Предмет теории воздействия и её истоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы это оценка эффективности влияния речевых конструкций и факторов, влияющих на нее.
Задачей данной работы является знакомство с основными понятиями речевой коммуникации, выявление основных способов речевого воздействия, рассмотрение речевых стратегий на примерах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Глава 1 Теория речевого воздействия и её истоки…………………………5
1.1 Основные понятия………………………………………………….…………5
1.2 Истоки теории речевого воздействия………………………………………6
1.3 Природа речевого воздействия…………………………………………….9
2. Глава 2 Основные сферы применения речевого воздействия……………14
2.1 Сферы с применением речевого воздействия……………………………14
2.2 Речевое воздействие в рекламе……………………………………………16
2.3 Речевое воздействие в политике…………………………………………..23
2.4 Речевое воздействие в психологии, понятие рефрейминга……………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО КГМУ  Минздрава России)

 

 

Факультет медико-профилактического дела

 Кафедра: русского языка и культуры речи

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Риторика


 

ТЕМА: Предмет теории воздействия и её истоки

 

Исполнитель Давыдов Г. В.

Факультет медико-профилактический

Курс 3

Группа 2

Руководитель Петрова Н. Э.

учёная степень: кандидат пед.  наук

 

Дата сдачи курсовой работы___________________________________

Оценка______________________________________________________

Подпись руководителя________________________________________

 

Курск – 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

1. Глава 1 Теория речевого воздействия и её истоки…………………………5

1.1 Основные понятия………………………………………………….…………5

1.2 Истоки теории речевого воздействия………………………………………6

1.3 Природа речевого воздействия…………………………………………….9

2. Глава 2 Основные сферы применения речевого воздействия……………14

2.1 Сферы с применением речевого  воздействия……………………………14

2.2 Речевое воздействие в рекламе……………………………………………16

2.3 Речевое воздействие в политике…………………………………………..23

2.4 Речевое воздействие в психологии, понятие рефрейминга……………..27

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы………………………………………....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мысль о существовании языковых механизмов воздействия на человека имеет довольно долгую историю. В древние времена сила воздействия слова не вызывала сомнения. Молитвы, заклинания, наговоры, проклятия – эффективность подобных форм языкового воздействия до конца не объяснена и часто отрицается наукой. Однако и в наше время многие люди открыто или украдкой прибегают к использованию данных средств, причем особенно часто в чрезвычайных ситуациях. [9]

Неопровержимость влияния языкового воздействия на поведение человека закреплена в народной мудрости в виде пословиц и поговорок: “доброе слово лечит, а худое калечит”; а также в виде афоризмов и крылатых выражений: “злые языки страшнее пистолета” (А. Грибоедов); “слово – полководец человечьей силы” (В. Маяковский).

 Актуальность данной работы определило широкое распространение религиозных, политических, и прочих сект, течений, партий, применяющих во взаимодействии с людьми различные манипулятивные средства, начиная от гипноза и заканчивая общеизвестными PR-технологиями, применяемыми также и в повседневной жизни.

Объектом исследования является речевое воздействие как сложный психолингвистический процесс.

Предметом исследования являются истоки и природа речевого воздействия, методы и сферы его практического применения в современном обществе.

Цель данной работы это оценка эффективности влияния речевых конструкций и факторов, влияющих на нее.

Задачей данной работы является знакомство с основными понятиями речевой коммуникации, выявление основных способов речевого воздействия, рассмотрение речевых стратегий на примерах.

Теоретическими источниками для исследования явились статьи, диссертации, доклады, сборники, учебные пособия по лингвистике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы в лекционных и практических занятиях по лингвистике, при прочтении спецкурсов и на занятиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка  использованной литературы (в количестве 12 источников).

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1 Теория речевого воздействия и ее истоки

 

 

          1.1 Основные понятия

 

Для того что бы конкретно понимать и изучать эффективность речевого воздействия на собеседника, необходимо дать ряд терминологический определений рассматриваемой темы:

Собеседник-это участник разговора, лицо, беседующее с кем либо.

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении. [8]

Общение — это обмен действиями: поступками (преподнесение подарка, угощение, подзатыльник и т.п.), жестами, словами. Слово значительно расширяет возможности общения. В самом слове общение видна связь со словом общий. Действительно, в общении человек делится знаниями, мнениями, чувствами, желаниями — то, что было моим, делается общим для нас. Как говорил Эйнштейн, если у нас есть по яблоку, и мы обменяемся ими, то у каждого останется по яблоку; если же двое обменяются идеями, то у каждого станет по две идеи. В общении достигается определенная цель, некоторый общий результат. Общение не просто взаимодействие, но совместная деятельность (кооперация) для получения результата.

В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения. [4]

 

1.2 Истоки теории  речевого воздействия

 

Истоки теории речевого воздействия следует искать в глубокой древности. Трудно сказать, когда впервые человек стал рефлексировать по поводу собственной речи – оценивать свои успехи и неудачи, искать, как наиболее эффективно  выразить свои цели или – что отнюдь не исключение – их скрыть. В современном мире каждый говорящий время от времени задумывается над этим, подчас не подозревая, что он занимается риторическим анализом:

Зачем он мне это сказал? Зря я так ответил… Надо было иначе выразиться.

У нас присутствует понимание (далеко не всегда осознаваемое) того, что речь – это деятельность. И, как всякая другая деятельность, она имеет результат - положительный или отрицательный. Например,  распиливая дрова, мы предполагаем, что результатом этого действия станут чурки. А если пила будет тупая или сломается (или, возможно, наш напарник уйдет, не закончив дело), то результат может оказаться не тем, которого ожидали, или просто нулевым.   Именно так любой пользующийся языком рассчитывает, что его речевые усилия не окажутся напрасными: он сообщит некую информацию, убедит в чем-то своего собеседника,  произведет на него благоприятное впечатление и т.д.

Таким образом, распространяя представление о деятельности на речь,  мы с вами, как и наши далекие предки,  на практике  подтверждаем  основы риторической теории. [3]

Риторика уходит корнями в античность и более ранние исторические периоды. За 2500 лет ее существования созданы сотни формул для ее определения. Условно можно выделить 3 группы дефиниций в зависимости от актуальности тех или иных задач, которые ставило перед ритором общество:

Риторика – это

    • искусство убеждать
    • искусство говорить хорошо и убедительно
    • искусство говорить красиво.

          В Древней Греции риторику рассматривали как «искусство убеждения» (Сократ, Платон, Аристотель). Рабовладельческая демократия, сложившаяся в городах-государствах Эллады, сформировала условия для расцвета ораторского искусства. Политику, чтобы привлечь на свою сторону народ, надо было представить свои идеи наиболее убедительно. Публичный суд, когда обвиняемым мог выступить любой человек, требовал от частного лица умения убедить судей в своей невиновности. Полководец должен был обладать искусством воодушевить войско. В любом случае при помощи речи  необходимо было обратить слушающего в свою веру. 

Искусству убеждать обучали платные учителя – софисты (от греч. Sophists – искусник, мудрец). По их мнению, главная цель оратора заключается не в раскрытии истины, а в убедительности, в умении «сделать слабое место сильным». Один из самых знаменитых древнегреческих софистов – Горгий -  утверждал, что у искусного оратора  «малое может казаться большим, а большое – малым», новое может «предстать древним, а древнее - новым». Именно софисты сформулировали одну из главных риторических задач –  по сути манипулятивную: сделать слушающих «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению».

Древнегреческий философ Сократ и его ученик Платон осуждали софистов за их подход к искусству речи как к манипуляции, называя их мнимыми мудрецами. Подлинное красноречие, по их мнению, основывается на знании истины, то есть сущности предмета: «Кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи будет, видимо, смешным и неискусным». 

Платон один из первых  сформулировал важнейший риторический принцип – учет особенностей аудитории, или, как принято это обозначать в современной теории коммуникации, фактор адресата. По его мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа» и соотносить виды речей и состояния души». К сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми. Только познав природу души человеческой, оратор может убедить своего слушателя.

Аристотель,  ученик Платона,  создал классический труд  из 3-х книг под названием  «Риторика».  Он так же, как и софисты, видел основную задачу оратора в убеждении слушателей. Отдавая, вслед за своим учителем, должное достоверности фактов, логическим доказательствам, которые подтверждают истинность сказанного, Аристотель учитывал и то, что истина не всегда доступна оратору. Существуют такие суждения, истинность или ложность которых трудно проверить, но оратор силой своей веры и своих слов может быть убедительным. По сути, Аристотель, описывая способы воздействия на человека с помощью речи,  явился первым теоретиком  риторики в современном ее понимании.

          Традиции риторического искусства Древней Греции нашли продолжение в трудах древнеримских ораторов. Древние римляне определяли риторику  как науку о «способности хорошо говорить и силе убеждать» (Цицерон, Квинтилиан). Хорошо – значит  эффективно и красиво.

Цицерон систематизировал ораторский опыт, определив  для оратора классическую схему (канон) создания речи. В нее входит весь процесс рождения словесного произведения – от мысли к звучащему слову.  Особое внимание Цицерон уделял красоте речи, которая создается за счет страстности, благородства, логики.

По мнению Квинтилиана, искусного оратора отличают изящество и красота речи. Этому способствует живое изображение вещей, воссоздание живых картин (образность -  в современной интерпретации) и «страсти» (то есть эмоциональность ритора).

В эпоху Средневековья и Возрождения риторика все больше удалялась от задач убеждения и становилась «искусством украшения».

В дореволюционной России этот подход  сформировал такую дисциплину, как красноречие. В дальнейшим тенденция к оформлению текста в литературном, языковом плане в ущерб содержательной стороне речи, как считают, привела риторику к кризису. 

          Теория коммуникации и теория речевого воздействия, сложившиеся как научные направления во второй половине XX века,  базируются на греческой модели риторики. [7]

          Из всего вышесказанного следует, что невозможно с точностью  сказать, когда же человек стал  овладевать искусством убеждения. С уверенностью можно утверждать, что это случилось задолго  до появления риторики.

 

         1.3 Природа речевого воздействия

         

          В широком смысле речевое воздействие  – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

          В узком смысле, который на практике встречается гораздо чаще, под речевым воздействием понимают использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения.

          Чтобы пояснить соотношение широкого и узкого пониманий речевого воздействия, необходимо заметить, что потребность в языковом общении между людьми возникает в том случае, если они должны в дальнейшем каким-то образом взаимодействовать друг с другом.

Например, одному из собеседников предстоит выполнить приказ или просьбу другого; или ответить на его вопрос; или поддаться на его увещевания; или, допустим, собеседникам предстоит где-то встретиться, и они обмениваются по этому поводу обещаниями быть в условленное время в условленном месте; или один из собеседников сообщает о чем-то другому и рассчитывает на то, что другой будет в дальнейшем поступать в соответствии с полученным им знанием; и так далее.

В мире, в котором никому ни от кого ничего не надо, никакой необходимости ни в общении, ни в передаче информации не возникает; соответственно, не нужен в нем и язык. В конечном итоге, язык выступает как инструмент координации совместной деятельности людей. Любой речевой акт, тем самым, оказывается особой формой оказания воздействия на его адресата, – воздействия, осуществляемого путем передачи последнему некоторой информации, существенной для того, чтобы он в дальнейшем занял какое-то место в деятельности говорящего[2,34c].

Информация о работе Предмет теории воздействия и её истоки