Истоки теории речевого воздействия. Риторика как наука убеждать

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:53, лекция

Описание работы

Истоки теории речевого воздействия следует искать в глубокой древности. Трудно сказать, когда впервые человек стал рефлексировать по поводу собственной речи – оценивать свои успехи и неудачи, искать, как наиболее эффективно выразить свои цели или – что отнюдь не исключение – их скрыть. В современном мире каждый говорящий время от времени задумывается над этим, подчас не подозревая, что он занимается риторическим анализом:
Зачем он мне это сказал? Зря я так ответил… Надо было иначе выразиться.

Файлы: 1 файл

Лекция 1 Основные понятия.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Хочешь пряник? Если хочешь – скушай, не хочешь – дело твое.

На предложения откликаются  тогда, когда есть вера, что вас не дурят и не заманивают в ловушку. Если же после вашего отказа от пряника вам пытаются насильно засунуть его в рот, то вы понимаете, что вас обманули. Поэтому, если вы знаете, что будете добиваться необходимого все равно, то можете начинать с мягкой просьбы, можете – с открытого требования, но не следует начинать с предложения.

(Н.Козлов  Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. М., 2002 с. 184-185).

Задание 2.

Если Вы вынуждены  отказаться от указания руководителя поехать в срочную командировку и у Вас есть несколько мотивов-аргументов, то в каком порядке Вы их изложите? От сильного к слабому или наоборот?

 

Элокуция, или словесное оформление мысли, в античности предполагала описание риторических фигур, рассуждения о стиле, наблюдения над формами и конструкциями.

Эта часть риторического канона претерпела наибольшие изменения в  современной риторике. Она все  более «подпитывается» достижениями  когнитивной лингвистики и психолингвистики, жанроведения, прагматики и т.д.

В основе когнитивно-прагматического подхода к анализу языка лежит мысль о том, что за языковыми структурами скрываются структуры нашего сознания – представления, стереотипы, сценарии, фреймы. Используя ту или иную языковую форму (в простейшем случае - слово), говорящий сознательно или бессознательно  делает выбор из нескольких возможных вариантов. Например, в прессе появилось сообщение об отравлении недоброкачественными мясными продуктами. Журналист может назвать это событие происшествием, трагедией, несчастным случаем, может использовать метафорические выражения типа «мясной бизнес по-русски» или «беспредел производителей». Во всех случаях словесная форма будет определяться установкой, коммуникативной целью говорящего.

Поэтому вопрос  выбора языковой формы, оптимальной для достижения коммуникативной цели говорящего, оказывается центральным в проблематике речевого воздействия. 

 

Запоминание речи и ее исполнение имеют отношение лишь к устной форме речи. Здесь предполагается знание особых техник, которые обычно описывают в учебных пособиях по публичной речи (техника запоминания «5 пальцев» по Снеллу и т.п.). С точки зрения задач воздействия на слушателя эти аспекты также имеют значение для успеха в  коммуникации, но они являются дополнительными, сопутствующими.

 

Итак, античный риторический канон сохраняет свою актуальность в современной коммуникации, поскольку  все его составляющие обеспечивают эффективность общения  в целом и речевого воздействия в частности.

 

 

Задания после  лекции

 

Задание 3.

Проанализируйте материалы прессы за последний месяц. Выберите актуальную тему, которая требует воздействия на массовое сознание со стороны государственных или коммерческих структур. Например, запрет на продажу пива в общественных местах вызвал негативную реакцию населения. Как изменить общественное мнение?

Придумайте  не менее 5 слоганов, направленных на эмоциональную сферу человека (темы могут быть различные, но обязательно злободневные).

  

Задание 4.

 Определите, какие типы аргументов используют герои романа И. Ильфа и Е. Петрова  «12 стульев» на заседании «Союза меча и орала» (глава XIV).

 

Задание 5.

Постройте защитное слово (фрагмент) по делу М. Ходорковского  или иного известного осужденного, используя эмоциональную аргументацию.

 

 




Информация о работе Истоки теории речевого воздействия. Риторика как наука убеждать