Этапы формирования и виды затрат на качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Какие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции
3. Методы анализа затрат на качество
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа
3.2. Методы технического нормирования
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество
4. Анализ брака и потерь от брака
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

tema9.docx

— 194.08 Кб (Скачать файл)

Существует огромное количество учетных регистров, варьируемых  на различных предприятиях в зависимости  от рода деятельности, типа выпускаемой  продукции и т.п. (табели, отчеты о  расходах, заказы на поставку, отчеты о  переделке продукции и т.д.). В  качестве примера можно привести регистрацию дефектов контролером  ОТК штампованной пластиковой детали. Данная форма позволяет видеть причины  брака и быстро определять нанесенный им ущерб и его виновника.

Рис. 2. Контрольный  листок дефектов

Кроме того, дальнейшее проведение в случае необходимости технической  экспертизы бракованных деталей  и сопоставление ее результатов  с предварительным заключением  контролера ОТК подтвердит и уровень  квалификации последнего.

Как уже было сказано выше, на различных предприятиях могут  применяться аналогичные и другие учетные формы. Подобные формы регистрации данных об отклонении параметров качества изделий от запланированного целесообразны для сбора внутренних первичных технических характеристик производимой продукции, которые затем используют в факторном анализе затрат на качество продукции.

Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить структуру затрат на изделие и  обладающих большим преимуществом  перед другими благодаря обязательности составления, преемственности входящих в нее показателей, достоверности  и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для  поиска направлений их снижения и  минимизации цены изделия. Кроме  того, можно использовать данные о  затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.

Более сложным, трудоемким и  дорогим является получение внешней  информации. Часть ее содержится в  рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и  специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.

При сборке таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих  изучить зависимость между парами переменных, например ценой и внешним  оформлением, упаковкой товара. Этими  переменными могут быть:

а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;

б) две различные характеристики качества;

в) два фактора, влияющих на одну характеристику качества.

Целесообразно хотя бы одной  из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или  поддержание какого-либо свойства продукции  или цену на нее, т.е. стоимостную  величину.

Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таблице записывают собираемые данные, между которыми изучается зависимость.

На втором строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое (примерно одинаковое) число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у – значения результативного признака.

На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полученных в результате наблюдения, на график.

На четвертом заключительном этапе вносят адресные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.

Данные диаграммы рассеивания  позволяют сделать предварительные  выводы о взаимосвязи исследуемых  переменных (например, о предпочтениях  покупателей относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность  изделия, и цены изделия).

Можно привести следующий  пример. Предположим, предприятие выясняет, как влияет качество упаковки часов  на спрос на данную продукцию. Для  потребителя упаковка является качественным признаком в отношении как внешнего оформления, так и сохранности товара. Для производителя же это еще и количественный показатель, выраженный некоторой суммой затрат. Для удобства сбора данных обозначим каждый вид упаковки номером:

1 – продажа без заводской  упаковки (завертывание в бумагу  в магазине);

2 – мягкий пакет;

3 – фирменный мягкий  пакет;

4 – простая картонная  коробка;

5 – пластиковый футляр;

6 – коробка фирменная,  подарочная.

Каждому виду упаковки соответствует  определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей  и предыдущей ценами изделия в  зависимости от оформления). Она колеблется в интервале от 4 до 9 денежных единиц с интервалом в 0,5 денежной единицы. Результаты опроса 30 покупателей, который был реально проведен, приведены в таблице 1:

Таблица 1 
Данные опроса покупателей магазина «Подарки» об упаковке и цене часов «Электроника»  

 

 

Следует обратить внимание, что цена подарочной коробки не называлась и максимальная цена фактически составила 8 денежных единиц.

По полученным данным можно  построить диаграмму рассеивания (квадратами выделены те точки, значение которых встречалось дважды). 
 

Рис. 3. Диаграмма  рассеивания для вида упаковки и  цены часов «Электроника»

Данные диаграммы рассеивания  позволяют сделать предварительные  выводы о взаимосвязи исследуемых  переменных; в нашем примере –  о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность  изделия, его эстетического вида, и цены изделия. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внимание предприятия-производителя как сигнал о завышении в глазах покупателя цены. Также можно сделать предварительный вывод о том, что, поскольку точки расположены от нижнего левого угла на данной диаграмме в правый верхний, зависимость между этими двумя показателями прямая.

Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующих  затраты на качество продукции, и  факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с  методиками первичного анализа: группировкой, графическим анализом и т.д. Это  значительно ускоряет процесс анализа  и облегчает дальнейшее использование  его в целях статистико-математических методов.

3. Методы анализа  затрат на качество

В зависимости от целей, задач  анализ затрат на качество и возможностей получения необходимых для его  осуществления данных аналитические  методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение  продукцией определенного этапа  деятельности предприятия, и ее место  в цепочке формирования затрат в  конкретный момент.

3.1. Метод функционально-стоимостного  анализа

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно  применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.

Основными принципами применения ФСА являются:

    • функциональный подход к объекту исследования;
    • системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
    • исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;
    • соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;
    • коллективное творчество.

Выполняемые изделием и его  составляющими функции можно  сгруппировать по ряду признаков. По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние – функции, которые какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают главные и второстепенные.Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная – побочную.

По роли в рабочем  процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные.Основная функция подчинена главной и обуславливает работоспособность объекта. С помощьювспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.

По характеру  проявления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные. Номинальные задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные – это фактически выполняемые объектом функции.

Все функции объекта могут  быть полезными и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном  соотношении между их значимостью  для потребителя и затратами  на их осуществление, т.е. в выборе наиболее благоприятного для потребителя  и производителя, если речь идет о  производстве продукции, варианта решения  задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически цель ФСА можно записать следующим образом: 

где ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств (ПС = еn·ci), а З – издержки на достижение необходимых потребительных свойств.

Функционально-стоимостной  анализ проводится в несколько этапов.

На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети. В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.

На третьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответствии с которым функции делятся на:

А – главные, основные, полезные;

В – второстепенные, вспомогательные, полезные;

С – второстепенные, вспомогательные, бесполезные.

Одновременно отсекаются прежние затраты. Использование  табличной формы распределения  функций облегчает такой анализ:

Таблица 2

Распределение служебных  функций изделия Х по принципу АВС

В итоговые графы заносятся  данные о количестве второстепенных, вспомогательных, бесполезных функций  по деталям, что позволяет сделать  предварительный вывод об их необходимости.

Далее можно построить  таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям  и оценить весомость функций  каждой детали во взаимосвязи с затратами  на их обеспечение. Это позволит выявить  возможные направления снижения издержек путем внесения изменений  в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов  полученными комплектующими, замены одного вида материалов другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.

Группировка затрат на функции  по факторам производства позволит выявить  первоочередность направлений снижения себестоимости изделия. Такие направления  целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным путем, и сопоставляя  с затратами, выбирать пути удешевления  продукции. Для этого можно составить  таблицу:

Таблица 3

Сопоставление коэффициентов  значимости функций и их стоимости

Сопоставив удельный вес  затрат на функцию в общих затратах и значимость соответствующей ему  функции, можно вычислить коэффициент  затрат на каждую функцию. Оптимальным  считается Кз/ф 1. Кз/ф < 1 желательнее, чем Кз/ф > 1. При существенном превышении данного коэффициента единицы необходимо искать пути удешевления данной функции (в нашем примере это вторая функция).

Результатом проведенного ФСА  являются варианты решения, в которых  необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут, например, служить  минимально возможные затраты на изделие. Теория ФСА предлагает исчислять  экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной  величине: 

Информация о работе Этапы формирования и виды затрат на качество продукции