Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

можно с вероятием ожидать войны, чтобы с более сильными сохранить  мир, а что

касается более слабых, то чтобы  всегда начало войны зависело от нас  самих.

     Необходимо  также  знать  военные  силы [противников], -  сходны  они с

нашими или несходны, потому что  и этим путем возможно как получить  выгоду,

так и понести ущерб. И для  этого необходимо рассмотреть исход  войн не только

наших, но чужих, ибо от одинаковых причин получаются одинаковые следствия.

     Что касается обороны  страны, то [необходимо] быть знакомым  со способами

обороны  страны;  [следует]  также  знать количество  стражи и виды  и места

сторожевых пунктов; сведения эти  невозможно иметь, не будучи хорошо знакомым

со страной; [все это для  того,]  чтобы усилить охрану,  если где-нибудь она

слишком слаба, и  отменить ее  там, где она  бесполезна,  и чтобы  тщательнее

охранять важные пункты.

     В вопросе о продовольствии  страны [необходимо знать,] какое потребление

достаточно  для  государства  и  каковы  продукты,  производимые  страной  и

ввозимые в нее, а также - в  каких  государствах  нуждается  страна для вывоза

продуктов и в каких  для ввоза, чтобы заключать  с ними договоры  и торговые

трактаты, так как необходимо предостерегать граждан от столкновений с  двумя

категориями государств:  с теми, которые  могущественнее  [нас],  и с  теми,

которые [могут быть полезны] стране в вышеуказанном отношении.

     Если  для  [сохранения]  безопасности  в  государстве необходимо  быть

знакомым со  всеми этими вопросами, то  не  менее важно также  знать толк  в

законодательстве, потому что благополучие государства зависит от законов.

     Необходимо таким   образом  знать,  сколько   есть видов государственного

устройства, и  что полезно  для  каждого из  них, и какие обстоятельства как

вытекающие из самой  природы  данной формы государственного устройства, так и

чуждые ее  природе,  могут  способствовать погибели  этой  формы. Я говорю о

гибели  известной  формы  правления от свойств,  в  ней самой заключающихся,

потому что, за  исключением  лучшей формы правления, все остальные  погибают

как от излишнего  ослабления, так  и от чрезмерного напряжения, как  например,

демократия гибнет не  только при  чрезмерном ослаблении, когда она под  конец

переходит  в  олигархию, но и  при  чрезмерном напряжении, подобно  тому  как

крючковатый  и сплюснутый нос  не только при смягчении этих свойств  достигает

умеренной  величины,  но  и  при  чрезмерной  крючковатости  и  сплюснутости

принимает уже такую форму, которая  не имеет даже вида носа.

     По  отношению к  законодательству нужно не  только  понимать на основании

наблюдений  над прошлым,  какая  форма правления  полезна, но также  и  знать

формы правления в других государствах: для каких людей какая форма правления

годится. Очевидно,  таким образом, что для законодательства полезны  описания

земли,  потому что  из них можно  познакомиться с законами [других]  народов,

для совещания же о  делах  государственных  полезны творения дееписателей. Но

все это относится к области  политики, а не риторики.

     Вот главнейшие пункты, относительно которых должен  быть сведущ тот, кто

желает давать советы [в делах  государственных]. Теперь мы изложим  положения,

на основании которых  следует  советовать  то или отсоветовать другое, как по

вышеупомянутым, так и по всяким другим вопросам.

 

     ГЛАВА V

 

     Блаженство,  как   цель  человеческой деятельности.  -Четыре определения

блаженства.  - Составные  части  блаженства.  - Внутренние и внешние  блага. -

Анализ  понятий:  благородство  происхождения,  хорошего  и  многочисленного

потомства (_uT_Kv(a и  tt6Aut_kv(ci), богатства, хорошей  репутации, почета,

физической добродетели,  тгоЛиф|Л(а  и  xPnorocpiAla. - Определение  понятия

"друг". - Анализ понятия счастливой судьбы и случайного блага.

     У всякого человека  в  отдельности и у всех  вместе есть, можно сказать,

известная цель, стремясь  к которой  они одно избирают, другого избегают; эта

цель,  коротко говоря,  есть  блаженство  с его  составными  частями.  Итак,

разберем  для  примера,  что  такое,  прямо  говоря, блаженство  и  из  чего

слагаются его части,  потому что  все уговаривания  и отговаривания  касаются

блаженства, того, что к нему ведет  и что ему противоположно: то, что создает

блаженство  или какую-нибудь из его частей, или что делает  его  из меньшего

большим,  -  все  такое следует  делать, а  того, что  разрушает  блаженство,

мешает  ему  или создает что-нибудь  ему чуждое -  всего  такого не  следует

делать.

     Определим блаженство,  как  благосостояние, соединенное с добродетелью,

или   как  довольство  своей  жизнью,  или   как  приятнейший  образ  жизни,

соединенный с безопасностью, или  как  избыток имущества и рабов  в соединении

с возможностью охранять их и пользоваться ими. Ведь, можно сказать, все люди

согласны признать блаженством  одну или несколько из этих вещей.

     Если на самом деле  блаженство есть нечто подобное, то к числу составных

его частей  необходимо будет принадлежать благородство происхождения, обилие

друзей,  друзья  - хорошие люди, богатство,  хорошее  и  обильное потомство,

счастливая   старость,  кроме  того  еще  преимущества  физические,   каковы

здоровье, красота, сила, рост, ловкость в  состязаниях, слава, почет, удача,

добродетель;  потому что человек  наиболее  счастлив в  том случае,  когда он

обладает благами, находящимися в  нем самом и вне его; других же благ помимо

этих нет.  В  самом  человеке  есть  блага  духовные и  телесные,  а вне его

благородство происхождения, друзья,  богатство и  почет. К этому, по  нашему

мнению, должно присоединяться могущество и удача,  потому что в таком  случае

можно пользоваться в жизни наибольшей безопасностью.

     Итак, рассмотрим,  что   такое  представляет  каждая  из названных частей

блаженства  в отдельности. Быть благородного происхождения дл какого-нибудь

народа или  государства  значит быть  автохтонами или исконными [обитателями

данной страны], иметь своими родоначальниками славных вождей и дать из своей

среды многих мужей, прославившихся  тем, что служит предметом  соревнования.

Для  отдельного  человека  чистокровность  происхождения  передается как  по

мужской,  так и  по женской  линии, а  также  [обусловливается]  гражданской

полноправностью  обоих родителей. Как  для  целого государства,  так и здесь

быть благородного происхождения значит иметь своими родоначальниками  мужей,

прославившихся  доблестью,  богатством  или  чем-нибудь  другим, что  служит

предметом уважения, и насчитывать  в своем роду много славных  мужей и женщин,

юношей и стариков.

     Понятие  хорошего и  многочисленного  потомства  ясно:  для государства

иметь хорошее потомство  значит  иметь  многочисленное и  хорошее  юношество,

одаренное  прекрасными физическими  качествами,  каковы рост,  красота, сила,

ловкость  в состязаниях;  что  касается нравственных качеств,  то добродетель

молодого человека составляют скромность и мужество.  Для отдельного человека

иметь  многочисленное  и  хорошее  потомство  значит иметь  много  собственных

детей мужского и женского пола, обладающих вышеуказанными качествами.

     Достоинство женщин  составляют в физическом отношении  красота и  рост, а

в нравственном - скромность и трудолюбие  без низости (aV_A_uu_pia). Каждому

человеку в отдельности и  целому государству следует стремиться к тому, чтобы

как у мужчин, так  и у женщин имелись все вышеуказанные качества, потому что

те государства, где, как у лакедемонян, нравы женщин порочны, приблизительно

вдвое менее благополучны

     Составными частями  богатства являются обилие монеты, обладание землей и

недвижимой  собственностью,  а  также множеством  стад  и  рабов,  рослых  и

красивых;  все эти объекты  владения  должны  быть неоспоримы,  сообразны  с

достоинством свободного человека и полезны. Полезные объекты владения -  это

преимущественно  те,  которые  приносят  плоды,  сообразные  с  достоинством

свободного человека, - те, которые  доставляют наслаждение.

     Приносящими  плоды   я  называю  те   предметы   владения,   от  которых

[получается]  доход,  а  доставляющими   наслаждение  - те,  от  которых  [не

получается]  ничего,  о чем  бы  стоило  упомянуть,  кроме  пользования ими.

Признаком неоспоримости владения является владение в таком месте  и при таких

условиях,  что способ  пользования  объектами  владения  зависит  от  самого

владетеля, признаком же владения или невладения служит возможность отчуждать

предметы  владения;  под  отчуждением  я разумею  дачу и  продажу. Вообще же

сущность богатства заключается  более  в пользовании, чем в  обладании:  ведь

операции над предметами владения и пользование ими и составляют богатство.

     Иметь  хорошую   репутацию  значит  считаться   у  всех  людей  серьезным

человеком или  обладать чем-нибудь  таким, что составляет предмет стремления

всех или большинства,  или  добродетельных или  разумных людей. Почет  служит

признаком  репутации  благодетеля;   по  справедливости  почетом  пользуются

преимущественно те люди, которые  оказали благодеяние, но  почитается также и

тот,   кто   имеет  возможность  оказывать  благодеяния.  Благодеяние  имеет

отношение или к самому  существованию  и тому, что  последнему способствует,

или  к богатству, или к  какому-нибудь  другому благу, приобретение которого

представляется  не легким или вообще,  или  для  данного места или  времени;

многие  заслуживают почет делами  с  виду маловажными,  чему причиной служит

место   и  время   оказания   услуги.   Принадлежность   почета   составляют

жертвоприношения,  прославления  в стихах и прозе,  почетные  дары,  участки

священной  земли,  первые   места,  похороны,  статуи,  содержание  за  счет

государства;  у  варваров признаками  почтения служит падение  ниц,  уступка

места,   дары,  считающиеся  у  данного  народа  почетными.  Дар  есть  дача

известного имущества, а вместе и знак почета, потому-то даров домогаются как

корыстолюбивые,  так и  честолюбивые люди;  дар обладает свойствами, нужными

для тех  и других  людей: он  представляет  собой известного  рода ценность,

которая составляет предмет стремления  дл корыстолюбивых, и, в то же  время,

он связан  с  почетом,  которого  домогаются  люди честолюбивые.  Физическая

добродетель  есть  здоровье;  оно  заключается в безболезненном  пользовании

своим  телом,  потому  что   многие,  как,  например,  по  преданию  Иродик,

пользуются таким здоровьем,

     Тому, что последнему  способствует, или к богатству, или к какому-нибудь

другому  благу, приобретение которого  представляется не легким или  вообще,

или для данного  места или  времени; многие заслуживают  почет  делами с виду

маловажными,   чему  причиной   служит  место  и  время   оказания   услуги.

Принадлежность почета составляют  жертвоприношения, прославления в стихах  и

прозе,  почетные  дары, участки  священной  земли,  первые места,  похороны,

статуи, содержание  за  счет  государства;  у  варваров признаками  почтения

служит падение  ниц,  уступка  места,  дары, считающиеся  у  данного  народа

почетными.  Дар есть  дача известного  имущества,  а  вместе и знак  почета,

потому-то даров домогаются  как  корыстолюбивые, так и честолюбивые люди; дар

обладает свойствами,  нужными  для тех и других людей:  он представляет собой

известного  рода  ценность,   которая  составляет  предмет  стремления   для

корыстолюбивых, и,  в  то же время, он связан с почетом, которого домогаются

люди честолюбивые.

     Физическая добродетель  есть здоровье; оно  заключается в безболезненном

пользовании  своим телом,  потому что  многие,  как, например,  по  преданию

Иродик, пользуются таким  здоровьем,  которому  никто бы не позавидовал, так

как им приходится воздерживаться от всего или от очень многого, что  доступно

человеку.

     Что  касается  красоты,  то она различна для  каждого возраста.  Красота

юности заключается в обладании  телом,  способным переносить труды,  будут ли

они  заключаться  в беге или  в  силе, и в обладании наружностью, своим видом

доставляющей   наслаждение:   поэтому-то   атлеты,  занимающиеся  пентатлом,

обладают наибольшей красотой, так  как они  по  своей природе  равно способны

как к телесным состязаниям, так  и к быстрому бегу.

     [Красота]  зрелого  [возраста заключается  в обладании   телом, способным

переносить]  военные  труды,   и  наружностью  приятной  и,  вместе  с  тем,

внушительной.

     [Красота]  старца  заключается  в  обладании   силами  достаточными  для

выполнения  необходимых  работ  и  в  беспечальном  существовании  благодаря

отсутствию всего того, что позорит старость.

     Сила  есть  способность   приводить  другого [человека  или  предмет]  в

движение по  своему произволу,  а это можно делать или ведя его, или толкая,

или  поднимая,  или  тесня,  или сжимая,  так  что  сильный  человек  должен

Информация о работе Аристотель. Риторика