Экспортная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит данные о развитии системы стимулирования экспорта в России и о действующей в РФ системы поддержки экспорта

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России
1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту
1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно- тарифного регулирования
1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки
Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта
2.1 Нормативно-правовое регулирование экспорта
2.2 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МЭО реал.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

В этих документах определена роль выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента макроэкономической и инвестиционной политики, одного из направлений содействия российскому  экспорту.

План реализации мероприятий Концепции, включающий 9 основных направлений развития выставочной деятельности, предполагает совершенствование нормативно-правовой базы выставочной деятельности, и, прежде всего, разработку проекта федерального закона о развитии выставочной деятельности в условиях рыночной экономики.

Концепцией и Планом ее реализации предусмотрены три  формы государственной поддержки  участников выставочной деятельности: финансовая, организационная и информационная.

Одним из важнейших условий  предоставления всех форм государственной поддержки, и в особенности финансовой, является содействие данного мероприятия продвижению российской экспорто ориентированной продукции на внешние рынки.

Особую роль в предоставлении организационной и информационной поддержки призваны сыграть представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

В их функции входят развертывание  информационной кампании в средствах  массовой информации страны пребывания о предстоящем участии в выставке российских организаций; привлечение к предстоящему событию внимания потенциальных иностранных партнеров российских товаропроизводителей; предоставление российским организациям подробных данных об условиях участия в соответствующем мероприятии.

По решению Правительства Российской Федерации в июне 2001 года подана заявка в Международное бюро выставок о проведении в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО". Для продвижения на международном уровне кандидатуры Российской Федерации как организатора выставки был создан Национальный организационный комитет во главе с Председателем Правительства Российской Федерации М.М. Касьяновым. Предполагалось, что проведение выставки "ЭКСПО-2010" в России даст новый импульс развитию российского экспорта.

Необходимо отметить, что, начиная с 1994 года, средства федерального бюджета, выделяемые на выставочную деятельность за рубежом в рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, в среднем ежегодно увеличивались на 10%.

В середине 90-х годов  обсуждалась идея создания Фонда поддержки экспорта для финансирования различного рода мероприятий по продвижению отечественной продукции на внешние рынки, содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности, финансирования оказания информационно-консультационных услуг и технической помощи экспортерам по предконтрактной проработке экспортных операций.5

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Действующая в  РФ система поддержки экспорта

 

2.1 Нормативно-правовое регулирование экспорта

Нормативно-правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным.

Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.

Содержание данного  Закона определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства.

Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования  в РФ являются ЦБ РФ и Правительство  РФ.

ЦБ РФ определяет и  устанавливает единые формы учета  и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также  установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.

В ФЗ РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.

Нормативно-правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности распространяется на ее участников, состав которых представлен по законодательству РФ как резидентами, так и нерезидентами.

Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов физических лиц представлен гражданами РФ, кроме  тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В законе впервые более  четко определены компетенции Правительства  РФ и ЦБ России в области валютного  регулирования.

Развитию взаимовыгодного  внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ  способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров, установленные Соглашением от 20 ноября 2009 года «О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ». Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.

Подтверждением подлинности  сертификата о происхождении  товара из данного государства являются:

  • письменная декларация экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
  • письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, подтверждающее подлинность представленных экспортером сведений.

Отсутствие надлежаще  оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.

Товары, происхождение  которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с  уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам  из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.

Указанные режимы восстанавливаются  для таких товаров, если в течение  года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет  получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.

Основополагающими законодательными актами, регулирующими экспорт, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).

Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал  правовую основу внешнеэкономических  отношений в стране, установил  механизм и порядок таможенного контроля.

На базе вышеназванных  законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства  РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Федеральной налоговой  службы, а также других органов  – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулировования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

Особо следует отметить, что принятием постановления  правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 « О министерстве экономического развития РФ». Министерство экономического развития получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.

Учет участников внешнеторговой деятельности в системе таможенного  регулирования ведется в целях  идентификации юридических лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в части принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

Кроме того, из программных  документов, отдельной программы  развития экспорта в РФ на данный момент не принято. Но вопросы развития экспорта рассматриваются в рамках других программ. Например, в программе « Развитие экспорта транспортных услуг» (2010-2015 годы), разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Целями данной подпрограммы являются:

  • повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации и реализация транзитного потенциала страны;
  • улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Задачами подпрограммы являются:

  • обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;
  • формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями на условиях государственно-частного партнерства.

Также разрабатываются  программы развития экспорта в рамках развития отдельных областей. Например, программы развития Калининградской, Нижегородской областей.

В Нижегородской области  – это «Концепция развития малого и среднего предпринимательства  на территории Нижегородской области  до 2020 года», утвержденная Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым 25 ноября 2008 года, в которой предусмотрен раздел «Развитие экспортного потенциала».

Либо же направления  развития экспортного потенциала предусмотрены  в программах развития отдельных  отраслей. Примером такой программы может служить Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. N 119 « Об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».

Постановлением Правительства  РФ от 19 февраля 2008 г. N 100 « О порядке осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков» устанавливает единые правила страхования экспортных кредитов.

Отдельные аспекты повышения  экспортного потенциала освещены в  «Концепции внешней политики РФ», утверждена 12.07.2008 № ПР-1440 и « Концепции  долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» от 17.11.2008 года № 1662-р.

 

2.2 Место и роль сырьевого комплекса в формировании экспортного потенциала России

В настоящее время  состояние ведущих экспорто ориентированных отраслей (топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, лесопромышленного комплекса и др.) характеризуется следующими показателями:

  • постепенное истощение старых месторождений и рост затрат на разведку и развитие технологий для повышения эффективности добычи, необходимость строительства новых трубопроводов (прежде всего, нефтяная и газовая отрасли);
  • необходимость модернизации основных фондов (характерна для всех отраслей);
  • высокие транспортные издержки (для большинства экспорто ориентированных отраслей).

О товарной структуре  экспорта можно судить по таблице  №1.

 

Товарная структура  экспорта РФ

Таблица 1

 

1995

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Миллиардов долларов США

Экспорт — всего

78,2

103

182

241

301

352

468

302

в том  числе:

               

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,4

1,6

3,3

4,5

5,5

9,1

9,3

10,0

минеральные продукты

33,3

55,5

105

156

199

228

326

203

продукция химической промышленности, каучук

7,8

7,4

12,0

14,4

16,7

20,8

30,2

18,7

кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них

0,3

0,3

0,4

0,3

0,4

0,3

0,4

0,2

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

4,4

4,5

7,0

8,3

9,5

12,3

11,6

8,4

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,1

0,8

1,1

1,0

1,0

1,0

0,9

0,7

металлы, драгоценные камни и изделия  из них

20,9

22,4

36,7

40,6

48,9

56,0

61,8

38,7

машины, оборудование и транспортные средства

8,0

9,1

14,1

13,5

17,4

19,7

22,8

17,9

прочие

1,0

1,6

2,1

2,5

3,1

4,4

4,5

3,8

 

В процентах к итогу

Экспорт — всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том  числе:

               

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

1,8

1,6

1,8

1,9

1,8

2,6

2,0

3,3

минеральные продукты

42,5

53,8

57,8

64,8

65,9

64,9

69,8

67,4

продукция химической промышленности, каучук

10,0

7,2

6,6

6,0

5,6

5,9

6,4

6,2

кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них

0,4

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

5,6

4,3

3,9

3,4

3,2

3,5

2,5

2,8

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,5

0,8

0,6

0,4

0,3

0,3

0,2

0,2

металлы, драгоценные камни и изделия  из них

26,7

21,7

20,2

16,8

16,3

15,9

13,2

12,9

машины, оборудование и транспортные средства

10,2

8,8

7,8

5,6

5,8

5,6

4,9

5,9

прочие

1,3

1,5

1,1

1,0

1,0

1,2

0,9

1,2

Информация о работе Экспортная политика