Этические составляющие речи учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:40, реферат

Описание работы

Особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества
принадлежит учителю. Люди, далекие от проблем правильного написания или произнесения тех или иных слов, зачастую в поисках истины обращаются к компетентным, по их мнению, личностям – профессионалам. Однако при этом мало кто задумывается, правильна ли речь учителей.

Файлы: 1 файл

риторика.docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

                           Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ЭТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Выполнила: студентка 5 курса 51 группы

                                                  психолого-педагогического 

                                                  факультета 

                                                  Лемещук Ксения 

 

 

 

 

 

 

                                     Брест 2014

 

 

Особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества

принадлежит учителю. Люди, далекие от проблем правильного написания или произнесения тех или иных слов, зачастую в поисках истины обращаются к компетентным, по их мнению, личностям – профессионалам. Однако при этом мало кто задумывается, правильна ли речь учителей.

В процессе преподавания учитель, являясь коммуникативным лидером, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической

деятельностью, регулирует взаимоотношения между обучаемыми. Слово – главный его инструмент – должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи. Но часто ли учитель задумывается над тем, как весомо его слово? Нередки случаи, когда уровень речевой культуры учителя недостаточен для успешной профессиональной деятельности.

Иногда учитель, блестяще формирующий методическую ситуацию урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями. Речевая ошибка, по мнению А.А. Леонтьева, - это «своего рода сигнал шва в Речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств».

В.В. Виноградов отмечал, что причиной речевых недочетов являются: «неполное усвоение норм литературного языка, недостаточно бережное отношение к языковой традиции, неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о неразвитости чувства языка.

Таким образом речь учителя должна быть этичной. Проанализировав литературу я выделила следующие этические составляющие речи учителя.

 

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности и нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

Таким образования становление профессионально-этических норм общения учителя с учащимися, выработка у него правильной педагогической позиции - процесс длительный. Однако практика показывает, что целенаправленная работа в этом направлении позволяет повысить общий уровень культуры общения будущего учителя с окружающими.

Учителю нужно хорошо владеть секретам спокойной, правильной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Особенно это надо учителю. Наша речь - важная часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашего ума, души. Что бы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится. Всегда надо выступать с добрых позиций.

​ Особенности педагогического общения

Умения педагогического общения можно отнести к самым главным в профессиональной деятельности учителя. Организация непосредственного общения требует владения учителем умения привлекать к себе внимание учащихся. В.А. Кан-Калик описывал четыре способа привлечения внимания: речевой вариант (вербальное обращение к учащимся); пауза с активным внутренним общением (требованием внимания); двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует  свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих  знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить  “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной  дистанцией (учитель постоянно подчеркивает  разницу между собой как более  опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как  учащихся, обязанных его слушаться);

4) общение дружеского  расположения (учитель выступает  в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти  на помощь ученику);

5) общение совместной  увлеченности (учитель и ученики  – коллеги, вовлеченные в процесс  интеллектуальной совместной деятельности  на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

 

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

 

Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы.

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана.

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

3 этап. Формирование текста выступления.

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления.

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления. Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно  – композиционной стороны (глубина  информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только  соответствие речи нормам литературного  языка, но основным коммуникативным  качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов ,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка.

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

Информация о работе Этические составляющие речи учителя