Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:23, реферат

Описание работы

В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не нужно доказывать с целью проверки их истинности. Так, например, в математике, есть множество аксиом, которые по своему определению не нуждаются в доказательстве. Однако часто в повседневной жизни человек сталкивается с различными трудностями. Во многих случаях, например на лекции, в докладе, в ходе полемики, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, собственную точку зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Основная часть
Сущность аргументации……………………………………………….
Элементы аргументации………………………………………………..
Виды аргументов……………………………………………………….
Правила и ошибки по отношению к аргументам……………………...
Спор как частный случай аргументации……………………………..
Сущность спора………………………………………………………….
Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре……………………………………………………….
Эмоциональность и оценочность аргументированной речи………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

Риторика.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

В связи со всем вышеперечисленным рассмотрим ниже понятие эмоционально- экспрессивной окраски.

 

Эмоционально-экспрессивная окраска - это дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное предметно-логическое значение слова и выполняют оценочную функцию. Слово может иметь эмоционально- экспрессивную окраску, если оно выражает какую- либо эмоцию или чувство (любовь, ненависть, радость, гнев) или своей образностью, или каким-то другим способом подчеркивает, усиливает мысль.

 

Оттенки эмоционально-экспрессивной окраски делятся на два разряда: с положительной и с отрицательной (негативной) оценкой. К первой категории относятся торжественные, возвышенные, ласкательные, одобрительные, шутливые слова («зодчество», «благосклонно», «милостиво», «проникновенно», «брачные узы», «грядущее» и т.п.). Ко второму разряду относятся слова укоризненной, пренебрежительной, неодобрительной, презрительной окраской, такие ,как например, «буржуй», «трепач». Эти слова обычно стилистически снижены.

 

Приведём несколько примеров синонимов, которые имеют различную эмоционально-экспрессивную окраску. Так, слово «будущий» ( нейтральная лексика) означает - такой, который последует за настоящим, который наступит или появится через некоторое время, а также такой, который станет кем-либо некоторое время спустя; слово «грядущий» обозначает то же, но имеет приподнятый характер, высокую окраску.

Муж, супруг, благоверный, половина, спутник жизни – мужчина по отношению к женщине, состоящей с ним в браке. «Муж» – слово нейтральное. Слово «супруг» употребляется, когда хотят проявить почтительность, вежливость, часто в официальной речи ; «благоверный» и «половина» (с притяжательными местоимениями «моя», «твоя», «её» и т. п.) имеют часто шутливо-иронический характер и употребляются в разговорной речи; понятие «спутник жизни» употребляется в приподнятой речи или в речи, имеющий фамильярный, шутливо-иронический характер (это зависит от контекста или от ситуации, в которой произносится эта речь).

Также и предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно – торгашом или спекулянтом; осторожность – предусмотрительностью или трусостью и т. д.

Большую группу составляют многозначные слова, которые в прямом значении нейтральны, а в переносном имеют эмоционально-экспрессивную окраску, оценочность. Во многом их окраска обусловлена контекстом, речевой ситуацией. Например, о человеке говорят в различных ситуациях, применительно к его качествам: «орёл», «медведь», « ястреб», «голубь», «солнце», «петух», «бегемот», «дикарь».

Оценка передаётся различными языковыми средствами с целью воздействия на оценочные установки слушателей и на их поведение. В речи оценка проявляется по-разному. Это может быть слово, группа слов, выражение, целое высказывание. Чаще всего оценку выражают прилагательные и наречия («мерзкий», «прекрасно»), содержат оценку также существительные и глаголы («неряха», «клянчить»). Оценочный смысл может выражаться и контекстом.

В публичной речи оценка играет огромную роль. Можно утверждать, что нет ни одного выступления, в котором бы не содержалось момента оценочности.

Мы не всегда пользуемся богатством имён прилагательных. А ведь когда существительное является стилистически нейтральным, основная стилистически нагрузка падает на прилагательное, определяющее данное существительное. И, что самое главное для нас, это прилагательное необходимо, чтобы подчеркнуть оценочно-смысловую сторону речи.

Наиболее действенными являются прилагательные, выражающие открытую положительную или отрицательную оценку независимо от контекста, такие, как например, «интересная», «высококачественная», «творческая», «дружная», «плодотворная», «созидательная», «ударная», «эффективная», «бессмысленная», «монотонная», «скучная», «удручающая» (применительно к слову «работа»).

Действенные ассоциации вызываются эмоционально-усилительными прилагательными, такими, как например, «дикий», «идиотский», «кошмарный», «курьёзный», «печальный», «потрясающий», «скандальный», «ужасный», «чудовищный», «незабываемый»( применительно к слову «случай»).

Другие прилагательные имеют эмоционально-экспрессивную окраску, которая преобладает над предметно-логическим значением слова. Например, буйная, волшебная, грубая, дьявольская, дикая, дивная, живительная, загадочная, необузданная, сверхъестественная, тёмная, шальная сила.

Для усиления речи оратора нередко употребляются так называемые метафорические эпитеты, то есть прилагательные, имеющие переносное значение. Они являются дополнительной художественной характеристикой в виде скрытого меткого сравнения: «колючий вопрос», «обомшелый вопрос», «азбучная истина», «колючая мысль», «волчий страх».

 

Заключение

Таким образом, логическая состоятельность и доказательное значение рассуждения во многом зависит от качества исходного фактического и теоретического материала - убеждающей силы аргументов. Процесс аргументации всегда предполагает предварительный анализ имеющегося фактического и теоретического материала, статистических обобщений, свидетельств очевидцев, научных данных и т.п. Слабые и сомнительные аргументы отбрасываются, наиболее веские синтезируются в стройную и непротиворечивую систему доводов.

Часто в выступлениях оратор используют психологические аргументы, которые представляют собой обращение к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам адресата. Как правило, они используются спорщиками и публичными ораторами сознательно: чем искусней оратор, тем свободнее он владеет арсеналом таких аргументов и тем этот арсенал богаче.

 

 

Список использованной литературы

1. «Современная деловая риторика: Учебное пособие», Анисимова Т. В., Гимпельсон Е.Г. Москва, 2002

2. «Логика», А. А. Ивин, Москва, издательство «Высшая школа»,2002

3. «Логика» В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Москва, издательство «Юристъ»,1998

4. «Основы ораторской речи» Н.Н. Кохтев. Москва, издательство МГУ,1992

5. «Основы искусства речи» Поль Л. Сопер. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1999

6. «Методологические проблемы аргументации» Г.И. Рузавин, Москва, издательство «Ифран»,1997


Информация о работе Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре