно программе Т. Г. Рамзаевой по русскому языку, учащиеся должны получать не только соответствующие знания из области фонетики, графики, лексики, но и элементарные сведения из области речеведения.

     В разделе  «Связная речь» центральное место  отводится работе с текстом, овладению  совокупностью речевых умений, обеспечивающих  восприятие и воспроизведение  текста и создание собственных  высказываний. В каждом классе  работа с текстом, так же как  и с предложением, проводится  в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой  направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке  осуществляется работа с текстом  в устной или письменной форме; только при этом условии знания  по русскому языку находят  применение в речи и речь  учащихся развивается.

     В разделе  «Связная речь» определены следующие  компоненты работы с текстом:

- понятие «текст» (как  два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически); формирование умения различать  текст и отдельные предложения, не объединенные общей темой;

- тема текста; умение определить  тему текста, т.е. кратко называть  то, о чем говорится в тексте;

- основная мысль текста; умение определить с помощью  учителя основную мысль текста;

- заголовок текста; умение  озоглавить текст, опираясь на  его тему или основную мысль;

- построение ( структура) текста; умение разделить на части  текст- повествование ( начало, основная  часть, концовка);

- виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление);

- понятие об изложении; умение письменно воспроизводить  чужой текст повествовательного  характера по готовому, коллективно  или самостоятельно составленному  плану;

- понятие о сочинении ( устном или письменном); умение  составлять текст по серии  сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие ученикам  по их жизненному опыту; умение  записывать свой текст после  предварительной коллективной подготовки.

     В первом классе вводится определение понятия текст.

     Во втором классе учащиеся закрепляют знания о тексте, полученные в первом классе (определение понятия текст), знакомятся с понятием текст- сообщение (повествование), текст-описание и текст-рассуждение, со структурой текста-повествования.

     В третьем классе учащиеся вспоминают, что такое текст, знакомятся с определением темы текста, знакомятся подробнее с текстом-повествованием, с текстом-описанием, с текстом-рассуждением.

     В четвертом классе учащиеся вспоминают, что такое текст, какие бывают типы текста [15].

     Программа  по русскому языку М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.

     Важнейшей  особенностью предлагаемого курса является его коммуникативная направленность. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. Рассмотрим особенности решения вопросов развития речи по классам.

    Первый класс.Учащиеся наблюдают над стилями речи, учатся разраничивать научно-деловую и эмоциональную, образную художественную (разговорно-художественную) речь. Первоклассники обучаются созданию речевых произведений, осваивая сразу несколько жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.

Информация о работе Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи