Риторика как наука убеждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотрение риторики как науки убеждения.
Задачи курсовой работы:
1. Определить предмет риторики как науки;
2. Рассмотреть функции риторики;
3. Охарактеризовать приемы убеждения в риторике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
1. Риторика как наука
1.1 Определение риторики как науки……………………………..4
1.2 Предмет риторики……………………………………………….5
1.3 Функции риторики………………………………………………9
2. Приемы убеждения в риторике
2.1 Определение убеждения………………………………………..10
2.2 Правила убеждения……………………………………………...13
2.3 Приемы убеждения………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..23

Файлы: 1 файл

Мавлютова Екатерина, курсовая работа на тему риторика как наука убеждения.docx

— 51.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО  «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ  Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

 

Кафедра начального языкового  и литературного образования

 

 

Специальность 050706

Педагогика и психология

 

 

 

 

 

 

Риторика как наука  убеждения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

студентки 2 курса факультета психолого-педагогического и специального образования

МАВЛЮТОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ  ИЛЬИНИЧНЫ

 

Научный руководитель

доцент, канд. филол. наук                                                   А.Б. Щербаков

 

Зав. кафедрой

профессор, доктор филол. наук                               Л.И.Черемисинова

 

Саратов 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

             ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

  1. Риторика как наука
    1. Определение риторики как науки……………………………..4
    2. Предмет риторики……………………………………………….5
    3. Функции риторики………………………………………………9
  2. Приемы убеждения в риторике
    1. Определение убеждения………………………………………..10
    2. Правила убеждения……………………………………………...13
    3. Приемы убеждения………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Риторика — классическая наука о целесообразном и уместном слове — востребована в наши дни  как инструмент управления и благоустройства  жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с  поэтикой, предполагают использование  в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает  формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности  и готовности осуществлять эффективное  общение.

Учитывая все вышесказанное, можно считать тему работы «Риторика  как наука убеждения» актуальной.

Цель курсовой работы: рассмотрение риторики как науки убеждения.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить предмет риторики как науки;
  2. Рассмотреть функции риторики;
  3. Охарактеризовать приемы убеждения в риторике.

Данная работа состоит  из введения, в котором определяется актуальность работы, её цели, задачи; основной части, в которой рассматривается  риторика как наука и приемы убеждения  в риторике, а также заключения и списка используемых источников.

 

 

 

 

 

  1. Риторика как наука
    1. Определение риторики как науки

Риторика (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения  в древности риторика понималась только в прямом значении термина  – как искусство оратора, искусство  устного публичного выступления. Широкое  осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления  от риторики в широком смысле, для  обозначения первой используется термин оратория.

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Методологическое отличие  риторики и дисциплин риторического  цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности  этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый  ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей  речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие. В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи.

Морально-этический компонент  в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые  исследователи предпринимают попытки  восстановить его значение. Предпринимаются  и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений  ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки  о порождении высказываний. Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей  последних является создание полного  и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического  перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности  речевой практики. В связи с  этим столь же важную роль, как и  научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного  текста.

    1. Предмет риторики

Предметом современной общей  риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в  различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности  использования их для того, чтобы  сделать речь эффективной.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными  разрядами словесных произведений — только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в  философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые  произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Большинство наук о слове, как сравнительная и теоретическая  грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы и  другие, ограничивают свой предмет  фактами языка — они исследуют  продукты речевой деятельности. Предмет  риторики — произведение слова, которое  еще не создано, но которое предстоит  создать.

Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку. Но из этого не следует, что ее понятийная система и состав разделов зависят от произволения или вкуса автора того или иного руководства, — риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически. [Волков 2006:38.]

Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые  могут быть представлены двумя схемами:

1. Схема Квинтилиана:

1) Изобретение; 

2) Расположение;

3) Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

2. Схема Аристотеля:

1) Этос;

2) Пафос; 

3) Логос. 

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Феномен речи является не только тем, что составляет основной признак  общества – общение, но и дает представление  о динамике развития общества благодаря  речи.

Риторика – учение о  развитии мысли в слове. Сюда равно  относится и инвенция (изобретение) и элокуция (выражение изобретенного в словах).

В основе инвенции и элокуции лежит понятие о семантизации высказываний в виде понятий и образов.

Опорой риторики (как учения о семантизации) является понятийная структура речи, которая дополняется эмоциональной выразительностью и эмоциональным воздействием на слушателя или читателя. Связь между понятийной и эмоциональной структурой речи лежит через теорию парадоксов (витийство), где наряду с силлогизмами применяются софизмы и приемы эристики. Предметно-теоретическая речь и вымышленная речь (т.е. художественный вымысел) различаются, хотя все виды речи едины с точки зрения понятийности, эмоциональности и витийства.

Дидактическим центром риторики является красноречие. Красноречие  образует образ оратора, тип красноречия, следовательно, определяет характер образа оратора. Воспитание образа оратора  – педагогическая цель риторики. Лучшим оратором является рассудительный, добродетельный и эмоциональный человек, обладающий волей стать общественным деятелем, полезным обществу. Эстетика речи сочетается с этикой, этика образуется через  эстетику. [Зарецкая 2002:230]

Эти характеристики рациональной риторики содержат в себе единую цель – формирование человека через обучение его наилучшим образом мыслить  и чувствовать и выражать это  красноречивым образом. Для этого  создается нормирование приемов  композиции, характерных для разных видов речи.

 

Так достигается цель воспитания человека нового стиля для решения  любых жизненных, в том числе  риторических задач.

Принципы риторики происходят из диалектики. Характерно, что цивилизации  Востока не разработали принципов  риторики, так как диалектическая философская беседа не была свойственна  их культурам. Арабский исламский мир  разрабатывал риторику по греческим  образцам и главным образом как  гомилетику и логико-философские  трактаты, индуизм сосредоточился на философско-психологической проблематике; буддизм, разработав логику, использовал  ее как гомилетику; китайская филология  использовала логику "Книги перемен" для композиционных форм письменно-литературных сочинений. Поскольку диалектика как диалог по особому условию не стала обычаем восточного общества, представлять человека как создателя и получателя речевой семантической информации как бы не было нужды.

Традиционно считается, что  риторика относится к ораторской прозе или к прозе документной, научной и пр., а поэзия – к  поэтическим произведениям. Считается, что поэтика и риторика отвлекаются  от разного эмпирического материала  текстов, и поэтому они различны. [Рождественский 2005:24]

    1. Функции риторики

Главная функция риторики: практическая — владение искусством целесообразного слова. Искусство  слова — самое нужное, но и  самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует  серьезного труда и основательной  подготовки. Не существует легких путей  к трудным целям.

Но у риторики есть и  образовательная функция, быть может, не менее важная. Освоение искусства  слова невозможно без свободного владения литературным языком, без  систематического образования —  знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В  противном случае искусство слова  становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного  языка — инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом. [Рождественский 2003:39]

Чтобы научиться строить  письменную и устную публичную речь, необходимо:

  • понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию;
  • читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора;
  • упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом;
  • говорить и писать публично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приемы убеждения в риторике
    1. Определение убеждения

Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, соотносящихся по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов, к определенной трансформации мировоззрения, а значит и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим. [Краткий психологический словарь 1998]

Информация о работе Риторика как наука убеждения