Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

оказываться сильным или во всех этих действиях, или в некоторых  из них.

     Достоинство роста  заключается в  обладании большей   чем  у других людей

длиной (вышиной), толщиной и шириной, но так, чтобы  вследствие излишка  этих

качеств движения не стали чересчур медленны.

     Атлетическая  доблесть для  состязаний слагается   из  достоинств роста,

силы и быстроты; ведь  и человек быстро бегающий есть  в то же время человек

сильный, именно, кто в состоянии известным  образом передвигать ноги быстро и

на  дальнее  расстояние,  способен  к  бегу,  а  тот,  кто  умеет  сжимать  и

удерживать [своего противника],  тот  способен к  борьбе;  человек,  умеющий

наносить удары, способен к кулачному бою, а человек, умеющий делать и  то, и

другое, способен к панкратии;  что  же касается человека, способного ко всем

указанным видам  телесных упражнении, то он способен к  пентатлу.

     Хорошая   старость - старость  поздно наступающая  и вместе беспечальная:

не  имеет  счастливой старости  ни  тот,  кто  старится рано,  ни  тот,  чья

старость,  поздно  наступая,  сопровождается  страданием.  Хорошая  старость

является  следствием  как  хороших  физических   качеств  человека,  так   и

благоприятной  судьбы, потому что, не будучи здоровым и  сильным, человек не

будет лишен страданий, точно так же  как без благоприятных условий судьбы

жизнь его не  может быть беспечальной и  долговечной. Помимо силы и здоровья

есть другие условия, способствующие долговечности; многие долговечны, хотя и

не   обладают  хорошими   физическими  качествами.  Но   нет  никакой  нужды

распространяться  здесь об этом.

     Понятия   TToAucpiAia  и  ХРП^ОФ1^'0   (обладание   многими  друзьями  и

обладание друзьями -хорошими людьми) ясны, раз понятие  друга определено так:

друг -  это  такой  человек,  который  делает для  другого человека то,  что

считает для него благом, и делает это ради  этого  человека.  Тот, у которого

много  таких  [т.  е. друзей], и есть  ттоЛйф|Лос;,  а тот,  у которого [эти

друзья] еще и хорошие люди, есть xpnai"6cpiAoc;.

     Удача  (suTuxia) заключается  в приобретении  и обладании  или всеми, или

большей частью, или главнейшими  из тех благ, происхождение которых  случайно.

Случай бывает причиной некоторых  таких благ, которые можно добыть с  помощью

человеческого искусства, но многие  из них недостижимы этим  путем, например

те,  которые даются  нам природой. Некоторые из благ [доставляемых случаем],

могут существовать и независимо  от природы; так здоровье может иметь  своим

источником  искусство,  но  источником  красоты  и роста  может быть  только

природа. Вообще говоря, те блага случайного происхождения которые возбуждают

зависть.  Случай  бывает причиной  и  таких  благ, которые являются  вопреки

всякому расчету,  например если все  братья безобразны и только  один из них

красив, или если никто другой не замечал клада, а один кто-нибудь нашел его,

или если стрела попала в человека, стоявшего рядом, а в него  не попала, или

если  человек, постоянно ходивший [в такое то место]  не пришел, а  другие, в

первый раз пришедшие туда,  погибли. Все  подобные случаи кажутся следствием

удачи.

     Так  как учение  о  добродетели  имеет   всего  более связи  с  учением  о

похвалах, то мы разберем вопрос о  добродетели тогда,  когда будем  говорить о

похвале.

 

     ГЛАВА VI

 

     Цель речи совещательной - польза, польза  - благо; определение блага. -

Три  рода  действующих причин. -К  категории блага  относятся:  добродетель,

удовольствие, блаженство, добродетели  души,  красота и здоровье, богатство  и

дружба,  честь и слава,  умение  хорошо говорить  и действовать,  природные

дарования,  науки,  знания  и  искусства,  жизнь,  справедливость.  -  Блага

спорные. - Еще определения блага. - Два рода возможного.

     Итак, ясно, что мы  должны  иметь в виду,  как  желательное в будущем или

как  уже  существующее в настоящем, когда уговариваем кого-нибудь,  и что,

напротив, когда  отговариваем кого-нибудь,  потому что второе противоположно

первому. Так как цель, которую  преследует совещательный оратор, есть польза,

потому что совещаются не  о  конечной цели, но о средствах, ведущих к цели, а

такими средствами бывает то, что  полезно при данном положении  дел, полезное

же  есть  благо,  - в  виду  всего этого следует вообще  разобрать  основные

элементы добра и пользы.

     Определим благо,  как  нечто  такое,  что желательно само по себе, ради

чего  мы желаем и другого,  к  чему стремится все или,  по крайней  мере, все,

способное ощущать и одаренное  разумом, или если бы было одарено  разумом.

     Благо  есть  то,  что  соответствует   указаниям   разума;  для каждого

отдельного  человека благо то, что ему указывает разум  относительно каждого

частного  случая; благо  -  нечто  такое,  присутствие  чего делает человека

спокойным   и  самоудовлетворенным;  оно  есть  нечто  самодовлеющее,  нечто

способствующее  возникновению   и   продолжению  такого   состояния,   нечто

сопутствующее  подобному  состоянию, мешающее  противоположному состоянию  и

устраняющее  его.  А  сопутствие  [здесь]  может быть  двоякое:  [что-нибудь

существует]  одновременно  [с  чем-нибудь другим]  или является  после [этого

другого],  например, знание  является  после  учения,  но  жизнь  существует

одновременно со здоровьем.

     Способствование   возникновению  (та  ттоитпка)   бывает  троякое:  одно

подобно тому, как состояние здоровья бывает причиной здоровья, другое  - как

причиной  здоровья  бывает  пища,  третье   -  как   такой  причиной  бывает

гимнастика, поскольку  она  по большей  части производит  здоровье.  Раз  это

установлено, отсюда необходимо следует, что хорошо всякое приобретение блага

и  всякое  устранение  зла,  потому  что  одновременно  с  первым  состоянием

существует  отсутствие зла, а вслед  за вторым наступает обладание благом. И

получение  большего  блага вместо меньшего  и  меньшего зла вместо  большего

[есть также  благо], потому  что  в  одном случае  мы обретаем,  а  в другом

устраняем  то,  чем   большее  имеет  перевес  над  меньшим.  И  добродетели

необходимо  суть  благо,  потому  что  люди,  обладающие   ими,   счастливы;

добродетели  производят  блага  и научают пользоваться ими.  Но  мы  скажем

отдельно о каждой из них,  что  она  такое и какова  ее природа. Удовольствие

также необходимо есть  благо, потому что  все  живое  стремится в  силу своей

природы   к  удовольствию.  Вследствие  этого  все  приятное  и   прекрасное

необходимо есть  благо, потому что приятное  доставляет удовольствие,  а  из

прекрасных вещей одни приятны, другие желательны ради самих себя.

     Одним  словом, благом  необходимо признать следующее:  блаженство, потому

что оно желательно само по себе и  обладает свойством самодовлеемости; кроме

того  ради его мы  избираем многое.  Справедливость,  мужество, умеренность,

великодушие, щедрость и тому подобные качества, потому что это - добродетели

души. Красота, здоровье  и тому подобное - также блага, потому что все это -

добродетели тела,  которые  создают  много благ,  например,  здоровье создает

удовольствие  и жизнь, почему оно  и считается  высшим благом, так  как служит

причиной   двух  вещей,  имеющих  для   большинства  наибольшую  ценность  -

удовольствия и жизни. Богатство, так как оно  представляет собой  достоинство

имущественного  состояния  и  служит причиной  многих  благ.  Друг и  дружба,

потому  что  друг  желателен  сам  по  себе, а, кроме того, он может сделать

многое.  Честь,  слава, потому что они  приятны  и  потому  что они  создают

многое, с  ними  по большей  части  сопряжено  присутствие того, в  силу чего

[люди] пользуются почетом. Уменье  говорить и искусно действовать,  потому что

все  подобное  создает   блага.  Сюда же  относятся даровитость,   память,

понятливость,  сметливость  и  все  тому подобные качества,  потому что  они

создают  блага. Равным образом [сюда  принадлежат] все отрасли знания и  все

искусства.  Сама жизнь [есть благо], потому что, если бы даже с ней не было

сопряжено  никакое  другое  благо,  она желательна  сама по  себе.  Наконец,

справедливость [есть также благо], потому что она полезна всем.

     Вот приблизительно  все то, что люди согласны признавать  благом. Что же

касается  благ  спорных, то  заключения  относительно  их нужно выводить на

основании вышеупомянутых благ.

     Благо - то, противоположное  чему  есть зло, а также то, противоположное

чему полезно врагам, например, если трусость граждан приносит пользу врагам,

то  очевидно,  что  мужество  очень полезно гражданам.  Вообще же  кажется

полезным противоположное всему  тому, чего желают враги и  чему они  радуются,

поэтому-то сказано:

     О/ Возликует Приам...

     Но так бывает  не всегда, а лишь  по большей  части,  потому что  вполне

возможно,  что  одно  и  тоже  будет  полезно для  обеих  сторон,  отчего  и

говорится, что  "несчастье  сводит людей", когда  какая-нибудь одна и та  же

вещь  вредна  для обоих.  Благом  можно  назвать также и  то,  что  не  есть

крайность,  то же,  что  преступает должную  меру, есть зло. То,  ради  чего

совершено  много  трудов  и  сделано много  издержек,  также  представляется

благом, потому что такая  вещь уже  есть кажущееся благо; она понимается, как

цель,  увенчивающая  многие  усилия,  а  всякая цель есть благо, поэтому  то

сказано:

     Вы ли на славу  Приаму..., и: Стыд нам и медлить  так долго...

     Отсюда и  пословица:  [выронить из рук] кувшин с   водой у  самой двери.

[Благом  представляется]  также  то,  к  чему  многие стремятся  и что кажется

достойным предметом соревнования, ибо  то, к чему все стремятся, есть благо,

а  понятие  большинства  людей  представляется  равным  понятию "все  люди".

[Благо] и то, что заслуживает  похвалы, потому что никто не  будет хвалить то,

что не есть благо. То, что хвалят враги и дурные люди, также благо,  потому

что в  этом случае все как бы согласны между  собой, даже и  те, которым это

благо  причинило  вред:  такое  единодушие  является  следствием очевидности

блага. Подобно этому дурные люди - те, которых порицают друзья и не порицают

враги, а хорошие - те, которых  не порицают даже враги. Поэтому-то коринфяне

считали себя оскорбленными стихом Симонида:

     Илион не в претензии  на коринфян.

     Благо  также   то, чему оказал  предпочтение  кто-нибудь  из разумных или

хороших  мужчин или  женщин,  например, Афина оказала  предпочтение Одиссею,

Фисей  Елене,  Александру богини и Ахиллу Гомер. - Вообще говоря, [благо]  -

то, что заслуживает предпочтения  людей, потому  что они предпочитают делать

то, что принадлежит к числу вышеуказанных вещей, а также, что имеет значение

зла для врагов и блага для  друзей. Кроме того  [они предпочитают еще делать]

то,  что  возможно,  возможное  же  бывает  двух родов одно  - то,  что  уже

совершалось, другое  -  что легко  может совершиться. Легко [совершается] то,

что [совершается] без  не удовольствия  или  в  короткое  время, потому  что

трудность  какой-нибудь   вещи   определяется   или  [сопряженным   с   ней]

неудовольствием, или продолжительностью времени. [Предпочитают] люди также и

то,  что  случается согласно  их  желанию  а  желают  они  или  того, что  не

заключает в себе  никакого зла, или того, в чем меньше зла, чем  добра, а так

бывает  в том случае, когда  зло  незаметно или незначительно.  [Предпочтение

оказывается также тому,] что принадлежит нам и чего ни у кого нет, а также

всему чрезвычайному, потому что  обладание  такими  вещами увеличивает почет,

[пользуется предпочтением] также  то, что имеет  особенные   удобства для нас,

таково то, что подходит к нашему семейному и общественному положению, и что,

по нашему мнению, нам нужно, хотя бы это было  и маловажно, несмотря на это,

люди предпочитают делать  подобные вещи  [Заслуживают предпочтения] также те

вещи, которые легко хорошо  выполнить, потому что они, как легкие, возможны,

легкими  для  исполнения  называются  такие  вещи,  которые  были  совершены

многими,  или большинством,  или  подобными нам  людьми,  или  людьми  более

слабыми [чем мы]. И то, чем мы можем  угодить друзьям или  досадить врагам, и

что  предпочитают делать  люди,  которым  мы удивляемся,  и то,  к  чему  мы

особенно способны и в чем  сведущи, потому что есть надежда  легче иметь успех

в таком деле. И  то чего не сделает  ни один дурной человек, потому что  такие

вещи больше заслуживают похвалы. И то, чего люди страстно желают, потому что

такие вещи не только приятны, но представляются еще лучшими  [чем они есть].

Всякий  человек избирает то,  к  чему  имеет  расположение,  как,  например,

славолюбивые люди,  если дело идет о  победе,  честолюбивые, если  о почете,

корыстолюбивые,  если о деньгах; и все другие люди точно  так  же. Итак, вот

откуда нужно заимствовать способы  убеждения относительно блага и  полезного.

 

     ГЛАВА VII

 

     Понятия  большего  блага  и  более  полезного;  их  анализ;   различные

Информация о работе Аристотель. Риторика