Аристотель. Риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

Отношение риторики в диалектике.
Всеобщность риторики.
Возможность построить систему ораторского искусства.
Неудовлетворительность более ранних систем ораторского искусства.
Что должен доказывать оратор?
Закон должен по возможности все определять сам; причины этого.
Вопросы, подлежащие решению судьи.
Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных?
Отношение между силлогизмом и энтимемой.
Польза риторики, цель и область ее.

Файлы: 1 файл

Аристотель Риторика.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

способные чувствовать  люди; а быть любимым  значит быть ценимым ради самого

себя.  Быть объектом  удивления приятно уже потому, что с этим связан почет.

Приятно  также  быть  объектом лести,  приятен  и льстец,  потому  что  он -

кажущийся поклонник  и друг. Приятно часто  делать одно  и то же, потому что,

как  мы сказали, все привычное приятно. Приятно  также  испытывать перемену,

потому  что  перемены согласны  с природой вещей, так как вечное однообразие

доводит до преувеличения (чрезмерности) раз существующее настроение, откуда

и говорится: "Во всем приятна перемена".  Вследствие  этого приятно  то, что

является   через   известные  промежутки  времени   -   люди   ли  это,  или

неодушевленные  предметы, -  потому что это производит  некоторую перемену

сравнительно  с настоящим;  кроме  того то,  что  мы видим  через  известные

промежутки  времени,  представляет  некоторую  редкость.  По  большей  части

приятно также  учиться и восхищаться, потому что  в восхищении уже заключается

желание  [познания], так что  предмет  восхищения  скоро делается  предметом

желания, а познавать  значит следовать закону природы. К  числу приятных вещей

относится  оказывание  и  испытывание  благодеяний,  потому  что  испытывать

благодеяние значит получать то, чего желаешь, а оказывать благодеяние значит

обладать и  притом обладать в большей степени, чем другие, - а того и другого

люди  добиваются. Так  как приятно оказывать  благодеяния,  то приятно  также

поставить  на  ноги  своего  ближнего и,  вообще  говоря, приятно  завершать

неоконченное. Раз приятно  учение и восхищение, необходимо  будет  приятно  и

все подобное этому, например, подражание, а именно: живопись, ваяние, поэзия

и вообще всякое хорошее  подражание, если даже объект подражания сам по себе

не представляет  ничего приятного: в этом случае  мы испытываем удовольствие

не от самого  объекта подражания, а от  мысли (умозаключения),  что это  [то

есть, подражание] равняется тому [то есть, объекту подражания],  так  что тут

мы  имеем  познание.  Приятны  также внезапные  перемены, приятно  и  с трудом

спастись  от опасностей, - это приятно  потому, что все  подобное  возбуждает

удивление.

     Так  как   приятно   все  согласное  с   природой,  а  все  родственное

соответствует  природе одно другого, то по  большей части  все родственное  и

подобное приятно; например, человек  приятен для человека, лошадь для лошади,

юноша  для  юноши,  откуда  произошли  и поговорки,  что  сверстник  веселит

сверстника, что всякий  ищет  себе подобного, что  зверь узнает зверя, и что

галка всегда  держится галки, - и  все другие подобные пословицы. Так  как все

подобное и  родственное приятно одно для другого и так как каждый человек

наиболее  испытывает это по  отношению к самому себе, то все  люди необходимо

бывают более  или менее  себялюбивы,  - потому  что  эти условия  [подобия  и

равенства] имеют наиболее близкие  места  по отношению  к самому  себе. А раз

все люди  себялюбивы, для  всякого  человека необходимо  бывает  приятно  все

свое, например, свои дела и  слова; поэтому-то люди по большей  части  любят

льстецов и поклонников и  бывают честолюбивы и чадолюбивы: ведь дети  -  наши

создания. Приятно  также  завершить  неоконченное дело, потому что оно  в этом

случае уже становится нашим  собственным делом. Так как очень  приятна власть,

то приятно казаться мудрым, так  как основание власти  в знании,  а  мудрость

есть знание многих удивительных вещей.  Кроме  того, так как люди по большей

части честолюбивые, то отсюда необходимо следует, что приятно порицать своих

ближних, приятно и властвовать. Приятно также человеку держаться  того, в чем

он, по своему мнению, превосходит  сам себя, как говорит поэт:

     И к тому труду  он привязывается, Уделяя ему   большую часть каждого дня,

В котором сам себя превосходит.

     Равным образом, так  как шутки и всякое отдохновение -  приятно, а равно

и смех, то  необходимо  будет приятно и все, вызывающее  смех, - и  люди,  и

слова, и дела. Но вопрос  о смешном  мы  рассмотрели  отдельно  в  "Поэтике".

Итак, вот что  мы имели  сказать о  приятном. Что же касается неприятного, то

это понятие станет ясным из положении противоположных  высказанным.

 

     ГЛАВА XII

 

     Настроения,    вызывающие   несправедливые   поступки.    -    Условия,

благоприятствующие безнаказанности  преступлений и проступков.

     Итак,  вот  причины,  побуждающие людей  поступать  несправедливо. Теперь

скажем  о  том,  находясь  в  каком  нравственном  состоянии  они  поступают

несправедливо, и по отношению к  кому они так поступают.

     Люди поступают несправедливо,  когда считают совершение данного  поступка

возможным безотносительно,  и возможным  для себя; кроме того,  когда  думают,

что их  поступок останется  необнаруженным,  или что они не  понесут за него

наказания  в случае его обнаружения, или, наконец, что хотя они и понесут  за

него  наказание,  но  оно  будет  менее  значительно,  чем  выгода,  которая

получится от этого поступка или для них самих, или  для их  близких. Позднее

мы скажем,  что  именно  кажется  возможным  и невозможным, потому  что  эти

замечания имеют значение для всех родов речей.

     Безнаказанно   совершать   несправедливые  поступки  считают   для   себя

наиболее возможным  люди, умеющие  говорить,  ловкие,  имевшие много  случаев

вести  подобную  борьбу,  люди,  у которых  много друзей и  денег.  Наиболее

сильными люди  считают  себя в  том  случае,  когда они  сами  удовлетворяют

указанным условиям; если  же этого нет, то в том  случае,  если  у  них есть

такие  друзья,  слуги или  сообщники;  это  дает  им  возможность  совершать

несправедливости, утаивать  это  и не нести  за них  наказания. [Надеяться на

это можно еще и в том  случае], когда  мы дружны с  тем, кому наносим обиду,

или с судьей:  друзья, с  одной  стороны, не принимают  предосторожностей  от

несправедливостей,  а,  с другой стороны, мирятся, не давая делу доходить до

суда. Что же касается  судей, то  они угождают тем, с  кем они  дружны, и или

совсем не взыскивают с них, или  налагают незначительное наказание.

     Легко скрыть  свою  вину тем  людям,  качества  которых  идут  вразрез с

взводимыми на  них обвинениями, например, человеку бессильному [легко  скрыть

преступление], заключающееся  в насилии,  а человеку бедному и безобразному

-прелюбодеяние.  Легко  также   скрыть  и  то,  что  слишком  явно  и  слишком

бросается  в  глаза,  так   как   таких  вещей  люди  не   замечают,  считая

невозможными.  Точно  так же [легко  скрыть]  преступление  такой важности и

такого  сорта, какого  никто  не совершал, потому  что таких  вещей  никто  не

остерегается:  все остерегаются привычных преступлений,  как  это делают и по

отношению  к  привычным болезням, но  никто  не  принимает предосторожностей

против того, чем  никто  никогда не  страдал. [Легко  также нападать  на тех

людей],  у  которых или совсем нет  врагов, или много  их:  в  первом случае

нападающий надеется остаться необнаруженным на том основании, что его жертва

не  принимает   никаких  мер  предосторожности,  а  во  втором  он  остается

необнаруженным, потому  что  нападение  на  людей,  принявших оборонительное

положение, представляется со стороны  данного человека  делом  невозможным, и

виновный  в  свою защиту может  сказать,  что он никогда  не отважился бы на

подобное дело.

     [Легко совершать  преступления] и тем, кто может  укрыться - благодаря ли

способу, которым совершено преступление, или  месту, где оно совершено,  или

для  кого благоприятно слагаются  обстоятельства. [На преступления  решаются

также   те   люди],  у   которых  есть  возможность,  в  случае  обнаружения

преступления, избежать  суда,  или  выиграть  время, или подкупить  судей, а

также те у которых, в случае наложения  наказания, есть возможность избежать

приведения  его  в  исполнение  или  добиться продолжительной отсрочки  его;

наконец, те, кому, вследствие крайней  бедности, терять нечего.

     Кроме того  [на  преступления  решаются  те  лица],  которым  выгоды от

преступления  представляются  очевидными,  значительными   или  близкими,  а

наказание за него ничтожным, не верным  или далеким. И те преступления, кара

за которые  не равна получаемой от них  выгоде, всегда  находят исполнителя;

такова,  например, тирания; то же можно сказать о  преступлениях,  совершение

которых влечет за собой осязательную  выгоду, между  тем как наказание за них

заключается только в позоре. И, наоборот, [на преступление отваживаются] и в

том случае, когда  совершение его приносит некоторого рода  славу,  например,

если удается  разом отомстить за отца  или за мать, как это удалось Зенону, а

наказание за него  заключается в денежной  пене,  изгнании  или в чем-нибудь

подобном.  Люди  поступают  несправедливо  под  влиянием  тех  и  других  из

указанных мотивов  и в том и другом из указанных настроений, но это - не одни

и те  же люди, а  лица совершенно противоположных  характеров.  [Решаются  на

преступления]  еще и те, кому часто удавалось  или  скрыть свое преступление,

или остаться безнаказанным, а также те, кто часто терпел неудачу, потому что

в подобных вещах,  как  и на войне, некоторые способны добиваться победы  во

что бы то  ни стало. [На преступление решаются] еще  и  в тех  случаях, когда

немедленно  вслед  за  ним  наступает  удовольствие,  а  потом,  уже  позже,

приходится испытывать нечто неприятное, или когда выгода близка, а наказание

отдалено.   В   подобном   положении   находятся  невоздержанные   люди,   а

невоздержание может  касаться  всего, что составляет  предмет наших желаний.

[Преступление  совершается]  также  и  в  тех  случаях, когда,  напротив,  все

неприятное,  связанное  с  преступлением,  и  наказание  за  него  постигает

человека немедленно, а удовольствие и польза  получаются  лишь  позже, но на

более продолжительное  время; к такого рода вещам стремятся  люди воздержанные

и более разумные.

     [Преступления  совершаются  также]   теми  людьми,   у   которых   есть

возможность объяснить  свой  поступок  случайностью, или  необходимостью, или

законом природы, или привычкой, - вообще в тех случаях, где есть возможность

доказывать,  что  совершена  ошибка,  а  не  преступление. [Несправедливость

совершается  и  в  том  случае],  когда  можно  получить  снисхождение.  [На

несправедливый поступок решаются] также люди нуждающиеся, причем нужда  может

быть двоякого рода: или в вещах необходимых, как у людей бедных, или в вещах

излишних, как у богатых. [На преступление решаются] также люди,  имеющие  или

очень хорошую, или очень дурную славу, первые в расчете на то, что  на них не

падет подозрение, вторые - в той  мысли, что от этого слава их не ухудшится.

     Вот в  каком   настроении люди решаются на  преступления.  А люди и вещи,

против  которых  направляются преступления, бывают  обыкновенно таковы:  они

обладают тем, чего у нас нет, - идет ли дело о чем-нибудь необходимом, или о

чем-нибудь,  касающемся  наслаждения.  [Несправедливости   совершаются]   по

отношению к людям как  близким, так и далеким, так как в  первом случае скоро

получаешь,  а  во  втором нельзя  ожидать  скорого мщения, например,  в  том

случае, если  бы  были обокрадены  карфагеняне.  [Обида причиняется также

людям], которые  не принимают  мер  предосторожности,  не  берегутся,  людям

слишком доверчивым, потому что  в  этом  случае легко  укрыться  от внимания

всех,  -  а  также  людям  беззаботным,  потому что нужно быть  человеком

заботливым, чтобы вести дело через  суд, - людям совестливым, потому что  они

не  способны  вступать  в  спор  из-за  выгоды,  -  людям,  которые,  будучи

оскорбленными многими, не доводили  дело до суда,  так  как  такие  люди, по

пословице, легко, как мизийцы, становятся  добычей, - людям, которые никогда

не терпели оскорблений,  или  терпели их  очень часто,  потому что  и  те,  и

другие не принимают мер предосторожности, - первые, потому что полагают, что

никто никогда их не оскорбит, а вторые, потому что, по их мнению, больше  уж

никто их не  оскорбит. [Легко обидеть]  также  тех людей, которые оклеветаны

или которых легко оклеветать,  потому что такие люди обыкновенно  не решаются

начать  процесс, боясь судей, и  никому не могут внушить к себе доверия; так

бывает   с   людьми,    возбудившими    всеобщую    ненависть   и   зависть.

[Несправедливости направляются] также   против людей, против которых  мы имеем

что-нибудь, - касается  ли это их предков, или их самих, или их друзей, - за

то,  что они  обидели или  хотели обидеть нас  самих, или  наших  предков, или

людей  нам близких, потому  что,  по пословице,  злобе нужен только предлог.

[Обижают]  и  врагов,  и   друзей, потому что первых обидеть  легко, а  вторых

приятно,  [обижают] и тех,  у кого  нет друзей, кто не умеет ни красиво

говорить, ни вести дело, потому что  такие люди или  не  пытаются  вести дело

через  суд,  или  идут на  мировую, или ничего не доводят  до конца.  [Часто

Информация о работе Аристотель. Риторика