Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 05:17, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точк

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА
1. Ценовая эластичность спроса..……………………………………..………..6
2. Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………...14
3. Перекрестная эластичность спроса…………………………………………17
4. Эластичность спроса по доходу…………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Предложение и факторы его окружающие………………………………..22
2. Виды эластичности предложения………………………………………….25
ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
1. Его состав и характеристика важнейших элементов……………………...27
2. Особенности формирования предложения на потребительском рынке…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

курсовая раб по макро-3 курс.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

По продовольственным  же товарам специалисты торговли отдают свое предпочтение реализации отечественной продукции, в основном местных товаропроизводителей.

Большинство потребителей (82,4%) отдают свои предпочтения при покупке  непродовольственных товаров импортной  продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать

 

непродовольственные товары отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.

При покупке же продовольственных  товаров большая часть опрошенных потребителей (82%) предпочитают приобретать  отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.

Покупатели стали меньше внимания обращать на внешний привлекательный  вид продуктов питания и больше на их экологическую безопасность и  срок годности. При выборе потребителями непродовольственных товаров основными критериями являются также цена реализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество (69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большее внимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (54,5%), и торговой марке производителя (72%).

Исследования показали, что товарное предложение непродовольственных  товаров на региональном потребительском рынке формируется на 65-70% за счет импортных товаров, причем наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.

 

На наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе  развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10 - 15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику.

Формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:

· Развитие отечественного производства и переработки продуктов  питания.

· Развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.

В первом направлении  наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции необходима помощь государства и прежде

 

всего местных органов  власти. Помощь данным предприятиям может  быть

осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое  перевооружение и реконструкцию  под минимальные проценты, в форме  льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие, и расширение производства высококачественных продуктов питания. Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий по упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием позволили значительно увеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить их ассортимент, что привело к увеличению доли продовольственного рынка, занимаемого данным предприятием.

Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса.

Вместе с тем, проведенные  исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т.д. Большая же часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов.

Вследствие данной сложившейся  ситуации торговля не выполняет в  должной мере одну из своих основных функций - выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию  является первейшей задачей фирмы  в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения  зависит от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою

 

очередь, эта мобильность  ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы  на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики.

Любой рынок состоит  из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально  полно удовлетворить собственные  потребности при любой установленной  на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке

 

цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.

Например, для рынка  ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Булатов А. С. Экономика/Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 896 с.

2. Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория.

Фортуна-Пресс, 2000. 
3. Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина - Киров: АСА, 2000.

4. Кожекин Ю.П. Экономическая теория: Учебное пособие. Часть 1. Второе изд-е / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Центр дистанционного обучения. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. – 149 с.

5. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики / Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИД “МиМ”, 2001. - 224 с. с ил.

6. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. - М.: Издательство “Вита-Пресс”, 2002. - 496 с.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. - М.: 2002. Т. 2. С. 400

8. Товарные рынки - статистика // http://www.einform.com.ua/Tovarnye_rynky/statictics/Ukrayna_sobrala1188711.html

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: “Дело ЛТД”, 2002. - 864 с.

10. Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.


Информация о работе Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики