Перспектива переживаемого чувства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

В нашей контрольной работе мы будем рассматривать вопрос: «Перспектива переживаемого чувства», поэтому, как нам кажется, будет целесообразным, в первую очередь, рассмотреть такие понятия, как «чувство» и «переживание».
В дальнейшем мы рассмотрим, как актер или оратор может выразить, показать словом свои переживаемые чувства. Для многих не секрет, что чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным, хорошо поставленным голосом и быть мастером во владении звуком, так как голос является главным проводником и выразителем его чувств.

Содержание работы

1.Введение
2. Понятия «чувство», «переживание»
3. Способы выражения переживаемого чувства в словестном действии
4. Заключение

Файлы: 1 файл

словестное действие.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

1.Введение

2. Понятия «чувство», «переживание»

3. Способы выражения переживаемого чувства в словестном действии

4. Заключение

 

 

Введение.

 

В нашей контрольной работе мы будем рассматривать вопрос: «Перспектива переживаемого чувства», поэтому, как нам кажется, будет целесообразным, в первую очередь, рассмотреть такие понятия, как «чувство» и «переживание».

В дальнейшем мы рассмотрим, как актер или оратор может выразить, показать словом свои переживаемые чувства. Для многих не секрет, что чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным, хорошо поставленным голосом и быть мастером во владении звуком, так как голос является главным проводником и выразителем его чувств.

Мысли выражаются словами, а переживания — интонациями.

Выдающийся мастер слова Ф. И. Шаляпин считал высшим завоеванием актерского искусства умение придавать голосу различные оттенки в зависимости от внутреннего состояния. Нужно быть большим профессионалом, чтобы уметь звуком изобразить ту или другую ситуацию, настроение того или другого персонажа, дать правдивую для данного чувства интонацию.  
1. Понятие «чувство», «переживание»

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.

Чувства (англ. sentiments) – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.

Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека. В них отражается значение каких-либо явлений, предметов, событий для человека, его внутреннего мира, потребностей и мотивов.

В отличие от аффектов и эмоций, чувства надситуативны. Кроме того, чувства субъективны, что объясняется различной значимостью тех или иных предметов и явлений для разных людей. Еще одно свойство чувств – амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и гневом, и радостью, и отчаянием, и ревностью и т.п.).

По ведущим чувствам человека можно составить определенное представление о существует, но распространено деление по степени обобщенности (конкретные, обобщенные, абстрактные чувства), а также выделение подвидов чувств в соответствии с их объектами (моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские и т.д.)( http://www.psychologies.ru/glossary/dict/15/).

Чувства - эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение к определенным предметам или процессам окружающего мира. В целом, чувства отражают наши взаимоотношения с окружающим миром, и в них, словно в зеркале, мы можем увидеть себя и узнать о себе много нового.

Истинные чувства – это подсознание человека, потоки атомов. Истинные чувства вспыхивают (рождаются), горят и затухают (гаснут). Они никогда не умирают. Они живут вечно в душе человека. Ненастоящие, фальшивые чувства рождаются, живут и умирают.

Чувства бывают физические, тонкие и грубые. Физические чувства – пять основных чувств человека. Это зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Тонкие чувства обращены к Богу. Грубые чувства не обращены к Богу. Грубые чувства обращены непосредственно к человеку, к природе, к животным, к вещам, к героям музыкальных и литературных произведений, к самим произведениям и так далее и тому подобное. При правильном использовании и развитии, а также при экстремальных обстоятельствах, физические чувства имеют свойство утончаться (http://naturalworld.ru/key_chuvstva.htm).

Переживание (в актёрском искусстве) — способность актёра переживать чувства и мысли изображаемого персонажа при каждом исполнении роли; творческая основа системы К. С. Станиславского (https://ru.wikipedia.org/wiki/).

Переживание- ощущение, сопровождаемое эмоциями (http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/perezhivanie).

Переживание - душевное состояние, вызванное какими-нибудь сильными ощущениями, впечатлениями. Переживание - не только непосредственная данность сознанию его содержаний и состояний, нечто испытываемое, но и внутренняя работа, душевный труд. Структурные элементы переживания: переживаемые обстоятельства, процесс переживания, личность. Три плана протекания переживаний: план выражения, план чувствования, план осмысления. Динамика переживания. рассматривается чаще всего в проекции на ось "сдерживание — выражение". К сдерживанию чувств психотерапевты, как правило, относятся как к пережитку репрессивной викторианской морали, считают его вредным для здоровья и поэтому всячески стимулируют выражение чувств. Выражение же часто сводится ими к идее аффективной разрядки. (http://vocabulary.ru/dictionary/1273/word/perezhivanie).

 

 

2.Способы выражения переживаемого чувства в словестном действии.

Слово - великая сила только тогда, когда умеешь превратить простое «словоговорение» в «словодействие» (Савкова  З.В.)

Когда человек действует словом, то инструментом становится не только смысл произносимого, но и направленность речи на те или иные способности и свойства психики партнера. Это становится очевидным в тех случаях, когда человек, как говорят, «бьет на чувства» другого, или «давит на волю», или «поражает воображение» и т.д. Все подобные случаи есть, в сущности, воздействия на сознание партнера в целом, но в каждом из них действующий подбирается к сознанию партнера с той или другой стороны (http://openlessons.ru)

Голос,  как утверждает, Савкова З.В., это оркестр разнообразных инструментов. Оркестр благозвучный, сильный, выдержанный, подвижный, тонкий, один способный передавать малейшие  движения внутренней жизни, просто и красиво выражать мысли и чувства человека.

Но, монотонное произнесение убивает красоту и отчасти смысл. Эта проблема составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего. Оно не только неприятно для слушателей, но и вредно для оратора (А. Говоров)

Для передачи своих невидимых чувствований мы пользуемся голосовыми интонациями. Речевая интонация - это живая пульсирующая нить передачи сложных человеческих чувств, которые нельзя обрывать. Нужно постоянно обогащать речевую выразительность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Именно голос, дикция, мелодика речи, логика звучащего слова, диапазон, сила звука, темпо-ритм речи, тембрирование, логические и психологические паузы, различный характер произнесения звуков – всё, что входит в понятие «интонирования речи», играет первостепенную роль в речевом действии (Савкова З.В.).

 

Правила интонационной риторики.

 

Логическое ударение выражаются с помощью:

• Понижение или повышение тона голоса;

• Усиление или уменьшение громкости голоса.

• Убыстрение или замедление темпа-ритма речи.

• Паузы перед значимыми словами.

Речь   воспринимается  трудно, если  в ней  отсутствуют логические ударения. Но еще труднее понять фразу, в которой  подчеркивается, чуть ли не каждое слово. 

Кроме того, существуют логические правила устной речи:

• если во фразе имеется  противопоставление, то выделяется оба противопоставляемых слова;

• всегда выделяются однородные члены предложения;

• при сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения;

• частицы "не" и "ни" интонационно не выделяются.

Перегружать речь логическими ударениями не стоит, так как при этом все  фразы оказываются важными,  внимание слушателя рассеивается, и он упускает то, что на самом деле является важным.

Интонация – играет значительную роль в устной речи. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса,  интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

Тон звука  является  важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность – когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи – считается большим недостатком. 

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего  говорят в повышенном тоне, Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Интенсивность звучания  зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем интенсивнее звук.  Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко и плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает быстрое утомление и желание перестать слушать выступающего.

Нежелательна и замедленная речь. Она  расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

С помощью темпо-ритма можно не только достигать цели общения, но и воздействовать на людей.

• Быстрый темпо-ритм создает динамику, энергетику речи. Позволяет настроить слушателя на активную работу. Если речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп  ускоряется.

• Медленный темпо-ритм с акцентом на паузы, позволяет выделить и усилить ключевые фразы, слова и основную мысль речи.

Тембр - это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.  Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр,  своя тембровая окраска. Тембр называют еще "цветом" голоса. Характер тембра очень разнообразен, а восприятие – субъективное.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение выступающего, его отношение к предмету обсуждения. Интонация выполняет и синтаксические  функции, указывая:

• конец фразы;

• ее законченность или незаконченность;

• к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование. 

Существует связь пунктуации с характером произношения речи, так как знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона.

Пауза –  по словам  К.С. Станиславского: "Важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей".

Пауза в устной речи выполняет ту же роль,  что знаки препинания  в письменной речи и различаются  длительностью. Самая короткая  пауза – на месте запятой, а самую длительную - требует точка.

• Пауза позволяет аудитории поразмыслить и переварить услышанное.

• Помогает оратору яснее выражать свою мысль.

• Молчание – мощное средство привлечения внимания.

• Помогает при модуляции голоса и тональных изменениях.

 

 

Но, хорошей техники произношения мало, должна присутствовать естественность и жизненность речи, верная передача идей, мыслей, чувств, настроений, исходя из всестороннего разбора материала, глубокого анализа содержания.

 

 

Заключение.

Из всего ранее написанного, мы можем сделать вывод, что речь актера или оратора играет одну из самых важнейших ролей в образе. Речь должна быть красивой, правильной, эмоциональной. Актер с помощью своей речи, должен уметь передать чувства,  сделать так,  чтобы зрители подсознательно ощущали возможно в результате специфической эмоциональной окраски голоса актера, что он поглощён какими то мыслями, или переживает глубокие и сильные эмоции. Чтобы добиться этого, нужно знать правила интонационной риторики,  постоянно тренировать голос, проводить тренинги.

 

Список литературы.

  1. Савкова  З.В., Искусство оратора. Л,1998

 

Интернет ресурсы:

1. Поисковые системы: yandex, google, leveinternet.

2. Психология: http://www.psychologies.ru/glossary/dict/15/

3. Словари: 1. http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/perezhivanie

4.Человечество : http://naturalworld.ru/key_chuvstva.htm

5. Электронная энциклопедия : https://ru.wikipedia.org/wiki/).

 

 

 


Информация о работе Перспектива переживаемого чувства