Этапы формирования и виды затрат на качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Какие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции
3. Методы анализа затрат на качество
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа
3.2. Методы технического нормирования
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество
4. Анализ брака и потерь от брака
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

tema9.docx

— 194.08 Кб (Скачать файл)

где КФСА – экономическая эффективность ФСА (коэффициент снижения текущих затрат); Ср – реально сложившиеся совокупные затраты; Сф.н. – минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.

На четвертом, исследовательском, этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного изделия.

На пятом, рекомендательном, этапе отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия. С этой целью можно рекомендовать построение матричной таблицы:

Таблица 4

Таблица решений  по вариантам выбора изделий для  производства

С учетом значимости функции  изделия, его узлов, деталей и  уровня затрат посредством ценообразования, основываясь на знании спроса на продукцию, определяется уровень ее рентабельности. Все это в совокупности служит цели принятия решения о выборе к  производству конкретного изделия  или направлений и масштаба его  усовершенствования.

3.2. Методы технического  нормирования

Существенную помощь в  определении и анализе затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и других видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.

Если предприятие переходит  к производству новой продукции, имевшей ранее аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты  на качество (Зк) можно определить разностью между затратами на старую (Зст) и новую (Зн) продукцию:

Зк = Зст – Зн , (3)

Если предприятие усовершенствует  качественные параметры производимого  ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым счетом по соответствующим нормам и направлениям.

Степень взаимосвязи между  какими-либо характеристиками качества, имеющими количественное выражение, и  затратами на него или ценой изделия  в целом как формой его стоимости, в которой основной удельный вес  занимают затраты, позволяет определить коэффициент корреляции. Его можно исчислить по формуле: 

где 
 
 
 
 

где n – число пар данных; S(xy) называется ковариацией; x и y – два исследуемых показателями.

Коэффициент корреляции может  принимать значения от –1 до +1. При r, близком к ¦1¦, можно говорить о высокой степени тесноты связи между исследуемыми переменными и напротив: при r, близком к 0, корреляция между ними выражена слабо. Если r = ¦1¦, все точки на диаграмме рассеивания будут лежать на одной прямой. Если же r = 0, корреляционная связь между факторным и результативным показателями отсутствует. Знак «+» или «–» говорит о направлении связи – прямом или обратном. По формулам (4) – (7) и данным табл. 1 можно найти коэффициент корреляции. Дополнительные необходимые расчеты приведены в табл. 5. Тогда, подставив полученные значения, будем иметь: 
 

 

Отсюда  

Значение r, равное +0,758, свидетельствует о наличии высокой положительной корреляции между упаковкой товара, являющейся одним из показателей его качества, и ценой на него, в которой воплощены затраты на товар, что подтверждает предварительный вывод, сделанный по диаграмме рассеивания.

Таблица 5

Показатели для  расчета коэффициента корреляции

X

X2

Y

Y2

XY

1

1

4

16

4

2

4

4

16

8

2

4

4,5

20,25

9

3

9

4,5

20,25

13,5

4

16

6

36

24

5

25

8

64

40

3

9

5,5

30,25

16,5

4

16

5,5

30,25

22

5

25

5,5

30,25

27,5

2

4

5

25

10

3

9

5

25

15

3

9

5

25

15

5

25

7

49

35

6

36

7

49

42

6

36

7,5

56,25

45

3

9

4

16

12

1

1

4,5

20,25

4,5

5

25

6

36

30

5

25

6

36

30

5

25

7,5

56,25

37,5

3

9

5,5

30,25

16,5

4

16

5,5

30,25

22

5

25

5,5

30,25

27,5

4

16

4,5

20,25

18

3

9

6,5

42,25

19,5

4

16

6,5

42,25

26

5

25

6,5

42,25

32,5

6

36

8

64

48

4

16

5

25

20

5

25

5

25

25

∑116

∑506

∑170,5

∑1008,75

∑695,5


3.3. Некоторые  другие методы анализа затрат  на качество

Одним из методов, позволяющих  проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции, является индексный метод. Сложность его применения к данному предмету исследования заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественное значение и не всегда может быть описано словесно, например, продукция, пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.

Если показатель качества имеет числовые характеристики, то при построении индексов их можно  использовать как веса затрат. В  противном случае весами может служить  количество элементов конструкции  изделия, количество деталей, узлов, изделий.

В табл. 6 приведены данные о запланированной и фактической  стоимости стального листа, используемого  для производства труб, турбин и  т.д.:

Таблица 6

Стоимость стального  листа для изделия

Затраты на данное сырье  по сравнению с планом без учета  изменения его расхода возросли на 13%:

(504 –  446)/446 · 100% = 13%.

Однако из таблицы видно, что вследствие уменьшения толщины  стального листа на изготовление изделия его требуется меньше на

100% - 24,97/40,55 ·100% = 38,42%.

Можно рассчитать индекс затрат с учетом качества и проанализировать влияние на него обоих факторов: изменения расхода нового сырья  и его стоимости. 

 

 

где Iзк – индекс затрат с учетом качества;

qнк – расход нового по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;

qск – расход старого по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;

zнк – затраты (стоимость) нового сырья, ден. ед.; 

zск – затраты (стоимость) старого сырья, ден. ед.;

– индекс, учитывающий изменение  качества сырья, без изменения его  стоимости;

– индекс, учитывающий изменение  затрат на продукцию, с учетом изменения  качества сырья.

Тогда для нашего примера: 

Таким образом, с учетом потребления  более качественного сырья индекс затрат с учетом качества составил 69,7%, т.е. затраты снизились по сравнению  с планом на 30,3% (100,0% – 69,7%).

За счет снижения расхода  высококачественной листовой стали  по сравнению с запланированной  изменение составило: 

Таким образом, снижение составило 38,6% (100,0% – 61,4%).

Изменение же стоимости нового качественного материала, вызванное  повышением трудоемкости его обработки  и оплаты трудозатрат, равняется: 

Т.е. стоимость материала  повысилась на 13,4% (113,4% – 100,0%).

Проверить можно следующим  образом: 
 

что подтверждает правильность проделанных вычислений.

Для оценки качества и конкурентоспособности  изделия возможно также применение метода бальной оценкии метода удельной цены. Метод бальной оценки основан на выставлении каждому качественному параметру изделия балла с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-, 10- или 100-балльной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Для расчета цены новой продукции можно использовать формулу: 

где Рн – цена новой продукции, ден. ед.; Рб – цена базовой продукции, ден. ед.; Бб – сумма баллов, характеризующих параметры качества базовой продукции; Бб – сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции.

Метод удельной цены заключается  в определении цены на основе расчета  стоимости единицы основного  параметра качества: мощности, производительности и т.д. Для расчета используется формула: 

где Пн – значение основного параметра качества нового изделия, балл; где Пб – значение основного параметра качества базового изделия, балл;

Оба этих метода целесообразно  применять как составные части  сравнительного анализа изделий  для решения вопроса об их запуске  в производство или эффективности  предлагаемых качественных усовершенствований. Однако, на практике для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производство должны проводиться все виды проектного анализа: коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический. Для этого следует применять все доступные в каждой конкретной ситуации методы. Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения.

4. Анализ брака  и потерь от брака

Политика предприятия  должна изначально иметь целью высокое  качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен  на самом предприятии-производители и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым  периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламации наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Рассмотрим пример.

Таблица 7

Расчет показателей  брака

Из табл. 7 можно сделать  вывод, что основной причиной брака  явилась поставка некачественного  сырья или иных видов материальных ресурсов. В отчетном году, основываясь  на опыте предыдущего периода, производитель  составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию  в случае их низкого качества, которая  и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на 9 300 ден. ед. (24 000 – 14 700) или на 38,75% (14 700 / 24 000 · 100%).

Относительный размер потерь от брака снизился на 2,5%.

Можно также определить стоимость  годной продукции, которая могла  бы быть получена при отсутствии брака (?q). Для этого следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1Pпл) умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости (dо.б.).

Пусть для нашего примера q1Pпл = 500 000 ден. ед. Тогда 

Менеджеры должны рекомендовать  руководству фирмы найти предприятие, поставляющее более качественное сырье  для данного производства.

Анализ брака, обнаруженного  на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более  точно определить размер израсходованных  средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Однако затраты, связанные  с решением проблем по возникновению, предотвращению брака, иногда могут  превышать затраты, которое несет  предприятие, если брак не устранен. Для  этого следует тщательно проанализировать затраты на предотвращение различных  дефектов и их устранение. В этом могут помочь кривая Парето и дополнительные графики, отражающие издержки, связанные  с этими дефектами, оценки издержек, связанных с решением проблем, и  оценки времени, требующегося для решения  проблем.

На рис. 4 определяется дефект, приводящий к наибольшему числу  отказов, но последующие графики (рис. 5, 6 и 7) показывают, что область наибольшего  числа дефектов не соответствует  области наибольших издержек для  компании, вызываемых браком, поскольку  имеющая этот дефект деталь гораздо  дешевле, менее важна или легче  поддается исправлению. Если деталь изготавливается в гораздо большем  количестве по сравнению с остальными, то число дефектов этого вида может  ввести в заблуждение, так как  большое абсолютное число может  составить в данном случае низкий процент. Например, 5% случаев отказа из 10 000 деталей составляет 500 случаев  брака, но 20% из 1 000 деталей – «всего лишь» 200 случаев.

Информация о работе Этапы формирования и виды затрат на качество продукции