Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.

Содержание работы

I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат. Эффективность школьной риторики..doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

   Автор стремится убедить  учащихся в необходимости работы со словарём.

   Даны практические советы  по избежанию речевых и стилистических  ошибок. Часть главы 

посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа:

“Слово не стрела, а разит “, “Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь “.

   В практикуме даны соответствующие  задания. В конце главы учащимся  предлагают 

составить схему содержания главы.

   ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ  СВОИМ ГЛАГОЛОМ?

   Автор рассуждает о темпе  речи, силе и высоте голоса, о произношении (его ясности и

чёткости) . Немного внимания уделено  и дикции. Ниже предложен обширный практикум,

направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и 

чёткого произношения звуков. Предложен  ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем,

на какие звуки идёт акцент:

   (б) “ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ  “;

   (р) “ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ  ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ “;

   (с) “У ОСЫ НЕ УСЫ,  НЕ УСИЩА, А УСИКИ “;

   и др.

   Ещё приведены упражнения  на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы

содержатся практические советы по работе над голосом.

   ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ  НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ

   В этой главе повествуется  о необходимости хорошей подготовки  перед выступлением, о 

том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие “рабочий план “, автор

рассказывает и его составляющих, о способах нахождения и использования  фактов, о работе с 

литературой.

   Составитель учебника выводит  учащимся важное правило: 

   РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА  ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!

   В конце главы располагается  схема подготовки к выступлению.  Само же выступление 

учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё

выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все “+ “ и

“- “ её.

   ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ

   Автор раскрывает само  понятие “композиция речи “,  разбивает речь на составляющие  и 

подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей 

которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится

множество примеров из ПЛЕХАНОВА и  АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено  и главной 

части - основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение,

логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия

“аргумент “.

   Последнее по схеме, но  не последнее по значимости  в композиции место занимает 

завершение речи (и тоже приведено  множество классических примеров) .

   Практикум: поиск логических  форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных

элементов композиции, выделение основной мысли в тексте.

   И в завершении учащимся  предложено составить доклад  – размышление над прочитанным 

и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.

   ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ

   Глава об ораторском диалоге  и монологе, о их своеобразии,  о языковых средствах 

создания эмоциональности и  оценочности в речи.

   Практикум предлагает сделать  своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и

помня о работе на слушателя.

   Автор возвращает учащихся  к предыдущим главам с разбором  отрывков из выступлений 

великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля  в предложениях, где могут 

встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою

правоту нужно ещё и доказать словесно.

   Читателям предлагают поразмыслить  на заданные темы, имея перед  глазами пример 

выступления КЛЮЧЕВСКОГО “Евгений Онегин и его предки “.

   В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав, слегка

усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему краткого содержания главы.

   ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ  СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ

   Здесь доказывается возможность  письменного стиля употребляться в речах разного типа

(вновь с примерами: КОНИ, МЕТРОПОЛИТА  КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ, 

КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА) . Даны примеры  использования разных типов речи.

   В практикуме - задания на  определение стиля. Автор задаёт  вопрос: “КАКИЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НЕПРИЕМЛЕМЫ  ДЛЯ ОРАТОРА? “

   Учащимся предложено на  основании некоторых статей составить  инструкции по работе 

над языком публичного выступления  и переделать газетную статью на разговорный  язык.

   Резюме состоит из 3 –  ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся предлагают 4 – ый

пункт составить самостоятельно.

   ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ:  ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 

   В главе идёт речь о  том, что такое ассоциации, как  они действуют на чувства слушателя. 

Перечислены типы, передающие словесную наглядность. Много внимания уделено выражению

авторской оценки, рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они дают

оратору.

   Вопросы этой главы направлены  на определение учащимися видов  тропов, задания - на 

пропущенные слова (эпитеты) в речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем

сравнить с подленником.

   Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные  нужно додумать.

   НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА  ПРОЩАНЬЕ

   Автор советует не забывать  пройденное и использовать приобретённые навыки в любых

видах деятельности.

   В конце пособия даны  ответы на вопросы, которые  отмечены во всей книге определённым 

значком, также приведены вопросы, которые можно поставить к  каждой главе дополнительно.

   СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ

расположен на 8,5 страницах (733 слова) .

   

   2.3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

   Книга состоит из конкретных  рекомендаций по различным областям  риторики и 

коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие

правильную правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы

диалога и монолога. Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать,

культуре высказываний.

   Риторика Мурашова состоит  из IX глав.

   ОТ АВТОРА

   Приведена замечательная  авторская аргументация в пользу  необходимости изучения 

риторики учащимися и учителями  в первую очередь.

   ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕДМЕТ  И ЗАДАЧИ КУРСА

   Основные положения главы:

   Работа учителя - искусство,  и важно знать психологию восприятия, чтобы быть правильно 

понятым.

   Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и  функционированию 

прозаической устной речи в ходе учебного занятия.

   В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее полного

взаимопонимания, для оптимальной  коммуникации.

   Автор знакомит нас с  историей риторики, упоминает имена  людей, на неё повлиявших.

Формирует её задачи.

   ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:

   Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также

определённых реакций на неё  со стороны слушателей. ЦЕЛЬ РИТОРИКИ -

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО. Учить: А) Аргументированному

доказательству собственной точки  зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на

первый взгляд оскорблению достоинства  собеседника; Б) Умению стоять на его  позиции, чтобы 

с его точки зрения рассмотреть  предмет, сделав его тем самым  рельефнее, ярче, отвергнув 

своё утверждение, если оно неверно. Осуществлять организованное словесное  и невербальное

воздействие, логически и эстетически  оправданное. Формировать риторические приёмы как 

средство отклонения от речевой  нормы, эстетически допустимые и  психологически

обусловленные. При этом важно помнить  положение академика Л. В. ЩЕРБЫ: “Когда чувство 

нормы воспитано у человека, тогда  – то и начинает он осознавать всю  прелесть обоснованных

отступлений от неё “. Создавать  ситуации информационной и коммуникативной  комфортности,

когда значительно улучшаются условия  восприятия новой информации и общения.

Способствовать культуре монолога и диалога. Стремиться к формированию яркой и 

эмоциональной речи, регулировать речевое  поведение в соответствии с коммуникационными 

потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя. Помогать

формированию индивидуальной речевой  манеры говорящего. (45; 15 – 16)

   Даются рекомендации к  прочитанному и упражнения на  развитие ритмико – интонационной 

и стилистической зоркости.

   ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ  АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

   По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного  мышления. (45; 28)

Отсюда следует, что каждый раз  необходимо свободное восприятие информации, т.е.

творческое.

   В этой главе говорится  об особенностях общения ученика  и учителя. Приведены веские 

доводы по необходимости привнесения  риторики во все предметы.

   Даны рекомендации к прочитанному  и сделаны выводы из содержания  главы. Для

учащихся предложены вопросы и  упражнения на оценку всевозможных афоризмов  и 

формирование собственных высказываний.

   ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ

   Основная мысль главы  - преподавание риторики немыслимо  без владения нормами 

грамотной речи.

   В конце главы даны  упражнения на акцентологические,  лексические, морфологические и 

синтаксические нормы.

   ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ: 

   Культура общения - фундамент  организованного речевого воздействия  на личность.

   ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ

   По мнению автора, учитель  обязан работать над своей  дикцией и правильной 

организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное (речевое) дыхание.

   Даны рекомендации - упражнения  с дыханием и тому подобные.

   Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА (по ПЛУТАРХУ) .

   Даны следующие упражнения  для работы с заикающимися  детьми:

   “Горное эхо “, “Разговор  в лесу “, “Иностранец “. 

   Автор подчёркивает взаимосвязь  риторики с логопедией.

   В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и

интонаций.

     

   ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ  В РИТОРИКЕ

   Мнемотехника и её приметы.  Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с 

асоциирования. Он считает, что в  риторике встал вопрос самоповторения, призванный

развивать память. Сюда же следует  отнести и “вторичное конспектирование “.

   Приводятся советы Е.  ТАРАСОВА по развитию запоминания,  где перечислены как 

вербальные, так и невербальные приёмы.

   В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного

текста.

   ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ  ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ

   Изложены следующие советы:

   Нужно составить план  лекции и саму лекцию, естественно.  Выучить начало и конец лекции.

Нужно учесть возможное поведение  учеников.

   Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо  помнить, готовясь к 

уроку.

   Задания  - упражнения на составление различных  планов.

   Выведено  несколько АКТУАЛЬНЫХ “НЕ “  (о поведении на уроках) , последнее из которых

- НЕ СТРЕМИТЕСЬ  ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ! 

     

   ГЛАВА  VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ  И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

   Основные  положения главы: 

   Педагогу  никогда не стоит пускать в  ход все имеющиеся риторические резервы

одновременно. Нет для учителя признания  поражения более яркого, чем крик, который он не в 

силах контролировать. Эмоциональность и экспрессивность  должны сопутствовать учителю, но

только  в присущих его личности характеристиках. Каждый учащийся должен чувствовать себя в

фокусе учительского внимания. Важно  показать учащимся, что их внимание необходимо. Нужно 

помнить, что молчание может быть различным. Начало всякого познания в удивлении (что было

замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ) .

   Ниже автор даёт перечень  риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать

процент общения, значительно снизить  фактор усталости аудитории. Вот  это перечень:

   Активное введение риторического  вопроса. Выдвижение полемичных, дискуссионных 

точек зрения. Педагог подчёркнуто  обращается к уровню личностной самооценки школьников,

чтобы вызвать в них попытку  самоутвердиться. Переход на иной род  риторического 

воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.

Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и

ученика.

   В конце главы делаются  выводы.

   ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ  МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ

   Вся глава построена на  мысли, что урок должен быть  интересен не только учителю,  но и 

ученику.

   Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:

Информация о работе Эффективность школьной риторики