Эффективность школьной риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации: увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи.

Содержание работы

I ВВЕДЕНИЕ
II РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
III СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ
IV Н. А. Михайличенко. Риторика
V Н. Н. Кохтев. Риторика
VI А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики
VII Программа Т. А. Ладыженской Школьная риторика, Школьная риторика для V класса
VIII Возможность использования учебников риторики в разных категориях школ
IX ЗАКЛЮЧЕНИЕ
X СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат. Эффективность школьной риторики..doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

   запланированная неожиданность,  нестандартность ситуации постановки 

проблемы, умение диалогически потенцировать  монолог, вводя в него риторические

вопросы и обращения к аудитории.

   После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей,

на выявление “+ “ и “- “. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального

сопровождения на коммуникативные  способности и риторическую манеру говорящих.

   ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ

   Глава посвящена преподаванию  в XIX веке. Выведены личности знаменитых 

преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает  на их

заслуги и упоминает об оплошностях  и заблуждениях.

   

   2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ  “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “

     Прежде, чем проанализировать  учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам  бы хотелось 

поподробнее остановиться на самой  программе этого курса. Это речевой  курс современной 

риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В

центре его внимания - человек, который  общается, - общение - обучение эффективному

общению.

   Содержание предмета, характеристика  программы. 

   В разработанной Т. А.  ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики (I – XI классы) можно

выделить два смысловых блока:

   “Общение “, соотносящееся  в определённой мере с тем,  что в классической риторике 

называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ; “Речевые жанры “, соотносящиеся с так  называемой

ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. (30; 36)

   Блок “ОБЩЕНИЕ “(I – V кл.) даёт представление о том,  что такое риторика, как люди 

общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные  и с 

культурой речевого поведения (речевого этикета) .

   На основе этих элементарных  сведений у детей формируются важнейшие умения

ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его 

реакции в общении.

   Таким образом, основные  понятия первого блока: общение,  виды общения, речевая 

ситуация, речевой этикет.

   Блок” РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ  “даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как 

личное письмо, поздравление, объявление и т.д.

   Таким образом, основные  понятия второго блока: текст,  стили речи, речевые жанры. 

   В программу каждого класса  включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом

учитывается органическая взаимосвязь  как самих блоков, так и их отдельных  компонентов. Так,

речевой жанр “Вывески “рассматривает в связи с темой первого  блока “Для чего нужна речь

“как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой

жанр “Скороговорки “- в связи  с таким видом общения, как  устное и таким свойством речи, как 

темп.

   Многие риторические понятия  раскрываются от класса к классу  в динамике, по 

ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и

содержании предмета для каждого  класса, о соотношении частей того целого (риторики) ,

которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и 

перспективу, любой практик легко  внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая,

дополняя или передвигая части  материала с одной ступени  обучения на другу.

   Проиллюстрируем высказанную  мысль примером.

   Таблица № 1

   Понятийный компонент программы

   I класс 

   II класс 

   III класс 

   IV класс 

   В И Д Ы О Б Щ  Е Н И Я

   С помощью слов 

(словесное) и жестов 

(несловес - ное) .

Общение устное и 

письмен - ное.

   Общение в быту 

(обыденное, быто- вое, 

повседневное) и 

общение в офи 

циальной обстанов- ке

(в канцелярии школы, в 

классе) (официальное)

   Общение один -

на один (личное) ,) ,

один - много 

((группповое, мас- ас-

совое) .

   Общение для 

контакта и обмена

мыслями,

информацией

(фактическое 

нефактическое) .

   (30; 37)

   Понятийный компонент занимает  в программе ограниченное место,  т.к. курс риторики 

имеет практическую направленность. Теоретические сведения включаются в той мере, в какой 

это необходимо для формирования соответствующих  умений и навыков (дети не должны

заучивать определения понятий) . Значительно  большее место занимают так называемые

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных рекомендаций (“Как слушать 

собеседника “, “Правила для говорящего “и т.д.) .

   Главное же внимание уделяется  формированию коммуникативных, риторических умений

и навыков. Одни из них связаны с  умением анализировать и оценивать  общение (степень его 

эффективности, корректность поведения, уровень владения языком) ; другие - с умением 

общаться в пределах, обозначенных в блоке “Речевые жанры “(оценивается умение

ориентироваться в ситуации, учитывать  адресата, аудиторию; формировать своё

коммуникативное намерение) .

   Курс школьной риторики  должен вызвать у учеников  размышление о том, что такое 

взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о

том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с  проблемами

эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников  школы взглядов,

вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу впервые включён такой

компонент, как риторические идеи.

   Выбор риторических идей  учитель должен корректировать  и дополнять в соответствии  с 

особенностями детского коллектива и  своими личными воззрениями.

   Таким образом, в разработанную программу включены:

   риторические умения и  навыки; инструментальные знания; риторические 

понятия; риторические идеи.

   При этом структура программы  для каждого класса выглядит  так: вначале 

формулируются идеи, затем основные умения, которые должны быть сформулированы к концу

обучения в данном классе; затем  конкретные умения, формируемые на основе понятийных и 

инструментальных знаний.

   Методы и приёмы преподавания

   Курс риторики в школе  - предмет сугубо практический. Если мы действительно хотим

научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно  больше сами

говорить и писать. При этом большая  часть времени уделяется риторическому  анализу устных и 

письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.

   Риторический анализ предполагает  обсуждение по крайней мере  трёх вопросов:

   Что сказал говорящий  (ритор) ; Что он хотел сказать;  Что сказал ненамеренно. 

   Риторические задачи основываются  на описаниях всех значимых  компонентов речевой 

ситуации:

   кто говорит - пишет (адресант) ; кому (адресат) ; для чего - зачем  (задача высказывания) ;

что - о чём (содержание высказывания) ; как (в устной или письменной форме, в каком стиле и 

т.д.) ; где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно) ;

когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое а 

общение, если это важно.

   Учащимся предлагают войти  в описанные обстоятельства и  в речевую роль.

   Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный

элемент и предполагают определение  победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее,

смешнее. В отличие от словесных  речевых игр риторические игры строятся на материале 

программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при

их организации и определении  победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать 

ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.

   Для проведения риторических  игр может выбираться (назначаться) жюри. При

определении победителя могут использоваться карточки разных цветов, хлопки (“Кому  больше

похлопаем? “) и т.п.

   Вопросы организации

   Урок. Начиная курс риторики  с первого года обучения в  школе, составители учитывали 

благоприятный для развития дара слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи,

когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные  речевые роли. Но чтобы 

уроки состоялись, учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети

чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на этих уроках надо превратиться

в ритора, то есть в человека, владеющего словом.

   Урок риторики имеет свою  организационную специфику. Кроме  запланированного 

программного материала в  него включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:

   речевые разминки, пятиминутки  речевой гимнастики: упражнения  типа 

“Произнесём шёпотом, но отчётливо…” , “Задуем свечу “(для развития дыхания) ;

“Пусть сейчас прожужжит жук, комар  “, “Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? “и т. д, ;

ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных,

словообразовательных и т.п. Норм литературного языка; импровизационные задачи,

т.е. Неподготовленные диалоги и  монологи, развивающие спонтанную

(неподготовленную) речь.

   Эти сквозные виды работ,  по мнению составителей (30; 40) , обеспечивают  формирование 

определённых умений и навыков  и в то же время позволяют переключить  учащихся с одного

вида деятельности на другой, снимают  усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо,

легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приёмов,

стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

   Уроки риторики требуют  особого оснащения, чтобы было  легче вводить детей в 

предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: посадить

учащихся так, чтобы они могли  видеть друг друга. Безусловно, в классе должен быть

магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной  фонотеки к предмету. И,

конечно, очень результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с его помощью

можно увидеть и услышать, как  происходит общение, тщательно проанализировать все промахи 

общающихся и самостоятельно сделать  выводы.

   Учебный комплект. В идеале  учебный комплект по риторике должен включать:

   1. Учебник для учащихся;

   Хрестоматию для самостоятельного  чтения любознательным школьникам;

Сборник риторических задач; Сценарий и сборник риторических задач  для 

компьютера; Магнитофонные записи живой речи; Фонограммы, транспоранты или

графопроекты; Видеоматериалы и др. средства общения; Книгу для учителя 

(методические рекомендации) .

   Важное место в этом  комплекте должны занимать видеоматериалы, т.к. учить 

деятельности на показе этой деятельности, её анализе весьма результативно.

   В настоящее время выпущены  и удачно применяются на практике  учебники “Школьная 

риторика “с I по VII класс.

   Учебное время. На изучение  риторики, как показывает школьная  практика, отводится в I

– XI классах от одного до трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня подготовки

учеников и ориентации школы. Усвоение риторики предполагает, что на этих уроках не бывает

молчащих, поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников. Это важное условие 

обучения речи, общению.

   И последнее: начатая  в начальных классах работа  должна иметь естественное 

продолжение в старших классах. Основы этой программы разработаны, что делает возможным 

представить этот предмет в целостной  форме.

   

   2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ.  “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “ДЛЯ V КЛАССА

   Учебник создан в том  же концептуальном лингвистическом  ключе, что и весь курс под 

редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

   В соответствии с программой  здесь также выделяются две  части: “Общение “, “Речевые 

жанры “, но естественно, что в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе,

необходимо выделить ещё одну часть - “Обобщаем изученное (в I – IV классах) ” . В этом

разделе внимание четвероклассников  привлекается “Ориентация в ситуации “, “Главные

признаки текста “, “Тексты и жанры “, “Этикетный репертуар “ к таким обобщённым темам, как и

др.

   Начинается учебник с  главы “Проверь себя “, цель  которой вспомнить изученное:  о том, 

что изучает риторика, что такое  общение, речевая ситуация, её компоненты. В главах

“Особенности говорения “, “Какой я слушатель “, “Я читатель “ дети не только повторяют

виды речевой деятельности, но и  узнают, что представляют собой различные  паузы в устной

речи, как важно собирать свою домашнюю библиотеку, как можно оценить  себя как слушателя и

как читателя, и т.д. В V классе продолжается работа над речевыми жанрами. В главе  “Знаки

вокруг нас “учащиеся знакомятся с опорными конспектами (первое знакомство!) , занимаются

описанием (растений) , невыдуманными  и выдуманными рассказами (глава “Скажи мне почему “)

. Здесь новым является понятие  о типах аргументов и фактах, о вступлении и заключении  в 

выступлении и рассуждении. Также  совершенно новым является понятие  о газетных жанрах -

хронике, информационной заметке, подписи  под фотографией. Линия речевого этикета

Информация о работе Эффективность школьной риторики