Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - спрогнозировать ситуацию и выявить основные тенденции в развитии электронной торговли в России, как экономической составляющей становления глобального информационного общества.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности глобального информационного общества
2. Выявить преимущества информационного общества для экономической деятельности

Файлы: 1 файл

Кузин Я.В. - Электронная торговля.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Санкт-Петербургский  государственный университет кино и телевидения

Институт экономики  и управления

Кафедра управления экономическими и социальными процессами

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Прогнозирование развития хозяйства»

на тему: «Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 949 группы, 3 курса, ДО

Кузин Я.В.

Руководитель:

к.э.н., доцент Какосьян Э.К.

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

 

 

Введение

Стремительное развитие и распространение новых  информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня  характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире в целом

Предоставив уникальные возможности в области передвижения капитала, товаров и услуг, информационные и коммуникационные технологии стали основой формирования нового типа экономики - “киберэкономики”. Существующие экономические системы вынуждены приспосабливаться к информационной и компьютерной реальности. Ускоряющееся развитие и распространение информационно-телекоммуникационных систем, связанных между собой и пересекающих традиционные национальные, политические и экономические границы, привели к вынужденному изменению направления политической мысли.

Актуальность  данной работы объясняется тем, что  Российский рынок интернет услуг  прогрессивно развивается, практически  каждый второй пользователь интернета  совершает ту или иную покупку  через Сеть. Следовательно каждый из нас рано или поздно станет участником электронной торговли.

Целью данной курсовой работы является - спрогнозировать ситуацию и выявить основные тенденции в развитии электронной торговли в России, как экономической составляющей становления глобального информационного общества.

Задачи:

      1. Раскрыть понятие и особенности глобального информационного общества
      2. Выявить преимущества информационного общества для экономической деятельности
      3. Рассмотреть состояние формирования информационного общества в современной России
      4. Раскрыть понятие и сущность электронной торговли. Выявить ее формы и виды
      5. Проанализировать историю становления глобального информационного общества и выявить основные тенденции развития
      6. Проанализировать состояние современной электронной торговли в мире и России
      7. Составить прогноз развитие электронного рынка в России на примере интерент-магазина ozon.ru
      8. Сделать выводы и выявить основные тенденции в электронной торговли в России.

Объектом прогнозирования, станет один из крупнейших интеренет-мазазинов в Российском разделе Интерента – ozon.ru

 

Глава 1.

Сущность и развитие электронной  торговли как экономической составляющей становления глобального информационного  общества

§ 1.1. Понятие, особенности глобального информационного общества

Понятие "информационное общество" появилось во второй половине 1960-х гг. Наряду с ним использовались такие термины, как "технотронное общество", "общество знания", "постиндустриальное общество". Представление об информационном обществе связаны с концепцией "Трех волн" Э. Тоффлера.

Теоретик информационного общества Э. Тоффлер предлагает собственную схему исторического процесса. В своей книге «Третья волна» он выделил в истории цивилизации три волны: первая волна – аграрная (до XVIII века),  вторая – индустриальная (до 50-х годов ХХ века) и третья – постиндустриальная (начиная с 50-х годов). «Ближайший исторический рубеж так же глубок, как и первая волна изменений, запущенная десять тысяч лет назад путем введения сельского хозяйства, - пишет он. Вторая волна изменений была вызвана индустриальной революцией. Мы – дети следующей трансформации, третьей волны». 1 Последняя обозначилась в результате разворачивающейся информационной революции.

Постиндустриальному обществу, на его взгляд, присущи  такие черты, как деконцентрация производства и населения, резкий рост информационного обмена, превалирование самоуправленческих политических систем, а также дальнейшая индивидуализация личности при сохранении солидарных отношений между людьми и сообществами.

Традиционным  громоздким корпорациям Тоффлер  противопоставляет малые экономические формы, среди которых он особенно выделяет индивидуальную деятельность в «электронном коттедже». Последний представляется автору следующим образом: «Радикальные изменения в сфере производства неизбежно повлекут за собой захватывающий дух социальные изменения. Еще при жизни нашего поколения крупнейшие фабрики и учреждения наполовину опустеют и превратятся в складские или жилые помещения. Когда в один прекрасный день мы получим технику, позволяющую в каждом доме оборудовать недорогое рабочее место, оснащенной «умной» печатной машинкой, а может быть, еще и копировальной машиной или компьютерным пультом и телекоммуникационным устройством, то возможности организации работы на дому резко возрастут».

Сам термин "информационное общество" впервые появился в Японии в 1966 году. Он стал основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Американский специалист Ф. Махлуп еще в начале 60-х гг. говорил, что информация может рассматриваться как своего рода промышленный продукт и производство ее – один из видов промышленной индустрии. Но именно японцы стали активными пропагандистами идеи о промышленном значении информации. И они блестяще использовали ее в конкурентной борьбе на мировом рынке.

В условиях глобализации и становления нового международного информационного порядка слова  «кто владеет информацией - владеет  миром», произнесенные почти четыре столетия назад известным английским философом Френсисом Бэконом, приобретают качественно новый смысл.

Существенным  толчком для дальнейшего развития идей глобального информационного  общества послужил выход в 1973 году книги  американского социолога Д. Белла  «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования».  В ней автор разделяет историю человеческого общества на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Ученый стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно Т. Веблену и другим теоретикам индустриализма он трактует индустриальное общество как общество, в котором главной целью ставится производство максимального числа машин и вещей. Существенной чертой постиндустриального стадии является, по мнению Д. Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом.

Известный английский ученый Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать  и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики - информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации.2

Рубеж 1980-90-х годов можно обозначить как начало нового этапа в развитии идей глобального информационного общества. Прежде всего этот период связан с результатами исследований Питера Дракера и Мануэля Кастельса. П. Дракер, известный американский экономист, один из создателей современной теории менеджмента, принимал активное участие еще в дискуссиях начала 70-х годов. Однако свой непосредственный вклад в формирование нового облика существующих концепций постиндустриализма он внес позднее, опубликовав книгу «Посткапиталистическое общество».  Ядром концепции Дракера является идея преодоления традиционного капитализма, причем, основными признаками происходящего сдвига считаются переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. Современная эпоха, по мнению Дракера,  представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях. 3

Обобщая существующие подходы  к трактовке понятия “глобальное  информационное общество”, можно сказать, что в настоящее время под таковым понимается:

- общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие и конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий;

- общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;

- глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; где с помощью научной обработки данных и поддержки знания будут приниматься более продуманные и обоснованные решения с целью улучшения качества жизни во всех ее аспектах;

- общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой, открывает каждому сообществу новые возможности для самореализации.

§ 1.2. Преимущества информационного общества для экономической деятельности

Можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название “глобальная сетевая экономика” и определяется как среда, где компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями.

С другой стороны, использование  Интернет-технологий несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции. Сегодня компании обладают возможностью проводить видеоконференции и виртуальные презентации, обеспечивающие наибольший охват аудитории; создавать на WWW свои “витрины”, где потенциальные покупатели могут не только получить полную информацию о компании, предоставляемых ею услугах и продукции, но и высказать по этому поводу свое мнение. Это, в свою очередь, позволяет компаниям налаживать обратную связь с клиентами, выявить наиболее популярные услуги и товары и в соответствии с этим координировать свою деятельность. И, наконец, приемлемые затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих географических факторов совместной предпринимательской деятельности, что позволило, в первую очередь, крупным международным корпорациям экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Наличие же различных электронных платежных систем предоставило возможность выигрывать на, пожалуй, самом главном в бизнесе -  времени.

Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Важнейший ресурс - интеллект - в условиях сети оказался чрезвычайно мобильным. Это создает благоприятную почву для развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых теле- или удаленной работой. Развитие информационно-коммуникационных технологий несет в себе значительные перемены в политической жизни общества. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа максимального числа людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также к большому объему аналитической информации по этому поводу. Во-вторых, принципиальное нововведение заключается в возможности каждого гражданина с относительно минимальными затратами обратиться к неограниченной по своему составу аудитории и высказать по тому или иному вопросу свое мнение.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии переживают процесс ускоренного  развития. Если раньше он протекал в  направлении четко определенной специализации и дифференциации, то сегодня ситуация принципиально изменилась: главным условием, которому технологии должны соответствовать, является возможность их универсального использования. Это требование, в частности, нашло отражение в развитии мобильного Интернета как нового вида коммуникации, смартфонов, коммуникаторов как средств работы в этой среде.

§ 1.3. Формирование информационного общества в современной России

В России проблема формирования информационного общества рассматривается сейчас как необходимое условие для устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику. Следует признать, к сожалению, насколько сильно мы на сегодняшний день отстали в этой области, хотя в последнее время темпы информатизации в целом быстро растут. С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд основополагающих документов, разработаны соответствующие программы, среди которых Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и др.

В Концепции  особо подчеркивается, что ведущая  роль в развитии информационного  общества в России должна принадлежать государству. В России внедрена программа «модернизации». Создан аналог американской силиконовой долины – проект Сколково. Но это попытки искусственно, государственными методами и путем создать в России информационное общество. Реальные примеры электронного бизнеса в России, которые можно считать предпосылками перехода к информационному обществу, можно пересчитать по пальцам. Это такие проекты как Вконтакте, Лаборотория Касперского и другие.

Информация о работе Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества