Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости.

Файлы: 1 файл

курсовая Харченко.docx

— 81.85 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

     Проблема развития связной устной речи учащихся приобретает в современной методике все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации наравне с другими коммуникантами. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

     Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

     Актуальность исследования. Обучение ребенка связной устной речи начинается в дошкольный период и входит при этом в общие задачи воспитания и развития. В школе развитие речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости. Еще одним необходимым условием эффективной работы по развитию устной речи является согласованность в этой работе между дошкольным звеном, начальной и средней школой. Современный подход к проблеме развития речи основывается на необходимости единой лингвометодической базы в этой работе на всех этапах обучения и воспитания детей.

Однако исследуемая проблема хотя и сформулирована, но еще далека от решения: имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных психолого-лингвистических и методических исследованиях и в соответствующем теоретическом и практическом обосновании.

     К таким малоизученным опросам относится обучение младших школьников отбору и структурированию сведений при  построении высказываний. Этот факт указывает на необходимость изучения методики обучения школьников построению связных высказываний на основе отбора и структурирования материала. Сказанное определяет актуальность нашего исследования.

     Объектом исследования является процесс развития связной устной речи учащихся начальных классов, основу которого составляет работа над структурированием и отбором сведений для создания высказываний.

     Предмет исследования — методическая система обучения отбору и структурированию сведений с целью создания связного высказывания.

     Цель исследования – определить содержание и организацию работы по отбору и структурированию сведений при создании высказываний.

    Методологическую основу исследования составляет деятельностный подход к проблеме порождения устного высказывания в рамках теории речевой деятельности (Л.И. Айдарова, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, С.Д. Кацнельсон, А.А.Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.), коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подход к процессу обучения младших школьников связной речи в рамках методики преподавания русского языка (О.С. Арямова, М.Т. Баранов, Н.И. Демидова, А.П. Еремеева, В.И. Капинос, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.Д. Мали, Н.А. Пленкин, Н.И. Политова, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик, Г.А. Фомичева, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева и др.), общедидактические и методические принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Т.А. Ильина, Н.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Р. Львов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Г.Н. Приступа, М.Н. Скаткин, Л.П. Федоренко и др.).

 

Глава Ι. Теоретические аспекты обучения младших школьников отбору и структурированию сведений при создании высказываний

1.1. Особенности развития речи в младшем школьном          возрасте

     Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в  процессе своей речевой практики [12, с.102].

     Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

     В словаре-справочнике  лингвистических терминов Д. Э. Розенталя  даются следующие определения речи:

1.  Деятельность говорящего, использующего  средства языка для общения  с другими членами данного  языкового коллектива (говорение) или  для обращения к самому себе;

2. Разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся  отбором тех или иных лексических  и грамматических средств в  зависимости от условий и целей  коммуникации;

3.  Вид синтаксического построения  высказывания.

     В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более четкую коммуникативную направленность. В соответствии с содержанием программы по русскому языку для начальной школы учащиеся младших классов должны получить представление о культуре речевого поведения, о видах речи и ее значении в жизни человека, овладеть умениями построения связного текста в различных стилях; у них должно развиваться чувство уместности высказывания, формироваться навыки речевого этикета.

Современные ученые, занимающиеся проблемами развития речи, исходят из посылки, состоящей в том, что сознание ребенка развивается в результате деятельности, в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь.

     Такая трактовка впервые в психологической науке была предложена    Л.С. Выготским и развита его школой (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,             Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и др.). Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной, речевой деятельности.

     Совершенствование речемыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве [12, с.103].

     Существуют определенные требования к речи, которые необходимо учитывать в работе учителя:

1) требование содержательности  речи: говорить или писать можно  лишь о том, что сам хорошо  знаешь. Лишь тогда рассказ ученика  будет хорош, интересен, полезен  и ему самому, и другим, когда  в нем будут передаваться обдуманные  мысли, искренние переживания.

2) требование логичности, последовательности, четкости построения речи, хорошее  знание того, о чем школьник  говорит и пишет, помогает ему  не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной  части к другой, не повторять  одного и того же по несколько  раз. Правильная речь предполагает  обоснованность выводов, если они  есть, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

     Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна.

     Выразительность речи  – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

     Ясность речи –  это ее доступность тем людям, к кому она обращена.

     Чрезвычайна важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

     Для школы особенно  большое значение имеет правильность  речи, то есть соответствие литературной  нормы [11, с.152].

     Все эти требования  и приемы к речи младших  школьников. Развитие        речи учащихся – это процесс  длительный и сложный, требующий  систематического и целенаправленного  вмешательства преподавателя.

Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и на специальных уроках по развитию связной речи.

М.Р. Львов и Т.К. Рамзаева выделяют следующие периоды речевого развития человека:

  • младенческий возраст – до 1 года – гуление, лепет;
  • ранний возраст – от 1 года до 3 лет – овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;
  • дошкольный возраст – от 3 до 6 лет – появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;
  • младший школьный возраст – от 6 до 10 лет – осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя; овладение   письменной речью, понятием о литературном языке норме, интенсивное развитие монолога;
  • средний школьный возраст – от 10 до 15 лет – овладение  литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;
  • старший школьный возраст –от 15 до 17 лет – совершенствование  культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля [4, с. 12-14].

     Методисты отмечают  несколько условий, без соблюдения  которых речевая деятельность  невозможна, а, следовательно, невозможно  и успешное развитие речи учащихся.

     Первым условием возникновения  и развития речи человека является  потребность высказываний. Без потребности  выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни  маленький ребенок, ни человечество  в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием  развития речи учащихся является  создание ситуаций, вызывающих у  школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то  высказать устно или письменно.

     Второе условие любого  речевого высказывания – это  наличие содержания, материала, то  есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

     Четкость, логичность  речи зависит от того, насколько  богат и насколько подготовлен  материал. Следовательно, методическим  условием развития речи учащихся  является тщательная подготовка  материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о  том, чтобы речь детей была  по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду [9, с.28-31].

     В результате слушания  речи и использования ее в  собственной практике у ребенка  формируется подсознательное "чувство  языка", на которое и опирается  методика обучения.

     Н. И. Жинкин раскрыл  механизм практического формирования  этого явления; он писал: «При  передаче сообщения вводится  два вида информации – а) о  предмете и явлениях действительности  и б) правилах языка, на котором  подается сообщение. Последний вид  информации вводится в неявной  форме, так как правила языка  применяются, но о самих правилах  ничего не говорится. Развитие  речи есть не что иное, как  введение в мозг ребенка языка  в неявном виде, т.е. через речь»  [4, с.115].

Следовательно, утверждают ученые, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал с другой –создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. М.Р. Львов утверждает, что есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы [11, с. 315].

Информация о работе Первоначальное ознакомление младших школьников со стилями речи