Нормы русского литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Напишите слова в соответствии с орфографическими нормами современного русского литературного языка.
В ветреный день на дощатой террасе вблизи конопляника небезызвестная вдова местного подьячего Агриппина Савична потчевала исподтишка веснушчатого коллежского асессора Вениамина Кирилловича изысканными явствами винегретом с моллюсками и с маринованными огурцами и маслеными блинами с крыжовником и сгущенкой под цокот лошадиных копыт и аккомпанемент виолончели и аккордеона.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 19.35 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа №2

Нормы русского литературного языка

Орфографические нормы

Напишите слова в соответствии с орфографическими нормами современного русского литературного языка.

В ветреный день на дощатой террасе вблизи конопляника  небезызвестная вдова местного подьячего Агриппина Савична потчевала исподтишка веснушчатого коллежского асессора Вениамина Кирилловича изысканными явствами винегретом с моллюсками и с маринованными огурцами и маслеными блинами с крыжовником и сгущенкой под цокот лошадиных копыт и аккомпанемент виолончели и аккордеона.

Пунктуационные  нормы

Расставьте знаки препинания в  предложениях.

Когда-то в  Карсе жили обеспеченные люди среднего класса, которые устраивали приемы, длившиеся целые дни, давали балы в своих особняках, отдалённо напоминавших Ка его детство. Эти люди, занимаясь торговлей, сколотили свои состояния потому ,что Карс находился на пути в Грузию, в Тебриз, на Кавказ и в Тифлис, и потому, что город был важным рубежом для двух великих империй-Османской и Российской, разрушивших его в последнем столетии.

Грамматические  нормы

1.Поставьте существительные в  форме родительного падежа множественного  числа

У черноморских побережий, много платьев, пять певуний, несколько копий, килограмм помидор, принес мандаринов, шестьдесят ватт, крыловских басен, нет блюдец, купил вафель, белорусских партизан, без погон, пара туфель, от качелей.

2. Подчеркните глаголы ,от которых деепричастия не образуются.

вязать,пахать,писать,тонуть,стеречь,испечь,ждать,спать,лить,быть

3. Запишите слова в форме именительного падежа единственного числа, укажите род существительных.

погон -м.р,рельс -м.р.,туфля -ж.р,ударение на у, тапок - м.р,тапочек - м.р,босоножка - ж.р,сандалия - ж.р,сандалик - м.р,сандалет - м.р,коленка - ж.р,колено - ср.р

4.Допишите необходимые окончания.

Ужасная холодина, грохочущая голосина, огромная рыбина, проливное дождище, мужское носище, длинная ручища, невыносимая жарища, толстое бревнище, длинная бородища.

5.Переконструируйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

1.Прокофьич  сказал Данилушке, чтобы тот поймал  щегленка голосистого да чечётку бойкую.

2. Игнат спросил  о том,   какая гора самая  высокая?

3. Алексей  Толстой  говорил ,что ему часто снятся целые сцены то из одной ,то из другой его будущей вещи, что можно брать перо и записывать!

4. Алина   поинтересовалась,   военное ли  это судно?

6. Спишите текст ,вставляя ,где необходимо пропущенные буквы ,раскрывая скобки и заменяя цифры словами.

Свыше одного миллиона воинов-белорусов сражались  с фашистами в боях за Отечество. Четырёхсот сорока тысячная армия партизан  и подпольщиков героически боролась против захватчиков в тылу врага. За героизм и отвагу ,проявленные на фронтах войны ,около трёхсот восьмидесяти тысяч белорусов были награждены орденами и медалями Советского Союза. Орденами и медалями награждены сто сорок тысяч белорусских партизан  и подпольщиков , восьмидесяти семи из них присвоено знание Героя Советского Союза.

7.Найдите и исправьте ошибки  в управлении глаголов.

1. Предоставьте  Сергеевой отпуск согласно личному  заявлению.

2. По приезду  в Москву он чувствовал себя  плохо.

3. Из скромности  она никогда не выступает.

4. Об этом  не раз уже было сказано.

5. На собрании  постановили выдать премию.

8.Найдите и исправьте ошибки  в координации подлежащего и  сказуемого.

1. Восемь  человек вошли в дом трактирщика.

2. Тридцать  один ученик участвовал в походе.

3. Большая  часть домов в этом районе  каменная.

4. На протяжении  веков крестьянство боролось  против помещиков.

5. Иванов  был круглый сирота

9.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1. В мастерскую  привезли табуретки, сделанные  столярами.

2. Из этой  книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. После просмотра  фильма писатель стал мне еще  ближе и дороже.

4. Когда перечисляют  в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

5. Когда я  гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

Лексические нормы.

1.Исправьте речевые ошибки ,связанные с незнанием лексического значения слова.

1. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.

2. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в ряду мировых достижений портретной живописи.

3. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

4. Базаров – молодой человек с худым лицом.

5. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.

6. Крылов представляет в своих произведениях добро и зло.

7. Мы испытываем тоску по прошлому.

2.Найдите и исправьте ошибки  в сочетаемости и порядке слов.

1.Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

2. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

3. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

4. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

5. Девушка купила коричневые чулки.

6. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

7. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

3.Исправьте речевые ошибки ,связанные с употреблением паронимов

1. Она приготовила сытный завтрак.

2. Болотный ил является отличным удобрением.

3. Она пришла в цветном платье.

4. Соседский кот важно прошел на кухню.

5. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

6. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

7. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

4.Найдите в предложениях тавтологию  и плеоназм. Исправьте речевые  ошибки.

1.Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

2. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

3. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

4. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

5. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

6. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

7. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм)

5.Исправьте речевые ошибки, связанные  с употреблением фразеологических  оборотов и устойчивых словосочетаний.

1.Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

2. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

3.. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

4.. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

5. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.


Информация о работе Нормы русского литературного языка