Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

На заводах периода индустриальной цивилизации (который закончился, как

известно, не так уж и давно) работник был частью монотонного,

повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранее

предсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудников

достичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатов

или демонстрации определенного качества работы.

Файлы: 1 файл

реферат по Эргономике.docx

— 92.81 Кб (Скачать файл)

 

 
Система – совокупность элементов, обладающих  интерактивными  свойствами.  В

 
эргономике в качестве элементов  системы рассматриваются оператор,  машина  и

 
среда.  Каждый  из  указанных  элементов  может  изменяться  во  времени.  В

 
результате происходит изменение их взаимодействия. В эргономике  чаще  всего

 
речь идет о системе “человек–машина–среда” (СЧМ). Иногда применяют и  другие

 
обозначения:  система  “оператор–машина–среда”,  система   “человек–машина”,

 
система   “человек–техника”,    эргатические    системы,    эрготехнические,

 
социотехнические и т.д. Несмотря на разнообразие названий,  общим  для  этих

 
систем   является   то,   что    они    представляют    собой    физические,

 
целенаправленные,  замкнутые  системы,  включающие  в  себя   человека   как

 
главное,  решающее  (управляющее)  звено.  В   зависимости   от   количества

 
операторов и машин в эргономике выделяют два  основных  вида  систем:  “один

 
человек–оператор–одна  машина–среда”   и   “группа   людей–операторов–группа

 
машин–среда”. Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.

 

 
Ошибка оператора –  любое  действие  (или  бездействие)  человека,  мешающее

 
успешной  работе  СЧМ.  Ошибки  вызываются  не  только  безответственностью,

 
рассеянностью  или  низкой  квалификацией   работника,   но   и   тем,   что

 
безошибочные действия в  определенных  ситуациях  оказываются  за  пределами

 
физических и психических возможностей человека.

 

 

 
Объект, предмет  и задачи эргономики

 

 
Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики

 
как науки.

 

 
Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая  человека  (группу

 
людей) в конкретных условиях его (их)  трудовой  деятельности,  связанной  с

 
использованием  машин  или  механизмов  с  целью   повышения   эффективности

 
функционирования таких систем путем  оптимизации средств, условий и  процесса

 
труда.

 

 
Эргономика  является  одновременно  и  исследовательской  и  проектировочной

 
дисциплиной, так как одной из её задач  является  разработка  методов  учета

 
человеческих  факторов  при  проектировании  новой  и  модернизации   старой

 
техники и технологии, а также  существующих условий труда.

 

 
Объектом исследования  эргономики  является  система  “человек  –  машина  –

 
среда” (СЧМ).  Эргономика  рассматривает  СЧМ  как  сложное  функционирующее

 
целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет   эргономики   –   конкретная   трудовая   деятельность    человека,

 
использующего машины.

 

 
Эргономика рассматривает технический и человеческий  аспекты в неразрывной

 
связи. Сочетание способностей человека  и  возможностей  машины  существенно

 
повышает эффективность  функционирования  СЧМ.  Поэтому  решение  прикладных

 
проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях  –

 
от требований человека к машине и условиям ее функционирования  и,  наоборот

 
–  от  требований  машины  и  условий  ее   функционирования   к   человеку.

 
Оптимальные  решения   находятся,   как   правило,   на   пересечении   этих

 
направлений. Тем самым эргономика  решает  задачи  рациональной  организации

 
деятельности  людей  в  СЧМ,  целесообразного  распределения  функций  между

 
человеком и машиной.

 

 
Следует особо подчеркнуть,  что  эргономика  изучает  определенные  свойства

 
СЧМ, которые  получили  название  человеческих  факторов.  Они представляют

 
собой интегральные характеристики связи  человека и машины,  проявляющиеся  в

 
конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

 

 
Знание  человеческих   факторов   позволяет   формулировать   требования   к

 
профессиональному  отбору  и  обучению  персонала,   техническим   средствам

 
подготовки, согласованию внешних средств трудовой  деятельности  и  способов

 
ее осуществления. Увеличивается  роль человеческих, факторов применительно  к

 
задачам проектирования, создания и  использования технически сложных  изделий

 
культурно-бытового назначения (радиоаппаратура,  магнитофоны,  телевизионная

 
техника и др.).

 

 
Человеческие  факторы  всесторонне  проявляются  и   фиксируются   в   такой

 
целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

 

 
Под  эргономичностью  понимают  свойство  техники   изменять   эффективность

 
трудовой деятельности  в  СЧМ  в  зависимости  от  степени  ее  соответствия

 
физическим, биологическим и психическим  свойствам  человека.  Эргономичность

 
формируется   на   базе   таких   свойств   техники,   как    управляемость,

 
обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

 
Управляемость  –  свойство   техники   изменять   эффективность   выполнения

 
человеком основной и  вспомогательной  работы  при  обеспечении  необходимых

 
технологических операций над предметом  труда.

 

 
Обслуживаемость  –  свойство  техники  изменять   эффективность   выполнения

 
человеком трудовых операций по приведению техники в состояние  готовности  к

 
функционированию и поддержанию  этого состояния во времени.

 

 
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому

 
и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.

 

 
Обитаемость –  эргономическое  свойство  техники,  приближающее  условия  её

 
функционирования к оптимальным  биологическим параметрам внешней  среды,  при

 
которых работающему человеку  обеспечивается  нормальное  развитие,  хорошее

 
здоровье и высокая работоспособность.

 

 
Качественными показателями эргономичности являются:

 
по управляемости:

 
         . среднее  время или коэффициент занятости  человека-оператора

 
           выполнением  определенной единицы технологического  процесса;

 
         . вероятность  выполнения человеком-оператором  единицы

 
           технологического  процесса с заданным качеством;

 
         . производительность  или норма времени на единицу  труда;

 
по обслуживаемости:

 
         . среднее  оперативное время занятия человека  подготовкой техники к

 
           её  применению;

 
         . среднее  оперативное время занятостью  восстановлением или

 
           профилактикой  техники;

 
по освояемости:

 
         . среднее  календарное время профессиональной  подготовки человека-

 
           оператора;

 
         . уровень  квалификации человека, необходимый  для обслуживания

 
           техники.

 

 
Говоря о задачах  эргономики,  необходимо  вести  речь  о  комплексе  задач,

 
стоящих перед эргономикой и решаемых ею.

 

 
Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда,  для

 
чего изучаются возможности и  особенности  различных  категорий  индивидов  с

 
целью учета полученных результатов  при проектировании  оборудования  рабочих

 
мест. В том числе эргономика приобретает  все большее значение  и  в  решении

 
комплексной проблемы реабилитации  лиц,  в  той  или  иной  мере  утративших

 
работоспособность.

 

 
С этой  же  целью  в  эргономике  изучаются  психофизические  возможности  и

 
особенности людей  пожилого  возраста.  Таким  образом,  эргономика  создает

 
научную  базу  для  решения  важной  социальной  проблемы  по  вовлечению  в

 
производительный труд указанной  части населения.

 

 
Эргономика призвана  решать  ряд  проблем,  связанных  с  оценкой  точности,

 
надежности  и  стабильности  работы,  влияния   психической   напряженности,

 
утомления,  эмоциональных   факторов   и   особенностей   нервно-психической

 
организации оператора на эффективность  его деятельности в СЧМ.

 

 
Большое  значение  имеет  создание   эргономического   обеспечения   научной

 
организации и безопасных условий  труда. С этой  целью  должна  производиться

 
разработка эргономических норм и  требований, а также  эргономической  оценки

 
качества промышленной продукции.

 

 

 
Эргономика должна решать также  ряд задач  методологического  характера.  Это

 
связано с тем, что она как наука  находится в стадии  становления,  активного

 
развертывания    исследований.    Разработка    методологических     проблем

 
способствует построению теории эргономики и тем  самым,  обогащает  практику

 
конкретных исследований.

 

 
Выявление  направлений  исследований  и  круга  решаемых   задач   позволяет

 
сформулировать общую  цель  или  главную  задачу  эргономики.  Главная  цель

 
эргономики  формулируется  как  единство  трех   аспектов   исследования   и

 
проектирования: 1) повышение  эффективности  деятельности  и  соответственно

 
функционирования человеко-машинных систем;  2)  охраны  здоровья  людей;  3)

 
всестороннего развития личности  людей,  участвующих  в  трудовом  процессе.

 
Принятие тезиса о триедином  характере  главной  цели  эргономики  позволяет

 
избежать отрыва эргономических исследований  от  конкретных  задач  развития

 
производства.

 

 
Можно  сформулировать   и   основные   задачи   эргономических   разработок,

 
реализуемые при решении любой  эргономической задачи.

 

 
1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа

 
   изучается структура деятельности  оператора, выявляются цели, мотивы  и

 
   способы выполнения трудовой  деятельности, рассматриваются возможные

 
   режимы работы и оценивается  их влияние на результаты труда.  На основании

 
   этих исследований определяются  необходимые требования к характеристикам

 
   человека – оператора.

 
2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека –

Информация о работе Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места