Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точк

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
1. Ценовая эластичность спроса..……………………………………..………..6
2. Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………...14
3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………………17
4. Эластичность спроса по доходу…………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Предложение и факторы его окружающие………………………………..22
2. Виды эластичности предложения………………………………………….25
ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
1. Его состав и характеристика важнейших элементов……………………...27
2. Особенности формирования предложения на потребительском рынке…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

курсовая раб по макро-3 курс.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Количество проданных батонов, шт.

Цена, руб.

Выручка, руб.

Коэффициент

эластичности

 

500

3,5

1750

--

 

1000

3,0

3000

4,3

 

1500

2,5

3750

2,2

 

2000

2,0

4000

1,3

 

2500

1,5

3750

0,8

 

 

Источник: Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Издательство “Вита-Пресс”, 2002. - 496 с.

 

Как измерить изменение  величины спроса? Возьмем второй интервал – от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном отношении это составит, лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 батонов.

Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов  составит 500:1250=0,4 (или 40%).

В общем виде формула  для определения процентного изменения

величины спроса?

Q будет выглядеть:

где Q0 и Q1 -- величина спроса до и после изменения цены, шт.

 

Аналогично для определения процентного изменения цены?

P выбранном интервале получаем:

где Р0 и Р1 -- соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:

Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале – неэластичен.

На участках эластичного  спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей  выручки от реализации продукции  фирмы, на участке неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы,  влияющие на эластичность спроса

 

Важным моментом, оказывающим  воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время  спрос на отдельные сорта хлеба  является относительно эластичным, так  как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может  перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном  периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос

 

на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к  следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения  эластичности во времени объясняется  тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность  изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью  того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости  неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

 

Рис.1-6 Эластичность спроса по цене

Источник: Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

 

Факторы:

1.Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта  предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того,  насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем  выше эластичность спроса  на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя,

долговечности продукта.

5. Разнообразие возможностей использования товара. Чем разнообразней эти возможности, тем выше эластичность спроса.

6.   Качество товара. Чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него.

7.   Насыщение потребителей. По мере насыщения рынка товаром эластичность спроса на него падает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перекрестная эластичность спроса

 

Перекрестная эластичность – это реакция чувствительности спроса на данный товар при изменении цены на взаимосвязанный товар.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения  степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого  товара. Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

где “с” в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 11 до 12 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные  товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми.

 

 

 

4. Эластичность  спроса по доходу

 

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при  росте или снижении доходов. В  развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в  услугах, предметах роскоши, а в развивающихся – в товарах длительного пользования.

Эластичность спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:  

где Q и QСР – приращение и средняя величина спроса,

I и IСР – приращение и средняя величина дохода.

Эластичность спроса по доходу на различные товары различна.

Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает – это товары низкого качества – например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. Для товаров качественных – чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

В табл. 2 приведена эластичность товаров по доходу в США (2001г.) Представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Эластичность товаров по доходу в США (2001г.)

Группа товаров

Наименование товаров

Значение

 

1

2

3

 

Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью

Цельное молоко

Свинина

Картофель

-0,5

-0,2

-0.2

 

Неэластичные товары

Кофе 

Птица

Сыр

Говядина 

Сигареты

0,0

0,3

0,4

0,5

0,8

 

Эластичные товары

Бензин 

Вино 

Товары длительного  пользования

1,1

1,4

1,8

 

 

Источник: Булатов А. С. Экономика/Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 896 с.

 

Обследования, проведенные  в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода.

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Еd таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете

 

 

продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель – безусловно, блага низшего порядка.

Чем больше население  страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее  время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить  даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато.

 

Рис.1-7 Низкий и высокий эластичный спрос

Источник: Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория.

Фортуна-Пресс, 2000. 

 

 

ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Предложение и факторы его окружающие

 

В экономической теории рассматривается и эластичность предложения как ответная реакция изменения объема предложения на изменение цены.

Эластичность предложения  по цене – это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение.

«Эластичность» в русском  языке обозначает гибкость, плавность. Необходимость использования этого  термина в экономической теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавливающих зависимость между относительными, процентными изменениями параметров, исключающих такие ограничения.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики