Лексические приемы ораторской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения1. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения.
Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Содержание работы

Введение
Понятие тропов и их значение в ораторской речи.
Понятие сравнения в ораторской речи.
Понятие метафоры в ораторской речи.
Понятие аллегории в ораторской речи.
Понятие эпитета в ораторской речи.
Понятие гиперболы в ораторской речи.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

оратор3.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

- особенности формы («круглое, как сковородка, лицо», М. Горький);

- различные физические свойства - плотность, вес и прочее («прочная, как наковальня, грудь» у Ф. В. Гладкова);

- количество («реки крови»; «эскадроны мух», Н. Гоголь);

- особенности движения (разговорное «пулей летит») и так далее.

Таким образом, гиперболизация содержит в себе определённый опознавательный  момент и акцентирует внимание слушателя на характерных сторонах явления, о котором идёт речь.

Яркой особенностью гиперболы  является то, что она может переплетаться с другими видами тропов, а именно, представлять собой тот или иной вид тропа: сравнение («любовь безбрежная, как море»), сравнение в форме творительного падежа (разговорное «дым столбом»), метафору, в которой может фигурировать как существительное, так и прилагательное («золото волос»; сравним также «рубины уст», Гоголь; «лебединая шея», «стальные мускулы»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом можно  сделать вывод о том, что самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему. А для установления вышеуказанного контакта необходимо соблюдать определенные лексические приемы ораторской речи, которые проявляются через использование тропов, то есть слов и выражений, используемых в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи.

Основными тропами, используемыми  в ораторской речи являются:

- сравнение;

- метафора;

- аллегория;

- эпитет;

- гипербола;

- некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2007.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика.-М. 2009.
  3. Головенченко А.Ф. Аллегория/Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся. / ред. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М. 2005.
  4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 2010.
  5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М, 2001.
  6. Магамедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магамедова. - М, 2004.
  7. О. И. Федотов. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. М., 2003. - ч. 1.
  8. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_0060.shtml.
  9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 2009
  10. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2000.
  11. http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Эпитет.

1 Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 2001.

2 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б.В. Томашевский. - М.: Аспект-Пресс, 2009. – С. 211.

3 Магамедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магамедова. - М, 2004. – С. 69.

4 Литературная энциклопедия терминов и понятий. М, 2001. – С. 152.

5 Веселовский А. Н. Историческая поэтика.- М. 2009. – С. 103.

6 Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / http://az.lib.ru/w/weselowskij_a_n/text_ 0060.shtml

7 Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 2010. – С. 31.

8 Головенченко А.Ф. Аллегория/Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся. / ред. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М. 2005. С. 8

9 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2007. С.14-15.

10 http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Эпитет

11 Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2000. – С. 54.

12 О. И. Федотов. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. М., 2003. - ч. 1. – С. 134.


Информация о работе Лексические приемы ораторской речи