Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:50, курсовая работа
Работа содержит данные о развитии системы стимулирования экспорта в России и о действующей в РФ системы поддержки экспорта
Введение
Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России
1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту
1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно- тарифного регулирования
1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки
Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта
2.1 Нормативно-правовое регулирование экспорта
2.2 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России
Заключение
Список использованной литературы
В этих документах определена
роль выставочно-ярмарочной деятельности
как инструмента
План реализации мероприятий Концепции, включающий 9 основных направлений развития выставочной деятельности, предполагает совершенствование нормативно-правовой базы выставочной деятельности, и, прежде всего, разработку проекта федерального закона о развитии выставочной деятельности в условиях рыночной экономики.
Концепцией и Планом
ее реализации предусмотрены три
формы государственной
Одним из важнейших условий предоставления всех форм государственной поддержки, и в особенности финансовой, является содействие данного мероприятия продвижению российской экспорто ориентированной продукции на внешние рынки.
Особую роль в предоставлении
организационной и
В их функции входят развертывание
информационной кампании в средствах
массовой информации страны пребывания
о предстоящем участии в
По решению Правительства Российской Федерации в июне 2001 года подана заявка в Международное бюро выставок о проведении в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО". Для продвижения на международном уровне кандидатуры Российской Федерации как организатора выставки был создан Национальный организационный комитет во главе с Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым. Предполагалось, что проведение выставки "ЭКСПО-2010" в России даст новый импульс развитию российского экспорта.
Необходимо отметить, что, начиная с 1994 года, средства федерального бюджета, выделяемые на выставочную деятельность за рубежом в рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, в среднем ежегодно увеличивались на 10%.
В середине 90-х годов обсуждалась идея создания Фонда поддержки экспорта для финансирования различного рода мероприятий по продвижению отечественной продукции на внешние рынки, содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности, финансирования оказания информационно-консультационных услуг и технической помощи экспортерам по предконтрактной проработке экспортных операций.5
Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта
2.1 Нормативно-правовое регулирование экспорта
Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным.
Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.
Содержание данного Закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.
Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.
В ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.
Нормативно-правовое регулирование
внешнеэкономической
Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
В законе впервые более четко определены компетенции Правительства РФ и ЦБ России в области валютного регулирования.
Развитию взаимовыгодного
внешнеэкономического сотрудничества
между государствами-членами
Подтверждением подлинности сертификата о происхождении товара из данного государства являются:
Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.
Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.
Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.
Основополагающими законодательными актами, регулирующими экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).
Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.
Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.
На базе вышеназванных
законов органами исполнительной власти
различного уровня – от Правительства
РФ до Федеральной таможенной службы
РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой
службы, а также других органов
– формируются подзаконные
Особо следует отметить, что принятием постановления правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 « О министерстве экономического развития РФ». Министерство экономического развития получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.
Учет участников внешнеторговой деятельности в системе таможенного регулирования ведется в целях идентификации юридических лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в части принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.
Кроме того, из программных документов, отдельной программы развития экспорта в РФ на данный момент не принято. Но вопросы развития экспорта рассматриваются в рамках других программ. Например, в программе « Развитие экспорта транспортных услуг» (2010-2015 годы), разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Целями данной подпрограммы являются:
Задачами подпрограммы являются:
Также разрабатываются программы развития экспорта в рамках развития отдельных областей. Например, программы развития Калининградской, Нижегородской областей.
В Нижегородской области – это «Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области до 2020 года», утвержденная Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым 25 ноября 2008 года, в которой предусмотрен раздел «Развитие экспортного потенциала».
Либо же направления развития экспортного потенциала предусмотрены в программах развития отдельных отраслей. Примером такой программы может служить Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 « Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 « О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» устанавливает единые правила страхования экспортных кредитов.
Отдельные аспекты повышения
экспортного потенциала освещены в
«Концепции внешней политики РФ», утверждена
12.07.2008 № ПР-1440 и « Концепции
долгосрочного социально-
2.2 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России
В настоящее время состояние ведущих экспорто ориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.) характеризуется следующими показателями:
О товарной структуре экспорта можно судить по таблице №1.
Товарная структура экспорта РФ
Таблица 1
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Миллиардов долларов США | ||||||||
Экспорт — всего |
78,2 |
103 |
182 |
241 |
301 |
352 |
468 |
302 |
в том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1,4 |
1,6 |
3,3 |
4,5 |
5,5 |
9,1 |
9,3 |
10,0 |
минеральные продукты |
33,3 |
55,5 |
105 |
156 |
199 |
228 |
326 |
203 |
продукция химической промышленности, каучук |
7,8 |
7,4 |
12,0 |
14,4 |
16,7 |
20,8 |
30,2 |
18,7 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
4,4 |
4,5 |
7,0 |
8,3 |
9,5 |
12,3 |
11,6 |
8,4 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,1 |
0,8 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
20,9 |
22,4 |
36,7 |
40,6 |
48,9 |
56,0 |
61,8 |
38,7 |
машины, оборудование и транспортные средства |
8,0 |
9,1 |
14,1 |
13,5 |
17,4 |
19,7 |
22,8 |
17,9 |
прочие |
1,0 |
1,6 |
2,1 |
2,5 |
3,1 |
4,4 |
4,5 |
3,8 |
В процентах к итогу | ||||||||
Экспорт — всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||||
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1,8 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
2,6 |
2,0 |
3,3 |
минеральные продукты |
42,5 |
53,8 |
57,8 |
64,8 |
65,9 |
64,9 |
69,8 |
67,4 |
продукция химической промышленности, каучук |
10,0 |
7,2 |
6,6 |
6,0 |
5,6 |
5,9 |
6,4 |
6,2 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
5,6 |
4,3 |
3,9 |
3,4 |
3,2 |
3,5 |
2,5 |
2,8 |
текстиль, текстильные изделия и обувь |
1,5 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них |
26,7 |
21,7 |
20,2 |
16,8 |
16,3 |
15,9 |
13,2 |
12,9 |
машины, оборудование и транспортные средства |
10,2 |
8,8 |
7,8 |
5,6 |
5,8 |
5,6 |
4,9 |
5,9 |
прочие |
1,3 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
0,9 |
1,2 |