Предмет теории воздействия и её истоки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы это оценка эффективности влияния речевых конструкций и факторов, влияющих на нее.
Задачей данной работы является знакомство с основными понятиями речевой коммуникации, выявление основных способов речевого воздействия, рассмотрение речевых стратегий на примерах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Глава 1 Теория речевого воздействия и её истоки…………………………5
1.1 Основные понятия………………………………………………….…………5
1.2 Истоки теории речевого воздействия………………………………………6
1.3 Природа речевого воздействия…………………………………………….9
2. Глава 2 Основные сферы применения речевого воздействия……………14
2.1 Сферы с применением речевого воздействия……………………………14
2.2 Речевое воздействие в рекламе……………………………………………16
2.3 Речевое воздействие в политике…………………………………………..23
2.4 Речевое воздействие в психологии, понятие рефрейминга……………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………....32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

          В 1991 г. Дж. Лакофф опубликовал широко сейчас известное исследование американских метафор, которые использовались для оправдания первой войны в Персидском заливе. Ведущую роль в обосновании необходимости войны играли ПОЛИТИКА - это БИЗНЕС, ГОСУДАРСТВО – это ЧЕЛОВЕК, ПОЛИТИКА – это АЗАРТНАЯ ИГРА; не меньшую роль в оправдании играла «сказка о справедливой войне», основу которой составляла классическая схема НЕВИННАЯ ЖЕРТВА (Кувейт), ЖЕСТОКИЙ ЗЛОДЕЙ (Ирак) и ДОБЛЕСТНЫЙ СПАСИТЕЛЬ (Соединенные Штаты). В арабском мире популярной была семейная метафора: ВОЙНА между Кувейтом и Ираком – это ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ, следовательно, старший брат (Ирак) имеет полное право «поучить» младшего брата (Кувейт). Всякое вмешательство чужаков в семейные дела совершенно бессмысленно, братья во всем разберутся сами. [11]

          Критический анализ политического дискурса направлен на изучение способов, с помощью которых социальная власть осуществляет свое господство в обществе. Специалисты стремятся выяснить, как именно при помощи коммуникативной деятельности  предписывается и воспроизводится социальное неравенство, а также выметить способы языкового сопротивления. Материалом для критического дискурс-анализа, как правило, становятся политические тексты, создаваемые ситуации социального риска и отражающие неравенство коммуникантов. Определение «критический» используется в подобных исследованиях для того, чтобы подчеркнуть обычно скрытые для неспециалистов связи между языком, властью и идеологией.

          2.4 Речевое воздействие в психологии, понятие рефрейминга

 

          Человек как личность представляет собой очень сложный и сбалансированный организм. Для того чтобы оказать человеку помощь в достижении некоторого целенаправленного изменения, необходимо учитывать эту сложность. Добиться этого можно с помощью рефрейминга — специфического приема, позволяющего обеспечить контакт с той частью личности, которая порождает одно поведение или блокирует другое.

          Рефрейминг - это лингвистическая операция, позволяющая при помощи слов воздействовать на восприятие человека того, что его беспокоит.

          Например, в Калифорнии есть человек, использующий рефрейминг при анорексии. Для большинства терапевтов это тяжелая проблема, но этот человек получает при анорексии 80% излечения. Он собирает всю семью в одной комнате с простым зеркалом. В комнате ставится стол, на нем — большое блюдо с бутербродами. Он входит и говорит: «Я доктор такой-то; даю вам 15 минут, чтобы вы заставили эту девушку есть. Затем я вернусь». После чего он выходит.

          Семья делает все возможное, чтобы заставить ее есть. Некоторые даже связывают ее физически и заталкивают пищу ей в рот. То есть они повторяют все свои безуспешные попытки, побуждая больную есть. Через пятнадцать минут он возвращается и говорит семье: «Вы провалились, вы ни на что не способны. Убирайтесь!» Он выгоняет их всех, кроме анорексической больной. Затем он возвращается к больной и говорит ей: «Ну, что ж, как долго вы это делали, чтобы привлечь внимание семьи?»

          В этом случае аноректику грубо навязывается некоторое содержание, но прием действует. В четырех случаях из пяти это разрывает цикл анорексии, и аноректик может меняться в направлении более здоровых состояний.

          Большинство техник манипуляции рефрейминга основаны на лингвистических приемах, позволяющих взглянуть на ситуацию или явление в новом свете. Однако чтобы добиться изменения, очень важно поддерживать рефрейминг согласованными с ним несловесными аналогами. Вы должны делать рефрейминг с серьезным выражением лица и тоном голоса.

Виды рефрейминга:

а) рефрейминг контекста;

б) рефрейминг смысла.

          Рефрейминг контекста

          Любое возможное ощущение и любое поведение оказывается уместным, если поместить его в надлежащий контекст, в подходящую рамку.

          Рассмотрим пример из работы Вирджинии Сатир:

          …В течение сеанса отец все время жаловался на мать, плохо воспитавшую дочь, поскольку она была упрямой. И вот, когда он в очередной раз повторил эту жалобу, Вирджиния его прервала. Она повернулась к отцу и сказала ему:

- Вы ведь человек, немало  преуспевший в жизни, не правда  ли?

- Да.

- И что же, вы все  это получили просто так? Разве  у вашего отца был уже банк, и он просто сказал вам: «Ну  вот, теперь ты президент банка?»

- Нет, нет, я пробился своими  силами.

- Это значит, что вы  довольно упрямы?

- Да.

- Значит, вы имеете в  себе нечто, позволившее вам достигнуть  нынешнего положения и стать  хорошим банкиром? И вам иногда  приходится отказывать людям  в чем-то, что они хотели бы  от вас получить, потому что  вы знаете, что это могло бы  привести к дурным последствиям.

- Да.

- Итак, в вас есть достаточно  упрямое, и оно вас действительно  защищает от серьезных опасностей.

- Да, конечно. Такие вещи, знаете ли, надо твердо держать  в руках.

- Так вот, если вы присмотритесь  к вашей дочери, вы заметите, что  это вы научили ее упрямству, научили ее, как постоять за  себя, и этому нет цены. Вы подарили  ей нечто, чего нигде не купишь, что может спасти ей жизнь. Представьте себе, как много может  означать это упрямство, если  ваша дочь отправится однажды  на свидание с мужчиной, имеющим  дурные намерения.

          В данном примере Вирджиния изменила контекст. Упрямство считалось плохим в контексте семьи. Но оно стало хорошим в контексте банковского дела и контексте, когда мужчина пытается злоупотребить доверием дочери на свидании.

          Рефрейминг смысла.

          При этом специальном виде рефрейминга реальный стимул в действительности не меняется, но меняется его смысл.

          Рассмотрим пример. Лесли Камерон-Бэндлер однажды работала в семинаре с женщиной, у которой было компульсивное поведение — она была помешана на чистоте. Впрочем, остальные члены семьи могли перенести все затеи матери, за исключением ухода за ковром. Она тратила значительную часть времени, следя, чтобы кто-нибудь не прошел по ковру, оставив на нем следы. Так вот, когда эта женщина замечала след на ковре, у нее была отрицательная кинестетическая реакция во внутренностях. Она бежала за пылесосом и сразу же обрабатывала ковер.

          И вот что Лесли сделала с этой женщиной. Она сказала ей: «Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе ваш ковер. Вы видите, на нем нигде нет никакого отпечатка ноги. Он чистый и пушистый, ни малейшего следа». Женщина закрыла глаза и чувствовала себя на седьмом небе, на лице ее сияла улыбка. Тогда Лесли сказала: «И представьте себе, как следует, что это значит: это значит, что вы совсем одна, что вокруг вас нет никого, кто о вас заботится и кто вас любит». У женщины резко изменилось выражение лица, и она была в ужасе! А затем Лесли сказала: «Теперь сделайте на ковре несколько следов и посмотрите на эти следы: знайте, что возле вас самые дорогие для вас люди на свете». После этого, конечно, женщина снова почувствовала себя хорошо.

          Если человек переживает неприятное ему сенсорное ощущение, то в действительности ему неприятна его собственная реакция на такое ощущение. Один из способов изменить эту реакцию заключается в том, чтобы человек понял, что реакция в действительности не основана на этом сенсорном ощущении. И если вы измените смысл ощущения для этого человека, то изменится и его реакция. В случае с этой женщиной мы сохранили тот же контекст, но изменили смысл поведения в этом же контексте. Изменилось только одно: значение этого поведения. [12]

          Таким образом речевое манипулирование может использоваться не только в сферах с гуманитарным направлением, где целью манипулирования является привлечение внимания к манипулятору, но и в медицине, где целью является помощь манипулируемому.

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Искусство речевого воздействия заключается в умении говорящего усилить свою коммуникативную позицию, защитить ее от давления собеседника. С этой целью используются различные вербальные и невербальные приемы коммуникации. Изучением вербальных сигналов занимается целый ряд наук: психология, теория массовой коммуникации, персонал - менеджмент, реклама, социология, конфликтология.

          Невозможно с точностью сказать, когда же человек стал овладевать искусством убеждения. С уверенностью можно утверждать, что это случилось задолго до появления риторики.

          В современном обществе речевое  воздействие получило широкий  список сфер его применения, что  привело к появлению новых  наук и направлений, изучающих  её.

         В этом можно найти как положительные, так и отрицательные стороны, ведь не исключено, что кто-то  может использовать умение убеждать  в своих корыстных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): дисс. д.ф.н. М., 1990.

2. Баранов А.Н., Паршин П.Б. «Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание». – В кн.: Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986.

3. Безменова Н.А., Белянин В.П., Богомолова Н.Н. и др. Оптимизация речевого воздействия/ Под общ. ред. Р.Г. Котова - М.: «Наука», 1990.

4. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов н/Д: Изд - во Феникс, 2000.

5. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического дискурса // Политический анализ. Доклад центра эмпирических политических исследований СПбГУ, вып. 3, 2002.

6. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М: Наука, 1982.

7. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О.С. Иссерс. – М.: Флинта: Наука. 2009.

8. Лакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. – В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

9. Почепцов Г.Г. «Коммуникативные технологии двадцатого века». М., 1999.

10.  Цуладзе А.И «Политические манипуляции, или покорение толпы». М., 1999.

Интернет источники

11. Будаев Э.В.  «Становление и эволюция зарубежной политической лингвистики» - http://psibook.com

12. Ричард Бендлер, Джон Гриндер «Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий» - http://lib.ru

 

 

 

 


Информация о работе Предмет теории воздействия и её истоки