Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.

Содержание работы

I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат. Эффективность школьной риторики..doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

   Анализ содержания учебников  позволил нам предположить, что  наиболее перспективным 

для использования в средней  школе будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он

представляет собой СИСТЕМУ  теоретических и практических материалов, направленных на

формирование риторических умений и навыков. Использование его  в школьном обучении

позволит сформировать коммуникативную  компетенцию говорящего. Данное предположение

осознаётся нами как гипотеза исследования.

  

   

   ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ: 

     На наш взгляд, предмет  “Школьная риторика “, не являясь  предметом первой важности,

имеет право на существование не только в классах гуманитарного профиля, но и в других

классах. Мы пришли к выводу, что  гимназические классы достаточно умеют  говорить и строить 

фразы и без вмешательств учителей – риториков, так как насыщенность предметами и их

направленность (а так же и само развитие детей этих классов) уже вбирают в себя компоненты

предмета риторики. Поэтому мы считаем, что предмет риторика необходимо вводить в первую

очередь в общеобразовательные  классы специализированных заведений  и во все классы

неспециализированных, так как  именно там наблюдаются сложности с речью и умением говорить

у учащихся. Современные школьники  должны покидать стены учебного заведения  не только

экономически, математически и  проч. грамотными, но и грамотными во владении своим родным

языком, раскрепощёнными и уверенными в собственном умении излагать свои мысли чётко и

красиво. Ведь одна из основных целей  риторики - превратить выражение “Язык  мой - враг мой 

“ в выражение “Язык мой - друг мой “.                                 

   

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном речевом развитии

учащихся классов, в которых  была введена риторика. Дети чувствуют  и ведут себя более 

раскованно, уверенно, свободно. Они  значительно лучше строят предложения  и целые фразы,

успешно используют в речи различные риторические фигуры и тропы. В их речи чётче

прослеживается логика, яснее смысл  высказываний. Одним из наиболее ярких  показателей 

эффективности предмета риторика в  этих классах является объём слов, заключённых в 

высказывания и малая степень допуска лексических ошибок. Речь становится более грамотной и

убедительной. Практически у всех учащихся преодолён страх публичного выступления, они более 

активны и раскованы, нежели учащиеся классов, где риторика не преподавалась.

   Сам эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся 5 – 8 – ых классов

гимназии № 2 города Великий Новгород в соавторстве с действующими учителями 

АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ  и МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Конкретно рассмотрены в этой дипломной  работе обучающий эксперимент в  шестом

негуманитарном классе и констатирующий эксперимент в трёх различных  шестых классах 

(гуманитарном, где риторика преподавалась, математическом и физкультурном, где риторика не

преподавалась) , проведённые в  ноябре 1999 года. То, что классы были взяты не из обычной 

школы, а из гимназии, предопределило уровень ответов.

   В таблице № 3 очень  наглядно видно, что учащиеся класса, где риторика преподавалась

(гуманитарный класс) во всех  отношениях более риторически  грамотны. Они допускают меньшее 

число лексических ошибок, лучше  и чётче выстраивают свои мысли, больше риторических фигур 

используют, большим объёмом слов оперируют в своих высказываниях. Хотя можно отметить,

что сильны были и учащиеся специализированного  класса - математического, их показатели

значительно выше, чем в физкультурном  классе, где риторика тоже не преподавалась. Это 

можно объяснить тем, что в программе этого класса большое количество предметов, частично

восполняющих риторику, учащих детей  говорить и говорить правильно. Но мы считаем, что это 

не совсем взаимозаменимые вещи. Риторику не продублировать, это предмет  слишком 

специфичный.

   Можно отметить, что учащиеся класса, где была введена риторика, более раскованы,

уверенны в себе и легче идут на контакт. В них сильнее чувство  коллектива, что не мешает им и 

осознавать себя личностями. Специфика  предмета их располагает к отсутствию страха перед

оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток  и на

внеурочные отношения с окружающими. По мнению самих учащихся, предмет  риторика многое им

дал в общении не только со сверстниками, но и с людьми незнакомыми, независимо от их

возраста. Уроки не совсем обычны, это позволяет учащимся окунуться  в атмосферу открытости,

доверия и, следовательно, раскрепощённости. Преподаватель здесь является лишь

помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим  учащимся, а это,

естественно, влияет на интерес к  предмету лишь положительно. Красочность  и живость 

предмета увлекает учащихся в мир, где можно побыть кем угодно без  страха получить за это 

плохую отметку. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё

предмет может позволить им это  делать? Разве что литература, но и там говорят лишь

немногие. А риторика заставляет говорить всех.

   Учителя отмечают, что учащиеся  класса, где преподаётся риторика, стали более 

раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало “молчунов “. У детей даже

появился какой – то блеск  в глазах. Лучше они стали строить  свои высказывания, сами ответы

стали более объёмными.

   Мы и некоторые из опрошенных  учителей считаем, что предмет  риторика должен

вводится в школы и в первую очередь в негуманитарные классы, так как именно там возникают 

большие проблемы у учащихся с речью, они не только не умеют высказывать  свою мысль, они 

ещё и боятся это делать. Каждый культурный человек должен уметь  говорить хорошо и уметь

говорить правильно, поэтому предмет  риторика обязан вводиться в школьную программу и 

особенно в программу общеобразовательных  школ, ведь потенциал страны составляют все слои

населения без исключения. Наше будущее  и будущее наших детей зависит только от нас, а в

первую очередь - от учителей.

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

   Айдарова Л. И., Цукерман  Г. А. Психологическая необходимость  изучения поэтики в курсе 

русского языка // Вопросы психологии, № 1,1977.

   Античные риторики. М., 1978.

   Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев

и современная психология. М., 1983, с. 118 – 128.

   Бадмаев Б. Ц. Выступление,  беседа - всегда общение. М., 1983, с. 78.

   Бадмаев Б. Ц., Малышев  А. А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999.

   Бахтин М. М. Эстетика  словесного творчества. М., 1979, с. 423.

   Безменова Н. А. Теория  и история риторики. М.: “Наука  “, 1991.

   Берхин Н. Б. Особенности  литературного творчества младших  школьников и подростков //

Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 99 – 107.

   Введенская Л. А., Павлова  Л. Г. Культура и искусство  речи. Ростов – на – Дону, 1996, с. 576.

   Вербитская Л. А. Давайте  говорить правильно. М., 1993, с. 143.

   Выготский Л. С. Педагогическая  психология. М., 1991.

   Гольдин В. Е. Этикет  и речь. Саратов, 1978.

   Горелов И. Н., Житников  В. Ф., Зюзоко М. В., Шапова Л.  А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.

   Граудина Л. К., Миськевич  Г. И. Теория и практика русского  красноречия. М., 1989.

   Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.

   Давыдов В. В. Проблема  развивающего обучения. М., 1986.

   Давыдов В. В. Теория  развивающего обучения. М., 1996.

   Зарифьян Н. А. Теория  словесности. Библиография и комментарий.  М., 1990.

   Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 1975.

   Зыбина Т. М. Ещё раз  о риторике // Русский язык в  школе, 1987, № 6.

   Иванова С. Ф. Риторика  завоёвывает место в школе  // Русский язык в школе, 1991, №  2.

   Интегрированный урок –  игра “Сказка и речевой этикет “// Русский язык в школе, 1995, № 2.

   Киселёва А. С. Обучение  словесной вежливости на уроках  русского языка // Русский язык  в 

школе, 1989, № 3.

   Кохтев Н. Н. Основы  ораторской речи, М., 1992.

   Кохтев Н. Н. Риториа.  М.: " Просвещение ", 1994.

   Кохтев Н. Н. Риторика. Программа для VII – IX классов  гимназий и лицеев гуманитарного 

направления // Русский язык в школе, 1993, № 3.

   Ладанов И. Д. Речь как  главное средство общения. Умение  убеждать // Практический 

менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226,272 – 304.

   Ладыженская Т. А. Живое  слово. М., 1986.

   Ладыженская Т. А. Информационно  – методическое письмо // Начальноя  школа, 1997, № 8.

   Ладыженская Т. А., Ладыженская  Н. В. Новый комплекс “Детская  риторика “// Начальная 

школа, 1995, № 5, с. 54 – 58.

   Ладыженская Т. А., Сорокина  Г. И., Никольская Р. И. Речь  и культура общения // Начальная 

школа, 1990, № 8.

   Леммерман Х. Учебник  риторики. М., 1997.

   Леонтьев А. А. Речевая  деятельность // Хрестоматия по психологии. М., 1977, с. 223 – 228.

   Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. И., 1975.

   Ломоносов М. В. Краткое  руководство к риторике на  пользу любителей сладкоречия  //

Ломоносов М. В. Труды по филологии (1739 – 1758) , Т. VII, Лениздат АН СССР, 1952, с. 23.

   Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

   Лысенкова С. Н. Когда  легко учиться. М., 1981.

   Львова С. И. Язык в  речевом общении. М., 1991.

   Малышев А. А. Умение  убедительно воздействовать речью.  Ужгород, 1994.

   Маркова А. К. Усвоение  школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы

психологии, 1971, № 4, с. 21 – 32.

   Маров В. Н., Вагапова Д.  Х. Риторика - учителю. М., 1993.

   Марченко О. И. Риториа  как норма гуманитарной культуры. М., 1994.

   Методика развития речи  на уроках русского языка / Под редакцией Т. А. Ладыженской. М.,

1980.

   Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994.

   Мурашов А. А. Основы  педагогической риторики. М., 1996.

   Ножин Е. А. Мастерство  устного выступления. М., 1989.

   Об ораторском искусстве.  М., 1973. Общая риторика. М., 1986.

   Педагогическое речеведение. Словарь - справочник / Под редакцией Т. А. Ладыженской и

А. К. Михальской. М., 1998.

   Пичугов Ю. С. Программа  курса " Риторика " для Х классов  // Русский язык в школе, 1993, № 

2.

   Платон. Федр // Собрание сочинений  в 4 Томах, Т. 2, М., 1993.

   Радченко В. Н. Изучение  ораторского искусства в США.  М., 1991.

   Речь. Речь. Речь // Под редакцией  Т. А. Ладыженской. М., 1990.

   Рождественский  Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.

   Русская  риторика. Христоматия. М., 1996.

   Смелкова З. С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.

   Сопер  П. Основы искусства речи. М., 1995.

   Сычёв  О. А. Обучение риторике в  эпоху компьютеров: введение в  опыт США. М., 1991.

   Формановская  Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

   Цицерон  М. Т. Три трактата об ораторском  искусстве. М., 1972, с. 103.

   Язовицкий  Е. В. Говорите правильно. М. - Л., 1964.


Информация о работе Эффективность школьной риторики