Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

На заводах периода индустриальной цивилизации (который закончился, как

известно, не так уж и давно) работник был частью монотонного,

повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранее

предсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудников

достичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатов

или демонстрации определенного качества работы.

Файлы: 1 файл

реферат по Эргономике.docx

— 92.81 Кб (Скачать файл)

 
тем, что она возникла  на  базе  современной  техники  и  тех  разнообразных

 
требований, которые технические  средства предъявляют к взаимодействующему  с

 
ними человеку.

 
Возникновение эргономики – это  процесс взаимопроникновения нескольких  наук,

 
при котором и происходит междисциплинарный комплексный подход  к изучению

 
трудовой деятельности.

 

 
Однако первоначально эргономика развивалась медленно.  Это  было  связано  с

 
тем, что эргономические рекомендации предполагали внесение изменений  в  уже

 
существующие технические системы (коррективный  этап  развития  эргономики).

 
Решение  проблемы  заключалось  в  том,  чтобы  выработать   соответствующие

 
рекомендации до создания системы (проективный  этап развития эргономики).

 

 
Научно-техническая  революция  способствовала  развитию  эргономики  в  США,

 
Японии,  ФРГ,  Англии  и  других  промышленно-развитых  странах.   Об   этом

 
свидетельствуют многочисленные публикации, создание специальных  ежемесячных

 
журналов, подготовка кадров в области  эргономики.

 
Современные  исследования   оценки   социально-экономической   эффективности

 
внедрения эргономики подтверждают, что  “эргономические мероприятия  дают  от

 
2 до 5% повышения производительности  труда” (Цит. по [7, с.  12]).  Во  всем

 
мире дизайн и эргономика считаются выгодной,  прибыльной  сферой  приложения

 
средств. Крупнейшая  авиастроительная  компания  “Боинг”  в  США  тратит  на

 
эргономические исследования и профилактику заболеваний  у  своих  рабочих  в

 
три раза больше  средств,  чем  на  закупку  “летающего”  металла  алюминия,

 
привлекая к решению возникающих  проблем лучших  специалистов  по  физиологии

 
труда и эргономике. На настоящем  этапе практически  все  средние  и  крупные

 
промышленные предприятия экономически развитых стран  имеют  в  своем  штате

 
специалистов по эргономике.

 

 
В СССР эргономика как самостоятельная  научная дисциплина начала  развиваться

 
в 50-е годы. В 1972 году в Москве была проведена  Международная  конференция

 
ученых  и  специалистов  стран  -  членов  СЭВ   по   вопросам   эргономики,

 
способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований  и

 
практическому внедрению их результатов  в сферу  производства.  В  1992  году

 
Россия была принята в Международную  эргономическую ассоциацию.  В  настоящее

 
время координацией  работ  в  области  эргономики  занимается  Всероссийский

 
научно-исследовательский институт технической эстетики  (ВНИИТЭ),  созданный

 
в 1962 г. Институт базирует свои исследования и разработки на  использовании

 
компьютерных  технологий  и  программ,  рассматривая  их   как   современную

 
техническую основу создания высококачественной продукции.

 
 
Основные направления деятельности ВНИИТЭ:

 
фундаментальные и прикладные исследования в области теории и методики

 
дизайна;

 
освоение и внедрение современных  технологий и достижений науки и  техники

 
для создания промышленных изделий  с высокими потребительскими свойствами;

 
формирование государственной системы  цвета;

 
подготовка и повышение квалификации кадров в области дизайна;

 
рекламно-выставочная пропаганда в  области науки и новых технологий;

 
обеспечение профессиональной информацией  специалистов в области науки,

 
промышленности и управления;

 
редакционно-издательская и полиграфическая  деятельность.

 

 
ВНИИТЭ располагает квалифицированными кадрами специалистов,  обеспечивающими

 
профессиональный уровень исследований и разработок. В институте работает  80

 
научных работников и дизайнеров, в  том числе  8  докторов  и  15  кандидатов

 
наук. Институт подготавливает кадры  высшей  квалификации  по  специальностям

 
“Техническая эстетика” и “Эргономика”.

 

 
Кроме  ВНИИТЭ  ведущей  научно-исследовательской  организацией  в  России  в

 
области   эргономики   является   Государственное   унитарное    предприятие

 
“Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок”  (Эргоцентр).

 
Эргоцентр имеет статус головной организации Министерства  экономики РФ  по

 
эргономике  и  базовой  организации  Министерства  обороны  РФ  по   военной

 
эргономике. Организация существует  с  1978  года,  в  свою  нынешнюю  форму

 
преобразована в 1991 году.

 

 
Основными направлениями  работ являются:

 
организация эргономических исследований и разработок, научно-методическое

 
руководство внедрением их результатов  в практику;

 
проведение независимой эргономической экспертизы важнейших образцов

 
специальной техники и техники  народнохозяйственного назначения;

 
разработка нормативно-технических  документов по эргономике.

 

 
Таким  образом,  становление  и  развитие  эргономики  отражает  объективные

 
потребности  общественного  производства  в  синтезе  достижений  социально-

 
экономических, естественных  и  технических  наук  применительно  к  задачам

 
исследования   и   проектирования   организации   труда,    повышения    его

 
эффективности и качества.

 

 

 

 
Структура эргономики, основные понятия эргономики

 

 

 
В ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и  оформилась

 
как наука. Эргономика, как и любая  наука, характеризуется:

 

 
объектом и предметом изучения;

 
принципами, положенными в основу научных исследований;

 
задачами, стоящими перед наукой;

 
методами исследования и решения  поставленных задач.

 

 
В  то  же  время  стала  привычной  основная  терминология,  используемая  в

 
эргономике,  хотя  в  ней  широко  применяются  термины  смежных  дисциплин:

 
физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.

 

 
Хорошее знание языка дисциплины является основой для ее  успешного  изучения

 
и применения.

 

 
Оператор – любой  человек,  управляющий  машиной,  связанный  с  оперативным

 
управлением  процессами,  причем,  главным  образом,  в  механизированных  и

 
автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа

 
выделяют пять классов операторской деятельности.

 

 
1. Оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс,

 
   работает в режиме немедленного  обслуживания, совершает преимущественно

 
   исполнительные действия, руководствуясь  при этом инструкциями,

 
   содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в

 
   его деятельности являются  функции формального перекодирования  и передачи

 
   информации.

 
2. Оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится

 
   управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями  мышечной

 
   энергии.

 
3. Оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения

 
   радиолокационных станций,  диспетчеры энергетических, транспортных  систем

 
   и т.п. Это классический  тип оператора, наиболее исследованный  и описанный

 
   в литературе. Для него  характерен большой объем информационных  потоков.

 
   Он может работать как  в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного

 
   обслуживания.

 
4. Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата

 
   понятийного мышления и  опыта, заложенных в образно-концептуальных

 
   моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных

 
   систем, дешифровщики объектов  или изображений и т.д.

 
5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы

 
   или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться  как

 
   непосредственно, так и  опосредствованно – с помощью  технических средств и

 
   каналов связи. Большое  значение в его деятельности  имеет учет не только

 
   возможностей и ограничений  машинных компонентов системы,  но и

 
   особенностей подчиненных.  Основной режим деятельности  оператора-

 
   руководителя – оперативное  мышление.

 

 
В сферу изучения эргономики включают  также  труд,  выполняемый  вручную.  В

 
этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия  на

 
любом рабочем месте.

 

 
С  этих  позиций  операторами  являются  дежурный   по   станции,   поездной

 
диспетчер,   маневровый   диспетчер,   дежурный   по   отделению,   машинист

 
локомотива,   начальник   станции    и    другие    оперативные    работники

 
железнодорожного транспорта.

 

 
Машина    –    любое    техническое    устройство,    предназначенное    для

 
целенаправленного изменения материи, энергии или информации. В эргономике  в

 
качестве машин рассматриваются:

 

 
1) производственная  техника  (машины,  механизмы,  инструменты,  аппаратура

 
   управления машинами и  технологическими процессами, средствами  транспорта,

 
   коммуникации, связи и т.п.);

 
2) непроизводственная техника  (средства  коммунальной  и  бытовой   техники,

 
   техника передвижения, техника  образования и культуры и др.);

 
3)  военная  техника  (танки,  ракетные  установки,  летательные   аппараты,

 
   надводные и подводные  суда и т.п.).

 

 
В литературе по эргономике наряду с  терминами  “машина”  используются  также

 
“техника” и “автомат”. На железнодорожном  транспорте оператор имеет дело  со

 
следующими  машинами:  локомотивы,  дрезины,  краны,   устройства   горочной

 
автоматики,  радиостанции,  пульты-табло  дежурных  по  станции  и  поездных

 
диспетчеров и т.д.

 

 
Среда – внешние факторы, оказывающие  влияние на работу оператора  и  машины.

 
Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав  воздуха,

 
шум, вибрацию, но и социально-психологические  факторы, команды  и  пояснения

 
руководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.

Информация о работе Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места