Ямайская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 23:06, доклад

Описание работы

Валютная система – форма организации денежных отношений, охватывающая внутреннее денежно-кредитное обращение и сферу международных расчётов. Различают национальную, региональную, мировую валютные системы. Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права.

Файлы: 1 файл

МВКФО-1 итог.docx

— 30.14 Кб (Скачать файл)

Проблемы Ямайской валютной системы в условиях современного мира.

 

Введение

Валютная система – форма организации денежных отношений, охватывающая внутреннее денежно-кредитное обращение и сферу международных расчётов. Различают национальную, региональную, мировую валютные системы. Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой, то есть формой организации мировых валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Мировая валютная система сложилась к середине XIX в и закончила свою эволюцию во второй половине ХХ в. созданием Ямайской валютной системы, которая действует по сей день. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства.

В настоящее время исследование процессов трансформации мировой валютной системы вызвано новейшими тенденциями в развитии мировой финансовой архитектуры, такими как глобализация, регионализация, развитие телекоммуникационных технологий, валютные противоборства основных центров экономической силы.

Глобальный финансово-экономический кризис 2007-2009 годов обострил проблемы мировой экономики и выявил изъяны нынешней валютной системы. Он показал неспособность Ямайской валютной системы обеспечить относительную стабильность валютно-экономических отношений в мире. Это означает, что на сегодняшний день проблема реформирования мировой валютно-финансовой системы носит актуальный характер.

 

Ямайская валютная система

 

Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение таких целей, как выравнивание темпов инфляции в различных странах, уравновешивание платежных балансов, расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы следующие:

- Система  основана на нескольких ключевых  валютах;

- Юридически  завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен  долларов на золото;

- Введен  стандарт СДР (специальные права  заимствования), которые можно использовать  как «мировые деньги» для формирования  валютных резервов. В функции  СДР также входит регулирование  платежных балансов и соизмерение  стоимости национальных валют;

- Помимо  СДР, резервными валютами официально  были признаны доллар США, фунт  стерлингов, швейцарский франк, японская  иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались  в евро);

- Установлен  режим свободно плавающих валютных  курсов: их котировка формируется  на валютном рынке на основе  спроса и предложения;

- Государства  могут самостоятельно определять  режим формирования валютного  курса, но им запрещено выражать  его через золото;

- МВФ  наблюдает за политикой стран  в области валютных курсов; страны-члены  МВФ должны избегать манипулирования  валютными курсами, позволяющего  воспрепятствовать действительной  перестройке платежных балансов  или получить односторонние преимущества  перед другими странами – членами  МВФ. [2, С. 87]

Главным практическим значением новой системы стал отказ от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, в пользу плавающих валютных курсов. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

При сопоставлении Ямайской и Бреттон-Вудской валютных систем можно увидеть преемственную связь новой мировой валютной системы с предыдущей. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, доллар США остается ведущим международным платежным и резервным средством. Золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара; в наследие от Бреттон-Вудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттон-Вудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако Ямайская валютная система периодически испытывает потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

 

Современные проблемы Ямайской валютной системы

 

Глобальный финансово-экономический кризис обострил проблемы мировой экономики и выявил изъяны нынешней валютной системы, когда одна и та же валюта является одновременно и международной резервной и национальной. Рассмотри эти проблемы подробнее.

1. Проблема  монополизма в международных  валютных отношениях

Монопольное использование национальных валют отдельных стран в качестве мировых противоречит глобальному характеру мировой экономики и новой расстановке соотношения между экономическими и финансовыми центрами. Долларовый стандарт, утвердившийся в Бреттон-Вудской системе (1944-1976 гг.) в условиях усиления экономического и валютного потенциала США в итоге Второй мировой войны и сохранившийся по существу в современной (Ямайской) мировой валютной системе, ратифицированной странами-членами МВФ в 1976-1978 гг., обеспечивает монопольное положение доллара как ведущей мировой валюты. Это порождает экономический, в том числе валютный эгоизм, так как США используют привилегированное положение доллара для покрытия национальной валютой крупного дефицита своего платежного баланса и возложили на другие страны заботу о поддержании курса их валют по отношению к доллару.

Важно учитывать, что, утратив официальный статус доллара как резервной валюты в результате развала Бреттон-Вудской валютной системы, США сохранили его ведущие позиции в современной (Ямайской) валютной системе. Около 85% сделок по покупке или продаже иностранной валюты в мире — это обмен других валют на доллары США, более половины международных резервов центральных банков стран — это долларовые резервы. То есть, доллар США, несмотря на необеспеченность золотом, сохранил статус мировой валюты. Причин тому несколько: действия правительства США, созданная инфраструктура для торговли долларом, страхования рисков, размер экономики США (почти четверть мировой экономики).

Американоцентричная модель современной мировой валютной системы и мирового финансового рынка усиливает зависимость валют других стран от экономического и валютного положения США и их политики. Этому способствует денежно-кредитная политика США. Более половины банкнот, выпущенных Федеральными резервными банками, обращается за пределами США. Ежегодно в международный оборот из США поступает примерно 100 млрд. долл. При изменении мировых цен на энергоресурсы и наступлении срока погашения внешних долларовых кредитов возникает диспропорция между долларовой массой в международном обороте и потребностями мировой экономики, между спросом и предложением американской валюты, что влияет на курс валют других стран. [8]

Американский доллар как основная мировая резервная валюта во многом не выполняет поставленных перед ним задач, и причиной этому является внешнеэкономическая политика США. Став эмиссионным центром финансовых ресурсов, востребованных остальным миром, США получили эксклюзивное право бесплатно получать экономические блага в обмен на «резервные деньги». Однако, выстроив значительную финансовую пирамиду внутри страны, при ее обрушении в 2008 году, США не взяли на себя ответственность за стабильность национальной валюты за пределами страны. Волатильность доллара и постепенное снижение его курса вызывает необратимые процессы уменьшения части американской валюты в международных резервах стран, а корпоративный сектор мирового хозяйства активно ищет другой финансовый актив для совершения внешнеэкономических трансакций.

Теоретически мировая резервная валюта должна быть стабильной, ее эмиссия должна осуществляться по ясным правилам; предложение должно быть гибким и быстро приспосабливаться к колебаниям мирового спроса; наконец, это приспособление не должно зависеть от интересов того или иного государства. Доллар же не удовлетворяет ни одному из этих условий. Государство, выпускающее мировую резервную валюту, становится заложником противоречивых целей. Если оно будет удовлетворять растущий спрос мировой экономики на денежные средства, оно потеряет контроль над инфляцией внутри страны; в противоположной ситуации, стимулируя внутренний спрос, оно наводнит мировые рынки нежелательными денежными средствами и, следовательно, не может одновременно решать задачи на национальном уровне и выполнять свои международные функции.

2. Проблема  специальных прав заимствования (СДР)

СДР задумывались как прообраз наднациональной мировой валюты, идея которой наиболее соответствует требованиям глобализации экономики. Они были предназначены служить основой валютных паритетов вместо золота и выполнить функции международного соизмерения цен, платежного и резервного средства.

Вопреки замыслу СДР не стали прообразом мировых денег и оказались нежизнеспособными. Сфера использования СДР ограничивается официальным сектором – операциями МВФ с центральными банками стран-членов, а также в некоторых международных организациях как валютная единица. Попытки их использовать в частном секторе оказались кратковременными. СДР не получили всеобщего признания в качестве валюты внешнеэкономических контрактов, международного платежного и резервного средства.

Их доля в совокупной международной ликвидности 0,4%, в мировых валютных резервах – 1,2%, хотя в уставе МВФ (ст. VIII, раздел 7) была поставлена задача превращения СДР в главное резервное средство мировой валютной системы. Однако ныне к СДР прикреплена лишь одна валюта – ливийский динар (к евро – 40 валют).

3. Проблема  использования золота

Ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег.

Возникло противоречие между официальным исключением золота из Ямайской валютной системы и фактическим его использованием как международного резервного актива. Вопреки утверждениям о «снижении резервной роли золота» и полном отказе стран от этого резервного актива, официальные золотые запасы составляют около 33 тыс. т, частная тезаврация золота, по оценке, превышает 25 тыс. т. [Приложение 1]

Для реальной оценки роли золота в современной экономике необходимо учитывать его традиционное двоякое использование: как ценного сырьевого и монетарного товара. Официальные золотые резервы стран и некоторых международных финансовых институтов, частная тезаврация золота участниками рыночной экономики свидетельствуют о выполнении золотом функции международного резервного средства. В условиях современного мирового финансово-экономического кризиса, как всегда, повысился спрос на золото как реальный актив и его цена приблизилась к историческому рекорду (почти до 1200 долл. за тройную унцию в 2009 г.).

Противоречие между юридической демонетизацией золота в рамках Ямайской валютной системы и его реальным использованием как международного резервного средства и чрезвычайного международного платежного средства (при экономических и политических потрясениях) дает основание для дискуссий о будущей позиции золота в новой мировой валютной системе.

4. Проблема  режима валютного курса

Важным структурным принципом мировой валютной системы является регламентация режима валютного курса. В результате эволюции этого режима – от свободно плавающего в соответствии с принципами Парижской и Генуэзской валютных систем до фиксированного валютного курса при Бреттон-Вудской системе – Ямайское валютное соглашение ввело право выбора странами любого режима валютного курса. Это решение было принято в 1976 г. с учетом явочного (без согласования с МВФ) перехода с марта 1973 г. большинства государств от фиксированных к плавающим курсам валют.

Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. Поэтому страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его разными методами валютной политики. Возврат к твердым валютным паритетам маловероятен. Вместе с тем обязательства стран-членов МВФ по регулированию валютных курсов расплывчаты и декларативны, хотя устав Фонда предусматривает введение стабильных, но регулируемых паритетов. Это дает возможность ведущим странам, в первую очередь США, манипулировать курсом национальной валюты путем его снижения или повышения для поддержки конкурентоспособности своей экономики и экспорта за счет других стран.

5. Проблема  неэффективности МВФ как института  регулирования

МВФ за 60 лет своей деятельности не обеспечил равноправное международное сотрудничество, своевременное оказание кредитной поддержки нуждающимся странам-членам, а также валютно-экономическую стабильность в мире. Во многом это обусловлено асимметрией осуществляемого Фондом межгосударственного и кредитного регулирования. Оно распространяется лишь на государства, которые заимствуют средства в Фонде, то есть на развивающиеся страны и страны с развивающимися рынками. К ним предъявляются требования, сформулированные в стабилизационных программах.

Вместе с тем МФВ оказался не в силах воздействовать на экономическую политику развитых стран, которые не пользуются его кредитами, прежде всего США. С 1990-х гг., когда основными его заемщиками стали страны с переходной экономикой, МВФ ориентируется на монетаристские рекомендации осуществления шокового перехода к рыночной экономике. Стабилизационные программы МВФ были основаны на требованиях к странам-заемщикам в духе неолиберализма. В их числе: ускорить рыночные реформы, особенно приватизацию государственной собственности, усилить открытость национальной экономики, ввести либерализацию цен, конвертируемость валюты, свободно плавающий валютный курс, отменить валютные ограничения, ослабить государственный контроль. Эти требования не соответствовали реальному состоянию экономики стран с переходной экономикой, особенно России. Кредиты МВФ (в сумме более 20 млрд. дол.) оказались неэффективными, не способствовали экономическому и социальному развитию нашей страны и увеличили бремя внешнего долга.

Информация о работе Ямайская валютная система