Ямайская валютная система и мировой финансовый кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:44, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что мировой финансово-экономический кризис подверг новому испытанию Ямайскую валютную систему, выявил ее неспособность обеспечить относительную стабильность валютно-экономических отношений в мире.
В данной работе я ставлю перед собой следующие задачи:
Дать характеристику основным особенностям и принципам устройства Ямайской валютной системы;
Описать основные проблемы и риски использования Ямайской валютной системы

Содержание работы

Введение 3
Характеристика Ямайской валютной системы. 4
Проблемы и риски использования Ямайской валютной системы 5
Ямайская валютная система, как причина финансового кризиса 7
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 33.48 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по мировой экономике и МЭО на тему:

Ямайская валютная система и мировой финансовый кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. 3 курса ФММ

 Немойкин А.В.

Проверил: канд. эк. н., доцент

Шагалова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Содержание

Введение           3

Характеристика Ямайской валютной системы.     4

Проблемы и риски использования Ямайской валютной системы  5

Ямайская валютная система, как причина финансового кризиса  7

Заключение           13

Список использованной литературы       14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1973 год был ознаменован  формальным крахом бреттон-вудской  валютной системы. Ямайская система образовалась в 1976—1978 годах как итог реорганизации Бреттонвудской валютной системы. Главным практическим значением Ямайской валютной системы стал отказ от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

Актуальность данной работы заключается в том, что мировой финансово-экономический кризис подверг новому испытанию Ямайскую валютную систему, выявил ее неспособность обеспечить относительную стабильность валютно-экономических отношений в мире.

В данной работе я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Дать характеристику основным особенностям и принципам устройства Ямайской валютной системы;
  2. Описать основные проблемы и риски использования Ямайской валютной системы
  3. Выявить взаимосвязь изменений в данной валютной системе и описать изменения в новой валютной системе в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.

Целью данной работы является анализ основных направлений реформы

Ямайской валютной системы, а так же их влияние на мировой финансово-экономический кризис.

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика Ямайской валютной системы.

С введением Ямайской валютной системы в 1976-1978 годах было отменено золотое содержание валют, соотношение которых даже юридически не основывается на золотых паритетах. Это является самым главным изменением в ходе эволюции базового стандарта мировой валютной системы. В таб. 1 представлены основные отличия «базовых принципов» и стандартов специальных прав заимствования (СДР).

Базовый принцип

Стандарт СДР

Использование золота

как мировых денег

Официальная демонетизация

золота

Режим валютного

курса

Свободный выбор странами любого режима валютного курса

Институциональная

структура

Международный валютный

фонд


 

Таб.1

Особенности современной мировой валютной системы:

Первая особенность Ямайской валютной системы состоит в существенном изменении базового принципа мировой валютной системы, который определяет, какие деньги служат ее основой в качестве мировых.

СДР – специальные права заимствования в МВФ (Special Drawing Rights) – были предназначены служить основой валютных паритетов вместо золота и выполнять функции международного соизмерения цен, платежного и резервного средства. Условная стоимость СДР исчисляется на базе средневзвешенной стоимости валют, входящих в их валютную корзину.

Фактически на основе рыночной конкуренции формируется многовалютный стандарт как перспективное направление реформирования базового стандарта Ямайской валютной системы.

Вторая особенность Ямайской валютной системы состоит в отказе от золота в качестве мировых денег.

Безусловно, демонетизация золота обусловлена объективными причинами: золотые деньги перестали соответствовать потребностям товарного производства в связи с преодолением экономической обособленности товаропроизводителей и тенденцией к интернационализации хозяйственных связей. Национальные кредитные деньги постепенно вытеснили золотые вначале из внутреннего денежного обращения, а затем с определенным временным лагом из международных экономических отношений.

Третья особенность Ямайской валютной системы связана с отказом от Бреттонвудского режима фиксированных валютных курсов и предоставлением странам – членам МВФ права выбора любого режима валютного курса. Устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулируемых валютных паритетов. Однако обязательства стран по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны. Это дает возможность ведущим странам, в первую очередь США, манипулировать курсом национальной валюты путем его снижения или повышения для поддержки конкурентоспособности своей экономики и экспорта за счет других стран.

Четвертая особенность Ямайской валютной системы состоит в сохранении МВФ как основного института межгосударственного валютного регулирования. Одновременно была поставлена задача повысить роль Фонда в обеспечении валютно-экономической стабильности в мире и разработать (совместно с Всемирным банком) систему раннего предупреждения о наступлении кризисных потрясений в экономике.

Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля 1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают перед странами-членами возможность гибкого маневрирования. Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валютами, для которых установлен паритет, допускается в пределах  _+ . 4, 5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса.

Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странами-членами МВФ предоставлено право выбора: иметь "плавающий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксированную стоимость валюты в СДР (специальных правах заимствования) или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту (т. е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам. Исключается только возможность паритета валюты в золоте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и риски использования Ямайской валютной системы.

Как свидетельствует история реформирования мировых валютных систем, соблюдение преемственности должно сочетаться с развитием содержания ее базового принципа. Речь идет о составе валют в многовалютном стандарте и критериях их выбора. Как свидетельствуют кризисные потрясения, главный критерий качества мировых денег определяется не закреплением в уставе МВФ статуса резервных валют за избранными национальными валютами, а их способностью эффективно выполнять три функции мировых денег – интернациональной меры стоимости (в качестве валюты контрактов), международного платежного и резервного средства – их конкурентоспособностью и признанием на мировом финансовом рынке.

Например, при создании Генуэзской валютной системы (1922 г.) привилегированный статус не был закреплен ни за одной валютой. Он определился на основе рыночной конкуренции в основном между долларом США и фунтом стерлингов. Лишь при Бреттонвудской системе (1944 г.) впервые в истории статус резервной валюты был присвоен значительно окрепшему доллару и ослабевшему в итоге Второй мировой войны фунту стерлингов, который в прошлом был ведущей мировой валютой.

Доллар и евро в новой валютной системе сохранят свои позиции как ведущие мировые валюты, однако степень их использования в качестве мировых денег зависит от экономического и валютного потенциала США и Евросоюза (Экономического и валютного союза) и соотношения сил этих мировых финансовых центров с учетом последствий современного мирового финансово-экономического кризиса.

При оценке перспектив доллара как ведущей мировой валюты ряд стран высказывает недовольство доминированием американской валюты на финансовых рынках, в международных расчетах, валютных резервах и инвестициях. Подвергается критике негативная роль США и их валюты в формировании разрыва между объемом спекулятивного капитала в мире (400 трлн дол., из них 140 трлн приходятся на США) и мировым ВВП (40 трлн дол.). Это было подчеркнуто в 2002 г. в резолюции парламента Италии.

Глобальные риски, проявившиеся в условиях кризиса, поставили под сомнение приемлемость концептуальной основы Ямайской валютной системы, которая ориентировалась в основном на рекомендации монетаризма и либерализацию, что привело к ослаблению межгосударственного валютно-кредитного регулирования. Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.

Стоит заметить, что современный кризис выявил также риски монополизма в международных валютных отношениях. Структурные принципы Ямайской валютной системы, разрабатывавшиеся в течение почти 10 лет с середины 1960-х гг. и закрепленные Ямайским соглашением в 1976 г., были сформированы в интересах ведущих развитых стран, в первую очередь США. Они перестали соответствовать условиям глобализации экономики, начавшейся с конца XX в., многополярности мира, новой расстановке сил между ведущими экономическими и финансовыми центрами, регионализма и появления новых валют, претендующих на роль мировых денег. В условиях современного кризиса повысился риск использования доллара как международного платежного и резервного средства в связи с его нестабильностью. Рост эмиссии денег и выпуска казначейских ценных бумаг в США для финансирования беспрецедентной антикризисной программы увеличивает долларовую лавину в международном обороте. 2/3 эмитированных ФРС 100-долларовых купюр обращается за рубежом.

Все вышеперечисленное и служило предпосылками к возникновению кризиса 2008 года.

 

 

 

Мировой финансовый кризис. Принятые изменения в валютной системе.

Банкротства финансовых учреждений и предшествовавшее им раздувание пузыря на финансовом рынке вызваны рядом причин. Помимо предоставления сомнительных кредитов, они включают чрезмерное использование деривативов, приток дешевых денег из стран с нарождающейся рыночной экономикой, неадекватные меры регулирования денежно-кредитных отношений, непоследовательную политику правительств и слабое исполнение надзорных функций.

Как показали данные из предыдущих глав, все началось с введения плавающих курсов валют. В 1971 г. президент США Р. Никсон посчитал возможным решать проблемы, связанные с ростом дефицита внешней торговли страны и финансированием дорогостоящей войны во Вьетнаме, путем отказа от конвертируемости доллара в золото. Это означало прекращение действия Бреттон-Вудской системы фиксированных курсов, созданной в конце Второй мировой войны.

Введение Ямайской валютной системы в принципе и спровоцировало наступление кризиса. В соответствии с требованиями этой системы свободное перемещение капиталов сдерживалось валютными ограничениями. Так, жители Великобритании, отправляясь в ежегодный отпуск за границу в конце 1960-х годов, могли взять с собой лишь 50 ф. ст., или 120 долл. Инвестирование за границей сопровождалось значительными издержками, поэтому пенсионные деньги вкладывались исключительно на внутреннем рынке.

Важным принципом мировой валютной системы является регламентация ее институциональной структуры.

Оценивая деятельность МВФ как института межгосударственного валютного и кредитного регулирования, необходимо отметить, с одной стороны, накопленный им огромный опыт, а с другой – слабую его эффективность. За 64 года своей деятельности МВФ не обеспечил равноправное международное сотрудничество, своевременное оказание кредитной поддержки нуждающимся странам-членам, а главное – валютно-экономическую стабильность в мире. Во многом это обусловлено асимметрией осуществляемого Фондом межгосударственного валютного и кредитного регулирования. Оно распространяется лишь на государства, которые заимствуют средства Фонда, то есть на развивающиеся страны и страны с развивающимися рынками. К ним предъявляются жесткие требования, сформулированные в стабилизационных программах. Вместе с тем МВФ оказался не в силах воздействовать на валютно-экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США.

МВФ не справился с поставленной перед ним задачей раннего предвидения и предупреждения кризисных потрясений. Хотя эта программа была разработана совместно со Всемирным банком, МВФ пассивно наблюдал за изменением макроэкономического цикла – перехода от подъема к замедлению экономического роста, перепроизводству и банковскому перекредитованию, отрыву деятельности мирового финансового рынка от реальной экономики. Назреванию мирового финансово-экономического кризиса способствовало изменение концептуального подхода Фонда к своей деятельности (Стиглиц 2003). Его первоначальная концепция была основана на приоритете межгосударственного валютно-кредитного регулирования и воздействия на страны-заемщики в форме рекомендаций по стабилизации их экономики путем увеличения бюджетных расходов, снижения налогов и процентных ставок.

С 1990-х гг., когда основными его заемщиками стали не только развивающиеся страны, но и государства с переходной экономикой, МВФ ориентировался на монетаристские рекомендации шокового перехода к рыночной экономике в духе неолиберализма. В их числе: ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности, усилить открытость национальной экономики, ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс, отменить валютные ограничения, ослабить государственный контроль. Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ (в сумме более 20 млрд долларов) оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.

Информация о работе Ямайская валютная система и мировой финансовый кризис