Функциональные риторические стили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

В основной части работы будет представлено и детально рассмотрено четыре из пяти функционально- риторических стиля, в связи с недостаточной компетентностью в составлении богословско-церковных текстов.
Каждый из представленных видов красноречия можно рассмотреть в рамках функционального стиля речи.
Социально-политическое красноречие функционирует в публицистическом стиле, академическое – в научном, судебное – в официально-деловом, социально-бытовое – в разговорном.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Социально-политическое красноречие 6
Пример 9
3. Академическое красноречие 11
Пример 17
4. Судебное красноречие 19
Пример 21
5. Социально-бытовое красноречие 22
Пример 24
6. Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

4. Противное: 

А может быть всё не так страшно? А может, всеобщее табакокурение  – часть прогресса? Зачем трубить  во все трубы о национальной беде? Быть может, курение – это личное дело каждого гражданина свободной  страны?

  1. Подобие:

Но тогда не только курение, но и остальные вредные привычки – вседозволены!

Не подлежит сомнению,ч  то не только курение, но и алкоголизм, наркомания, игромания – всё это примеры рабской зависимости от вредных привычек. Что и говорить, мы – не рабы, рабы – немы!! А мы во весь голос должны заявить о том, что курение – опасная вещь!

6.Пример:

Всем известен пример: один грамм никотина убивает лошадь. Но ты ведь не лошадь – тебе это надо?

7. Свидетельство:

Недаром А. Гитлер говорил: «Для них, для славян – никакой  гигиены, только водка и табак».

Если даже Гитлер знал и хорошо понимал вред курения  и навязывал его славянам, то сегодня  славяне пьют, курят, употребляют наркотики исключительно сами, посмотрев рекламу или попав под влияние окружающих.

 

8. Заключение:

Таким образом, становится очевидно, что лучше не курить: чтобы не чувствовать себя рабом, чтобы не вредить здоровью, чтобы не губить свою молодость и красоту.

 

 

Академическое красноречие.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует академическое красноречие - это наука.

Академический стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной академической речи.  
 Основными чертами данного стиля в письменной и устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.

Академическому красноречию присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Академический стиль  характеризуется логической последовательностью  изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

  1. Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.
  2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
  3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти  каждая лексическая единица в академическом стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии. Значительная часть терминов является интернациональными словами.

 Языковые признаки академического риторического стиля [6, 45]:

Лексические признаки:

    1. Отвлеченный, обобщенный характер текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.
    2. Характерной чертой стиля является его высокая терминированность – насыщенность терминами (о чем шла речь выше).
    3. Характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.): макромир, интерком, полиграф.

4. В научном стиле  частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе:

а) существительные, выражающие понятие  признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция(частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, водность, экземплярность);

б) существиельные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель);

в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь"(глинистый, песчанистый).

Морфологические признаки:

Отвлеченность академического стиля проявляется и на морфологическом уровне – в выборе форм частей речи:

  1. Специфично употребляется глагол. В текстах часто используются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение (например: в данной отрасли используется это соединение). Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.)
  2. В академическом стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся) в страдательном (пассивном) значении. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия: В современной философии и социологии норма определяется как средство регулирования деятельности общества в целом;  В этом смысле норма понимается как закон деятельности, правило.
  3. Большое распространение в текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана; Уравнение составлено верно.
  4. В академической речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов.
  5. Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. я. Его заменяют местоимением мы (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения мы создает атмосферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и пришли к выводу… (вместо: я исследовал и пришел к выводу…).
  6. В академической речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются: они используются для обозначения а) сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи); б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты); в)  отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники).

Синтаксические признаки:

  1. Современный академический стиль характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).
  2. Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного характера текста. Например: Сбережение – часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг; Акция – это ценная бумага.
  3. Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа может быть использован (этот метод может быть использован при производстве "умных бомб").
  4. Вопросительные предложения выполняют в академической речи специфические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?)
  5. Для рассматриваемого стиля характерно широкое распространение безличных предложений разных типов, поскольку в современной научной речи личная манера изложения уступила место безличной (Можно сказать, происходит негласный конкурс проектов будущего социального переустройства. Современному человеку это легко понять на модели перехода к рынку).
  6. Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.)
  7. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). Например: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину – цель, а не следует за внешним стимулом
  8. Для академических произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно)

Экспрессивные средства языка науки:

О языке ученых нередко говорят, что он отличается "сухостью", лишен элементов эмоциональности и образности. Такое мнение носит ошибочный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность: нашими выдающимися лингвистами, при работах с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным, можно убедиться при помощи весьма любопытного опыта и др.

Языковыми средствами создания экспрессивного, эмоционального тона научной речи выступают: 1) формы превосходной степени прилагательных, выражающие сравнение (наиболее яркие представители вида); 2) эмоционально-экспрессивные прилагательные (Развитие, инновации, прогресс – замечательные, в сущности, явления); 3) вводные слова, наречия, усилительные и ограничительные частицы (Писарев полагал даже, что благодаря этому Россия может узнать и оценить Конта гораздо точнее, чем Западная Европа); 4)  "проблемные" вопросы, привлекающие внимание читателя (Что же представляет собой бессознательное?).

Пример академического красноречия.

Тема: Орфография (Лекция).

Вступление:

Орфография – это раздел науки о языке, который отвечает за правильное написание слов.

Основная часть: (Микротема 1)

Слово «орфография» состоит  из двух греческих корней: «орфо» - правильно  и «графо» - писать. Поэтому орфографию зачастую называют правописанием.

 (Микротема 2)

Но для того, чтобы  грамотно писать, нужно не только знать  правила, но и обладать орфографической зоркостью! А что же это такое орфографическая зоркость?

Давайте представим себе грибника в лесу. Как он собирает грибы? Опытный грибник не только может отличить опёнок от лисички, но и знает, где их искать! Знает так  называемые «грибные места». Так вот и у орфографии есть свои «грибные места». Это такие места, в которых можно допустить ошибку, нарушить правило правописания. Другими словами, «грибные места» орфографии – это «ошибкоопасные места». Приведем пример:  В слове «корова» на месте второй гласной «о» мы никогда не напишем «а», потому что звучит она отчетливо. А почему это происходит? Да потому, что стоит эта гласная под ударением. Это место в слове не «ошибкоопасное, в отличие от первой гласной «о», которая то и дело подвергается нападкам со стороны малообразованных товарищей.

Итак, первое, что очень  важно для правильного написания  слов – это внимательность и орфографическая  зоркость.

(Микротема 2)

Во-вторых, помимо зоркости необходимо знание строения слова и  его лексического значения.

Зачастую слова в  русском языке очень схожи  по звучанию, и для того чтобы  правильно писать, надо правильно  осмыслить услышанное.

Наиболее яркий пример - следующий: Деревенский старожил сад  колхозный сторожил.

Слова «старожил» - «сторожил» по произношению – абсолютные близнецы!! Но так ли это при ближайшем рассмотрении? «Старожил» - это сокращение и сращение двух слов: старый житель. В этом слове два корня. «Стар» и «жил», а «о» соединительная гласная. С другой стороны, в слове «сторожил» корень один: «сторож». Именно этим и обусловлено различное написание этих слов.

Итак, орфография – это  дитя смысла речи.

Заключение:

Наконец, орфография –  это наше всё. Мы, как русские люди, должны любить, уважать и беречь родной язык. Мы не должны быть Иванами не помнящими родства. Орфография – это не только правильное написание слов, но и исторически сложившаяся система языка. Не даром говорят: «по одежке встречают, а по уму провожают». Орфография – зеркало нашей образованности.

Судебное красноречие.

Судебное красноречие  реализуется в сфере правовых отношений.

Судебный стиль отличается относительной устойчивостью и  замкнутостью. С течением времени  он, естественно, подвергается некоторым  изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Характерной чертой судебного  стиля является наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в судебном стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность [3, 88].

Лексические признаки судебного  стиля риторики [6, 112]:

Лексическая (словарная) система судебного стиля, кроме общекнижных и нейтральных слов, включает:

    1. языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением, возложить, по истечении срока;
    2. профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
    3. архаизмы: оным удостоверяю, сей документ.

Информация о работе Функциональные риторические стили